Виды ринолалии

Ринолалия

Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика и прогноз

Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

Этиология

Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.

Причины врождённой формы недуга представлены:

  • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
  • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
  • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
  • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
  • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

Причины ринолалии

Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

  • токсоплазмоз и краснуху;
  • эпидемический паротит;
  • грипп и другие инфекционные процессы.

Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

  • воздействие токсических веществ на организм беременной;
  • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
  • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
  • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

  • расщелина губы или неба;
  • несимметричность кончика носа;
  • асимметрия крыльев носа.

Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

  • деформации неба рубцового характера;
  • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
  • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

  • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
  • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

  • искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
  • появление доброкачественных новообразований или полипов;
  • гипертрофия слизистой носа;
  • злокачественные опухоли в носу;
  • образование непарной миндалины.

Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

  • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
  • различных отклонений неврологического происхождения;
  • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

Классификация

Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

Классификация ринолалии

Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

  • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
  • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
  • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

  • органической. Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
  • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

  • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения аденоидов, отчего они приводят к перекрытию хоаны;
  • задняя – развивается из-за хронического насморка, полипов или искривления перегородки носа.

Симптоматика

Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

  • нарушение дыхательной функции;
  • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
  • недостаток массы тела новорождённого;
  • присутствие врождённых расщелин лица;
  • опущение верхнего века;
  • тихая речь;
  • непроизвольные колебательные движения глаз;
  • гиперрефлексия;
  • задержка речевого развития – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
  • появление гримас во время общения;
  • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
  • олигофрения;
  • раздражительность и замкнутость;
  • повышенная предрасположенность к таким недугам, как отит и бронхит, пневмония или евстахиит.

Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

  • изменение тембра голоса;
  • нарушение в произношении носовых звуков;
  • трудности при общении с посторонними людьми;
  • неестественность и тусклость голоса;
  • необходимость в постоянном дыхании через рот;
  • склонность к простудным недугам;
  • развитие астенического синдрома;
  • нарушение письма, что выражается в дислексии или дисграфии;
  • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

Диагностика

Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

  • челюстно-лицевой хирург;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • ортодонт;
  • фониатр;
  • дефектолог;
  • психолог.

Первичная диагностика включает в себя:

  • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
  • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
  • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

Логопедическое обследование основывается на оценивании:

  • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
  • дыхания — физиологического и фонационного;
  • голоса и произношения всех звуков;
  • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:

  • рентгенографию носоглотки;
  • риноскопию;
  • Риноскопия

  • электромиографию;
  • фарингоскопию;
  • КТ и МРТ.

Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

Лечение

Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

  • применения глоточного обтуратора;
  • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
  • удаления аденоидов и полипов в носу;
  • иссечения новообразований глотки;
  • септопластики.

Терапия функциональной ринолалии основывается на:

  • физиотерапевтических процедурах;
  • психотерапии;
  • длительной работе логопеда с пациентом.

Помимо этого, в лечении также принимают участие:

  • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения.

Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

  • «удав» — при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
  • «игла» — рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
  • «часы» — широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
  • «лиана» — язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
  • «метроном» — рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
  • «взлёт-посадка» — отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.

Профилактика и прогноз

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ринолалии, включают в себя:

  • ведение здорового образа жизни во время вынашивания ребёнка;
  • избегание при беременности тяжёлых инфекционных заболеваний;
  • своевременную ликвидацию анатомических дефектов у детей;
  • полноценное обучение малыша правильному произношению звуков;
  • предотвращение челюстно-лицевых травм у детей и переохлаждений детского организма;
  • регулярное посещение логопеда – это нужно для контроля над правильным развитием речи.

Прогноз при различных типах недуга будет отличаться. При функциональной разновидности ринолалии исход в подавляющем большинстве случаев благоприятный и напрямую зависит от профессионализма логопеда. Что касается органической ринолалии, то все зависит от успеха хирургического вмешательства и раннего начала коррекционной работы с логопедом.

Ринолалия  ( «ринос» -нос, «лалия»- речь)- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата, характерезуется своеобразным сочетением неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств. Ринолалия обусловлена неправильной работой нёбно-глоточного затвора.

Ринолалия.

Ринолалия проявляется в 3 формах:

1.Открытая. Может быть открытой органической и открытой функциональной ринолалией.

Причины открытой органической ринолалии:

  1. Врождённые расщелины. Возникают в результате нарушения развития эмбриона.
  2. Травмы или перфорации твёрдого нёба.
  3. Операционные перфорации (например при онкологии).

Причины открытой функциональной ринолалией:

  1. Гипокенез мягкого нёба( нарушение подвижности мягкого нёба). Возникает при частых заболеваниях носоглотки, слабостью нервных импульсов.
  2. Нарушение контроля за собственной речью при снижении слуха, или при подражании назальной речи.

1. Закрытая ринолалия. Может быть закрытой органической и закрытой функциональной ринолалией.

Причины закрытой органической ринолалии:

  1. Искривление носовой перегородки.
  2. Аденоидальные разрастания.
  3. Полипы (неврастающие в ткани).
  4. Утолщение слизистой оболочки носа (из-за хр.ринитов).

Причины закрытой функциональной ринолалии:

1.Гиперфункция мягкого нёба.Оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость. Часто бывает при истерии.

1. Смешанная ринолалия. Обладает всеми вышеперечисленными особенностями открытой и закрытой ринолалии.

Этиология ринолалии.

Факторы , приводящие к появлению пороков развития лица и челюсти делятся на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные факторы (внешние):

-травмы матери в первые месяцы беременности;

-облучение;

-гипоксия;

-токсикоз беременных;

-неполноценное и несбалансированное питание;

-гормональные нарушения;

-алкоголь;

-приём некоторых лекарственных препаратов (цитостатин, барбитураты,витамин А, кортизол);

-вирусы и др.;

Эндогенные факторы ( внутренние):

-патологическая наследственность;

-вредные привычки( алкоголь. наркотики, курение);

-возраст родителей;

Врождённые расщелины могут быть обусловлены полиэтиологическими факторами и возникают приблизительно на 6-7 неделе внутриутробного развития, когда не происходит сращения дуг.

Врождённые расщелины это не только косметический дефект.Они оказывают отрицательное воздействие на общее развитие ребёнка.

Характеристика физического развития и речи детей

Таким образом, при врожденной расщелине губы и неба в большей или меньшей степени нарушается питание ребенка, его физиологическое и фонационное дыхание, изменяется характер лицевой мускулатуры, стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние на формирование речи ребенка и вызывает тяжелое речевое расстройство — открытую ринолалию.

А.Г. Ипполитова характеризует открытую ринолалию при расщелинах неба своеобразным комплексом симптомов:

  1. Изменение положения и активности языка. Патологическое положение (поза) языка. Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в ротовой полости.

Ребенок рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом, вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Дети с небной патологией стремятся осуществить более полное проглатывание пищи и усиливают работу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.

Чрезмерное поднятие корня языка приводит к тому, что во время речи, выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается фонационное дыхание. Это и создает назальный оттенок речи.

При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции звуков, детям с расщелиной неба не удается. Иногда во время речи, пытаясь компенсировать свой дефект, ребенок сильно втягивает крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица.

Таким образом, язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

2.Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У детей с открытой ринолалией нарушается переплетение мышц неба по средней линии и их физиологическое натяжение, а также отмечается асимметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

3.Изменение взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц.

У поздно прооперированных детей с врожденной расщелиной даже после хирургического вмешательства такого рода трудности не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограничивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Таким образом, наиболее ярким патологическим изменением при ринолалии является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата, что ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания.

4.Нарушение дыхания

Нарушение дыхания при ринолалии описывается в работах ряда исследователей (Г. Гутцман, З.Г. Нелюбова, Л. И. Вансовская).

Отмечается неправильное функционирование дыхательного аппарата. Расщелина неба, не оперированная долгое время, при отсутствии мер профилактики, приводит к снижению тонуса, вялости дыхательных мышц, что нередко находит свое выражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как ротового, так и носового типов дыхания.

Смешанное ротоносовое дыхание, наблюдаемое у детей с врожденной патологией неба, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывает патологические изменения дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи.

Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата способствует скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха. С другой стороны, у детей с расщелинами неба уже к 4-5 годам частота дыхательных циклов и глубина дыхания на 30 % больше, чем у здоровых детей, что является компенсаторной реакцией организма, а продолжительность выдоха значительно меньше.

Если в течение 1-2 года жизни у ребенка с не оперированной расщелиной страдает дифференциация ротового и носового выдоха, преобладает смешанный тип дыхания, то в дальнейшем, при отсутствии мер профилактики, дыхание становится поверхностным, ключичным. Л. И. Вансовская называет такой тип дыхания нерациональным и нездоровым.

У ребенка грудная клетка кверху уже, чем в середине и основании: ее расширение оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает большое напряжение.

При ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 70-80 % от всего количества выдыхаемого воздуха. Выдыхаемый при речи воздух расходуется поверхностно, неэкономно и ускоренно: длительность выдоха — около 1,5-1,8 секунды.

  • Вдох во время речи Л.И. Вансовская описывает как поверхностный и учащенный. Осуществляется он через рот, так как при указанном типе дыхания совершенно невозможно быстрое выдыхание через нос. Помимо утечки выдоха через нос, поднятая грудная клетка сразу опускается и вызывает форсированное и неравномерное его распределение на протяжении произносимого слова и фразы. Уже к середине слова выдох иссякает (В. Н. Яковенко), звуки получаются слабые и смазанные. В целом дыхание в потоке речи Л.И. Вансовская характеризует как чрезвычайно хаотическое и со стертостью фаз вдоха и выдоха.

Наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом

Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания. Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи.

Нарушение голоса

Нарушение голоса при расщелине неба

М. Зееман выделяет нарушение голоса при врожденных расщелинах неба как самостоятельное расстройство — palatophonia или disfonia palatina. В настоящее время для названия вышеуказанных нарушений голоса при расщелине неба употребляется термин ринофония.

Характеристика речи при ринолалии.

Гласные звуки. Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка.

Выраженность носового оттенка каждой гласной связана с плотностью небно- глоточного смыкания, степенью сужения губ и изменением формы глотки (Л.И. Вансовская). Наименьший объем глотки наблюдается при артикуляции фонемы , а наибольший — при . Расширение глотки при отсутствии, укорочении или ограничении подвижности небной занавески приводит к увеличению просвета между краем мягкого неба и задней стенкой глотки. Клинически это выражается увеличением носового оттенка от к в последовательности . И хотя гласные, по сравнению с согласными имеют более высокую разборчивость, обнаруживается изменение всех трех признаков гласных: ряда, подъема и огубления. По мнению Л.И. Вансовской, они произносятся более закрыто, с потерей ряда и подъема, с излишним огублением.

Согласные звуки.

  1. Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки.
  2. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Значительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления (Мс Donald). Утечка воздуха в нос приводит к понижению давления в полости рта (интерорального давления), в результате чего снижаются кинестезии и резко затрудняется образование направленной воздушной струи, необходимой для произнесения всех согласных. Часто направленная воздушная струя отсутствует и ее заменяет глоточный выдох.
  3. Открытый прикус, прогения, диастемы, дефекты альвеолярного отростка, короткая подъязычная связка, уменьшающая объем движений языка, массивные рубцы, образующиеся после хейлопластики, плотное прикрепление верхней губы к альвеолярному отростку — все это мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и препятствуют губно-губным, губно-зубным и язычно — зубным артикуляциям.

Ослабление направленной воздушной струи, патологическая позиция языка, изменение в строении артикулярного аппарата приводят к развитию компенсаторного искаженного звукообразования, при котором артикуляция щелей и смычек происходит на уровне глотки (фарингеальные артикуляции) или даже гортани (ларингеальные артикуляции).

Заднеязычные не формируются из-за невозможности образования смычки спинки языка с расщепленным небом. Чаще всего они образуются путем смыкания корня языка с задней стенкой глотки. Звук бывает также фрикативным глоточным. Звук получается путем сближения корня языка с задней стенкой глотки.

Переднеязычные ослабляются или замещаются на , заменяются гортанной или глоточной смычкой.

Фрикативные согласные подавляющее большинство детей заменяют глоточными, очень сходными по звучанию образованиями. Изредка встречаются боковые или двугубные замены.

М. Зееман отмечает, при ринолалии дети, в качестве определенного компенсаторного средства, образуют сужение на пути выдыхаемого воздуха в области гортани. При этом шипящие и свистящие звуки произносятся с резким неприятным оттенком. Звуки получаются резкими из-за трения воздуха о край напряженных голосовых складок, между которыми образуется шум при резком и коротком выдохе.

Нарушения носовых звуков при ринолалии выражаются чаще всего в замене неоформленной вокализацией. Звук бывает двугубным, заменяется на , , или совсем пропускают, а его мягкая пара чаще других звуков русского языка произносится правильно.

При небно-глоточной недостаточности согласные звуки почти никогда не достигают нормального звучания, поскольку для вибрации кончика языка нужен слишком сильный напор струи, которого, как правило, достигнуть не удается. Поэтому звук пропускается, заменяется одноударным или проторным.

Выделяют другой вид искажения — неопределенная артикуляция ряда согласных звуков с выраженной «смазанностью» и потерей идентификации. Такая речь называется вокализованной, так как звучат одни гнусавые гласные. Повышенная вокализация объясняется тем, что необходимый уровень подскладочного давления при небно-глоточной недостаточности может поддерживаться только за счет смыкания или сближения голосовых складок.

Проявлением действия приспособительных механизмов такого же характера, видимо, следует рассматривать озвончение глухих согласных за счет неполного разведения голосовых складок ( Л.И. Вансовская).

Нарушения слоговой структуры слова

— сокращения групп согласных звуков ( резком прекращении звучания согласного звука в позиции конца слова, опускании начального согласного звука, добавлении лишнего согласного в слог);

— перестановки звуков в слове;

— уподобление слога;

— сокращение числа слогов;

— увеличении числа слогов.

Механизм нарушений звуко — слоговой структуры слова обусловлен нарушением аэродинамики речеобразования, тяжестью дефекта звукопроизношения, нарушением фонематического слуха и дефектами моторного управления. Эти нарушения довольно стойки, по мере речевого развития детей количество ошибок значительно уменьшается, но спонтанно они не преодолеваются.

Рассмотрим подробнее каждый тип нарушений.

Сокращение групп согласных звуков — самое распространенное нарушение, грубо изменяющее структуру слога. Под сокращением групп согласных звуков в слове мы понимаем такие случаи, когда 2—3 звука стечения произносятся как один. При этом вместо группы согласных звуков в некоторых случаях дети включают в слово один из компонентов группы («платье — патье», «кран — кан»), в других — заменяют сочетание согласных каким-либо звуком, доступным для произношения («кран — манн», «книжка — хиха»).

Сокращения групп согласных, различающихся по способу образования, включают ошибки произнесения сочетаний согласных наиболее контрастных звуков (взрывной + сонорный, взрывной + фрикативный, фрикативный + сонорный). Данное ошибочное произнесение объясняется недостаточностью интерорального давления, вследствие чего ребенок не может мгновенно изменить силу ротового выдоха, необходимую для произнесения согласных звуков разного способа образования.

Сокращения групп согласных по месту образования звуков включают ошибки произнесения сочетаний согласных с переднеязычными звуками, требующими наиболее тонких дифференцированных движений кончика языка.

Резкое прекращение звучания согласного звука в позиции конца слова грубо нарушает звуковую структуру слова, так как при воспроизведении слова сокращается количество звуков.

Чаще всего дети не произносят конечный взрывной звук («строить — хои», «пустить — ухи») и аффрикат («месяц — мехя», «палец — фане»), что является следствием неравномерного распределения речевого выдоха на протяжении произносимого слова. Поскольку произнесение взрывного звука и аффриката на конце слова требует максимального усиления выдоха, а к концу слова воздух иссякает, ребенок резко прекращает произносить этот звук в позиции конца слова.

Опускание начального согласного звука грубо изменяет звуковую структуру слова, так как при этом сокращается количество звуков в слове («туман — уман», «волосы — ояси»). Этот вид нарушения чаще всего встречается у младших дошкольников и непосредственно связан с возрастом детей и несформированностью звуко-слоговой структуры в целом.

Добавление лишнего согласного звука в слог не изменяет слоговой контур. В этом случае происходит нарушение звуковой структуры слова за счет увеличения количества звуков. Чаще всего у детей наблюдается как бы расщепление смычно-щелевых звуков на составляющие его смычный и фри­кативный элементы («палец — палетф», «сцена — фтфена»).

! Важно. Как правило, все дети, добавляющие лишний согласный звук в слог, состоят на учете у невропатолога и имеют различные неврологические заболевания (ММД, резидуальная энцефалопатия, синдром гипервозбудимости и др.). При обследовании функции органов артикуляции у этих детей отмечаются меняющийся мышечный тонус языка, ограничение объема движений языка и губ, отсутствие переключения с одной ар­тикуляционной позы на другую, невозможность удержания артикуляционной позы, свидетельствующие о минимальных проявлениях дизартрии. Поэтому добавление лишнего согласного в слог объясняется дефектами моторного управления речепроизводства и произношения.

Подобный механизм нарушения наблюдается и в случаях перестановки звуков в слове (метатезис), когда при правильном воспроизведении слогового контура и количества звуков в слове нарушается последовательность звуков («дрова — двара», «труба — ртуба»).

Случаи, когда один или несколько слогов в слове уподобляются другому, понимаются как уподобление слога, т.е. дистантная ассимиляция. Этот вид нарушения встречается у незначительного количества детей с открытой ринолалией. В речи детей, уподобляющих слоги, наблюдаются множествен­ные дефекты звукопроизношения при ограниченном количестве возможных звуковых замен. Для звукового заполнения слогового контура дети и используют уподобление слога «карман — маман».

Сокращение числа слогов (слоговая элизия) — это случаи, когда ребенок не произносит слово в его полном слоговом составе, пропускает некоторые слоги, т.е. нарушается непосредственно ритмическая структура слова.

В одних случаях этот вид нарушения обусловлен расстройством функции ротового дыхания, детям не хватает длительности выдоха для произнесения слов сложного слогового состава («двенадцать — хена», «здание — хнани»),

В других он связан с одним из проявлений общего недоразвития речи: у детей грубо нарушено чувство ритма, обусловливающее усвоение ритмической структуры слова. При многократном проговаривании слова ребенок как бы подыскивает, подбирает правильный вариант слова («магнитофон — ахихон, махиа», «велосипед — эахи, эхипе»).

Увеличение числа слогов удлиняет слоговой состав слова. При анализе произношения детей можно заметить, что удлинение контура слова происходит за счет неправильного произнесения сочетаний согласных звуков. В одних случаях трудные для произнесения согласные звуки в сочетаниях дети заменяют доступными гласными, поэтому и происходит удлинение слогового состава слова («вслед — уеслед», «встань — уситань»),

В других случаях дети расчленяют сочетания согласных, что также увеличивает количество слогов в слове («морской — морофкой», «стройка — сакойка»).

Хирургическое лечение расщелин губы и нёба заключается в пластическом закрытие имеющегося дефекта посредтвом лоскута, взятого из соседних мягких тканей, или путём сшивания несросшихся частей. Срок оперативного вмешательства зависит от тяжести нарушения физиологических функций и от состояния ребёнка.

Зашивание расщелины губы- хейлопластика- проводится в первые дни жизни.

Опреацию по устранению расщелины нёба- уранопластику -большинство хирурго рекомендуют проводить ,как можно раньше, не позднее 2,5 — 3 лет, т.е. в том периоде, когда заканчивается прорезывание молочных зубов.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с ринолалией

  1. коррекция физиологического и фонационного дыхания
  2. стабилизация работы органов артикуляционного аппарата
  3. нормализация баланса резонирования
  4. постановка звукопроизношения
  5. развитие фонематического слуха

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занятия включают работу над фонационным дыханием, ротовым выдохом, артикуляционную гимнастику, массаж губ, неба и языка ( по показаниям), постановку звуков, выведение их на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, автоматизацию поставленных звуков, а также упражнения для формирования звонкости, полетности голоса и устранении гиперназального оттенка и носовой эмиссии в отраженной и спонтанной речи.

Занимаясь с логопедом, ребенок проходит 2 этапа:

  1. Подготовительный. Он включает:

— постановку косто-абдоминального типа ды

— дифференциацию носового и ротового вдоха-выдоха,

— артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

  1. Основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в последовательности

,, шипящие, свистящие и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам.

— обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога-слова-словосочетания- предложения- связной речи,

— развитие фонематического слуха;

— необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у ребенка патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков.

Самое главное в работе с детьми:

–установление контакта с ребенком, создание психологически комфортного климата на занятиях. Необходимо заинтересовать малыша, вызвать его симпатию и доверие, только в этом случае возможен положительный результат коррекционного обучения.

— лексический материал для автоматизации поставленных звуков должен соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе должны быть использованы слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.

Формы ринолалии

Родители часто задаются вопросом: «что же такое ринолалия?» и бегут за помощью не только к специалистам, но и в интернет. Многие статьи опираются на то, что ринолалия носит несколько характеров.

Врожденное расщепление твердого и мягкого неба (в народе «волчья пасть»), а так же расщепление губы с верхней челюстью («заячья губа»).

Проблема здесь гораздо шире.

На самом деле ринолалия — это заболевание, связанное с дефектом строения речевого аппарата, проще говоря — гнусавость.

Ринолалия характеризуется достаточно грубым искажением звуков, произносительные процессы будут нарушены.

Итак, ринолалию можно охарактеризовать, как нарушение тембра голоса, когда струя воздуха проходит не по заданному пути и в голосе слышна «гнусавость».

Виды изменения звукопроизношения

Формы ринолалии делятся на три основных вида:

  1. Открытая.
  2. Закрытая.
  3. Смешанная.

Открытая форма ринолалия — воздух проходит сквозь носовую полость, как как проход открыт, в следствие этого звуки произносятся с носовой отдачей.

Закрытая форма ринолалии характеризуется тем, что проход в носовую полость постоянно затруднен, звуки произносятся так же, как при сильном насморке, достаточно глухо.

Смешанная форма ринолалии объединяет и комбинирует предыдущие виды ринолалии.

Открытую и закрытую ринолалию могут определить в домашних условиях при помощи зеркала. Зеркало подносят к носу и произносят звуки.

При использовании слов без носовых звуков стекло запотеет при открытой ринолалии, слова с носовыми звуками заставят стекло запотеть при закрытой гнусавости.

Закрытая ринолалия

Известна так же, как ринофония. Звук выходит исключительно через рот, даже при носовых звуках. Закрытая форма ринолалии появляется при дефектах носоглотки и носовой полости. Возможные заболевания: гипертрофия слизистой носа или мягкого неба.

При закрытой форме ринолалии идет нарушение фонематических звуков. слышится как , а как .

Классификация ринолалии закрытого типа делится на два вида:

  1. Органическая.
  2. Функциональная.

Закрытая органическая ринолалия признак дефектов в области зева, носа и носоглотки. Она может наблюдаться при полипах в носу, а так же при обильном насморке. Искривление носовой перегородки тоже может стать причиной.

Функциональная закрытая форма ринолалии. Этому виду подвержены дети, склонные к простудам и аллергическим реакциям. Носовые ходы еще достаточно узкие, а часто заложенный нос приводит к «привычной» ринофонии.

Ребенок привыкает гнусавить во время болезней и продолжает подражать тем звукам. Структура речевого дефекта тут заключается исключительно в привычке, но тембр может нарушиться гораздо сильнее, чем при органической закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия

Открытая форма ринолалия может быть врожденной. При таком нарушении язык у ребенка находится в неестественном положении, его будто оттягивают назад. Корень языка у таких деток сильный и выпирает вверх, однако кончик языка слабо развит и малоподвижен. Такое строение обуславливает и проблемы кормления.

Неполноценно работает так же и мягкое небо. Оно принимает вялое участие при работе важных действий: жевание, глотание, а так же со своей стороны нарушает фонацию.

Дети с такими нарушениями очень поздно и тяжело начинают говорить, сильно коверкая слова.

Так же, вследствие ухудшения слуха и дефектной артикуляции, открытая форма ринолалии накладывает отпечаток и на слух. Дети не слышат отдельные звуки, им сложно овладеть всеми лексическими премудростями речи, отсюда вытекает ОНР (общее недоразвитие речи).

При открытой ринолалии встречаются нарушения звукопроизношения , , , , , и .

Открытая органическая ринолалия может быть не только врожденной, но и приобретенной.

Приобретенная ринолалия может появиться после травм, ушибов, ожогов горла, оперативных удалений миндалин, других операций на горле (опухоли, полипы).

В результате могут появиться:

  • рубцы мягкого неба;
  • парезы, параличи;
  • свищи, расщелины.

Механизм произношения слов меняется, так как мягкое небо будет отставать от задней глоточной стенки, где образуется щель. Мягкое небо не может больше выполнять роль клапана и перекрывать воздух, поэтому воздух попадает в носовую полость.

Существует еще один вид — функциональная открытая ринолалия. Такая форма возникает при истерии. Это временная «гнусавость», которая появляется во время истерических припадков.

Так же функциональная ринолалия иногда встречается после излечения органической открытой ринолалии. Происходит это в силу привычки мягкого неба не работать, а находится в опущенном состоянии. Такая форма встречается реже и лечится курсом занятий с логопедом.

Однако врожденную ринолалию не так просто искоренить, тут необходимо будет прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Два вида коррекции этого недуга:

  1. Хейлопластика — операция, восстанавливающая верхнюю губу.
  2. Уранопластика — восстановление дна носовой перегородки.

Операции рекомендуют даже новорожденным деткам, при условии, что у них не будет противопоказаний, которые детально оговариваются с лечащим врачом.

Операции противопоказана детям с анемией, внутриутробной гипотрофией, асфиксией, врожденным пороком сердца и других тяжелых заболеваниях.

Уранопластика подразделяется на две категории: щадящая и радикальная. Если щадящую можно проводить от полутора лет, то радикальную, более успешную для полного исцеления, нужно будет ждать минимум до трех лет.

Лимберг изобрел особый метод уранопластики, который признан максимально эффективным при «волчьей пасти» (врожденное расщепление твердого и мягкого неба).

Смешанная ринолалия

Такие авторы как Зееман и Митронович-Моджеевска выделяют отдельный вид — смешанный вид ринолалии.

Она проявляется сочетанием двух составляющих:

  • понижение носового резонанса при носовых звуках;
  • назальный тембр.

Получается, что смешанная форма развивается при недостаточной активности неба (укороченное мягкое небо) и непроходимости носа.

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук , продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение «зиг-заг».
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное — заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете.

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.

Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:

Вьюга.

К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;

Игра в мячик.

Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).

После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком «с-с-с», ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);

Свирель.

Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).

Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.

Один из вариантов — устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат.

Несколько простых упражнений для ребенка:

Удав.

Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.

А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.

Кукушка.

Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.

Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх — к носу, вниз — к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при к) в силу носового выдоха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальностьненазальность (п., б — м; д — н).

СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Профилактика ринолалии: предупреждение возникновения врожденных расщелин неба, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.

Можно выделить несколько направлений профилактики ринолалии у ребенка:

· На этапе беременности – беременная женщина должна избегать таких заболеваний, как краснуха, паротит, токсоплазмоз, грипп, которые способны привести к возникновению у ребенка расщелин губы, твердого или мягкого нёба.

· На этапе формирования речи у ребенка – устранение анатомических дефектов, всестороннее обучение правильному произношению звуков, в том числе и с привлечением специалиста, препятствование копирования ребенком гнусавого голоса одного из родственников, сверстников или просто посторонних людей.

· Профилактика приобретенной ринолалии – избегание травм головы, лица, носа, инфекционных заболеваний, переохлаждения, кровоизлияний в головной мозг, профилактика опухолей.

· Регулярные профилактические визиты ребенка к логопеду для контроля правильности развития речи.

Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба

Ребенок, родившийся с расщелиной неба, имеет очень большие предпосылки для возникновения тяжелого дефекта ринолалии. Однако своевременные медицинские и педагогические мероприятия могут полностью или частично предупредить этот дефект.

Большое значение придается также своевременному медицинскому воздействию (операционное лечение или применение обтуратора). Однако мнения врачей о сроках оперативного вмешательства часто расходятся. Поэтому по многим причинам не всегда еще есть возможность получить своевременную медицинскую помощь.

Существуют некоторые педагогические средства предупреждения дефекта речи.

В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к альвеолам. Это возможно при лежании на животе или на боку.


Именно в это время нужно начинать работу по предупреждению дефектов речи при расщелине неба.

Хорошо использовать развитый у детей подражательный рефлекс — сначала при сосании, а затем в непосредственных упражнениях по развитию речевого выдоха (после года). Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, окрашенных в разные цвета.

В игре ребенок имитирует такие ситуации, как, например, дыхание собаки, когда ей жарко. Подсказывается ребенку произнесение шепотного утрированного а-а-а… с высунутым языком. Как мы греем руки? (Показывается выдох на руких-х-х…) Можно придумать ряд других упражнений, чтобы постепенно приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка вперед.

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно нужно переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Например, попросить ребенка показать, как плачет девочка (а-а-а). При этом нужно постоянно следить за выходом воздушной струи через рот. Язык при произнесении звукаа своим кончиком должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Это положение соблюдается при произнесении всех гласных звуков в начальном периоде.

Приведем примеры таких упражнений:

Как гасят огонек? (ф).

Как гудит паровоз? (у).

Как гудит пароход? (ы).

Какой ты большой? (о).

Как шумит ветер? (в).

Как подышим зубками? (с).

Как звенит комарик? (з).

Как шипит гусь? (ш) (кончик языка поднят вверх).

Как жужжит жук? (ж) (кончик языка поднят вверх, как и при звукеш).

Как погреем озябшие руки? (х).

Правильность произношения можно контролировать поднесенным ко рту кусочком ваты или колебанием разложенных мелких кусочков папиросной бумаги, которые «пугаются» ребенка при выдохе и «дрожат».

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

Очень важно обратить внимание ребенка на то, что во время произношения звуков и слов рот раскрывается (у детей с расщелиной неба имеется тенденция говорить, почти не размыкая губ).

Задача родителей и логопеда — помочь ребенку увидеть артикуляцию звука и слова, привлечь к ней внимание. Это будет способствовать развитию четкости произношения.

При формировании развернутой речи нужно обращать внимание ребенка на ротовой выдох, слегка утрируя его в собственной речи для показа ребенку. Если в раннем возрасте не проводить профилактику речевых расстройств, то к моменту операции дефект речи становится относительно стабильным, и для нормализации ее требуется значительная логопедическая работа.

Выводы. При открытой ринолалии логопедическая работа необходима как после, так и до операции.

Главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата.

В основе методики — постепенное перевоспитание физиологического дыхания в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. При этом особое внимание обращается на правильное положение языка в полости рта.

В процессе работы все звуки формируются заново, артикуляция их подготавливается строго определенными упражнениями. В системе этих упражнений главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышц речевого аппарата.

Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звука (с использованием опорных звуков). Эта последовательность предполагает развитие правильного речевого дыхания и моторики сначала верхнего, а затем и среднего отделов артикуляционного аппарата.

При работе над правильным произношением важно соблюдать последовательность развития слухового контроля детей за собственной речью: сначала логопед максимально отвлекает ребенка от контролирования звучания; по мере автоматизации звуков включается сознательный слуховой контроль.

В дооперационной работе, кроме формирования произношения, значительное внимание уделяется коррекции личности.

Вся логопедическая работа должна быть максимально наглядной, а для детей и эмоциональной.

Работа с больными после уранопластики определяется наличием и степенью дооперационной речевой подготовки и результатами операции. Послеоперационная работа логопеда направлена на закрепление полученных произносительных навыков в новых условиях.

После уранопластики внимание больного акцентируется на слуховом контроле за своей речью. При наличии хотя бы незначительного носового оттенка в речи послеоперационная работа должна проводиться полностью так же, как и до операции.

При врожденных расщелинах возможна профилактика речевого дефекта медицинскими и педагогическими средствами. Цель педагогического предупреждения — привлечь внимание ребенка к артикуляции и с помощью специальных упражнений предупредить дефектное положение языка в ротовой полости и сформировать ротовой выдох.

Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений, т.е. их возникновения. Предупреждение самой ринолалии – профилактика причин, ее вызывающих: забота о здоровье беременной женщины, охрана здоровья ребенка. В числе профилактических мероприятий – генетическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение молодых родителей, ранняя диагностика детей с фактором риска в речевом развитии. Знание причин, которые приводят к расщелинам, позволяет проводить пропаганду знаний об этих факторах и предупреждать их появление.

Вторичная профилактика – предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии. Это предупреждение вторичных речевых и неречевых расстройств, профилактика рецедивов.

Ринолалия – результат появления и закрепления речевых и неречевых условий, которые возникают вследствие анатомической патологии (расщелины). Поэтому устранение патологических условий и создание нормальной базы имеет исключительное значение в предупреждении ринолалии.

В работах Л.А.Зайцевой, Т.Н. Воронцовой, Т.В. Волосовец и др.: ранняя коррекционная работа позволяет предупредить вторичные речевые нарушения. Она должна начинаться с периода новорожденности, носить комплексный совместный характер.

1. стимуляция физического развития ребенка с целью возможного предупреждения астенического синдрома

2. предупреждение грубых нарушений дыхательной функции

3. предупреждение появления и закрепления патологических артикуляционных и голосовых навыков, а также синкинезий

4. предупреждение ЗРР и ЗПР

5. расширение социальных контактов ребенка.

А также: профилактика ОНР, нарушений чтения и письма; профилактика неадекватного типа воспитания (гиперопека), который может привести к ЗПР.

Для профилактики рецидивов – посещение учителя-логопеда и врачей после курса проведенных занятий и лечения.

Третичная профилактика – социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией. Включает профессиональную ориентацию лиц с ринолалией – на основе учета степени разборчивости речи, личностных особенностей, интересов.

Организация профилактической логопедической работы – участие учителей-логопедов в диспансерных осмотрах, систематический контроль за речевым развитием детей в дошкольных и школьных учреждениях. Важное значение имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Формы такой работы :

 индивидуальные: беседы, консультации, посещение родителями занятий

 групповые (коллективные): родительские собрания, круглые столы, тренинги, родительские конференции, собрания, семинары и др.

 наглядно-информационные: санбюллетени, информационные корзины, памятки, листовки, плакаты, видеоролики, копилки советов, стенды, реклама книг, статей их журналов, папки-передвижки и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *