Тяжелые нарушения речи

Характеристика тяжелых нарушений речи

Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). У маленьких пациентов обычно не наблюдаются нарушения интеллекта, проблемы со слухом, но отмечаются серьезные дефекты речи, что в свою очередь оказывает влияние и на психическое становление.

Понятие тяжелые нарушения речи

Диагноз «ТНР» относится к детям:

  • с ограниченным и слабым словарным запасом;
  • с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи;
  • с ограниченностью мышления и воображения;
  • с отсутствием навыка общения;
  • с трудностями в письме и чтении.

Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.

Нарушение речи у мальчика

Подробная характеристика ТНР:

  1. Алалия, сложная дислалия — это сложные системные нарушения речи, предпосылки к возникновению которых возможно диагностировать у новорожденных детей. Доказано, что причинами алалии и сложной дислалии у детей являются локальные поражения коры головного мозга. Современный уровень развития технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и т.д.) позволяет определить их у новорожденных.

По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить, в соответствии с местом локализации поражения в коре головного мозга, возможные системные задержки в развитии психической сферы в целом, и речи (в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга и структура дефекта будет разной).

Однако у детей раннего перед дошкольного и даже дошкольного возраста невозможно точно определить динамику восстановления нарушений, а поэтому принято до трех лет указывать, что развитие речи задержано, но не нарушено.

  1. Дизартрия – сопровождается нарушением произношения по причине недостаточности иннервации речевого аппарата (РА).
  2. Логоневроз – сопровождается нарушениями темпа и ритма речи по причине судорожного состояния РА.

Логопеды условно разделяют общее нарушение развитие речи на 3 уровня. Дети, у которых отмечают признаки ТНР, относятся к первому уровню, и им присущи:

  • активное использование вместо речи мимики и жестов;
  • в словарном запасе только звуковые комплексы, и часто произносимые в обиходе слова с нечетким произношением.

ТНР у школьников

Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения.

У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.

Работа специалиста с ребенком

ТНР у дошкольников

В дошкольный период развития ребенка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект).

Сложный дефект, как указывает «Дефектологический словарь» – это сочетание двух и более дефектов развития, которые обусловливают качественно своеобразную структуру психической сферы. Сложный (комбинированный) дефект возникает при наличии нескольких мест локализации поражения, при этом глубина проявления дефекта может быть разной: незначительной, значительной, глубокой и тому подобное.

Детям в дошкольном возрасте для разносторонней характеристики выявленного нарушения целесообразно ставить два диагноза, которые укажут на причины и последствия возникновения нарушения речи.

Правильная постановка диагноза позволяет:

  • планировать и проводить учебно-коррекционную работу с ребенком индивидуально (с учетом причин) и фронтально (с учетом комплекса последствий);
  • четко организовать социально-психологическое сопровождение в условиях того заведения, которое он посещает.

Процедура диагностики ТНР

Диагностики при тяжелых нарушениях речи

Основной аспект психологической диагностики – определение возможности ребенком усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и прочее).

Процедура диагностики ТНР включает в себя применение таких методов, как:

  • тестирование динамики развития психики ребенка;
  • электроэнцефалографическое исследование.

Успешность диагностики в первую очередь будет зависеть от комплексного и динамического подхода. До 6-ти лет процесс диагностики проводится в игровой форме в период проведения коррекционных логопедических занятий.

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия

ТНР и УО: сравнительная таблица

ТНР УО
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушений Проблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответ Нарушение словесно-логического мышления
Диагностика у логопеда-дефектолога Сложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога

Причины ТНР

Некоторые причины расстройств общения включают:

  • потерю слуха;
  • неврологические расстройства;
  • травмы головного мозга и голосовых связок;
  • аутизм, умственную отсталость;
  • злоупотребление лекарствами;
  • физические нарушения, такие как заячья губа или волчья пасть;
  • эмоциональные или психические расстройства, расстройства развития.

Тяжелые нарушения речи – отзывы

Положительные Отрицательные
Нам 6 лет, и только сейчас перед школой поставили диагноз ТНР (3 степень) на фоне ЗПР. Сын глотает буквы, неправильно использует в речи предлоги. Усидчивость, внимательность, память, логическое мышление в норме, и вот у меня назревает вопрос, нам идти в обычную школу или желательно в заведение, где есть логопедические группы. Может ли сын самостоятельно выговориться без посторонней поддержки? (Анита) Нам тоже поставили диагноз ТНР, в садик мы ходили специализированный, а вот в школы, уже в третью подаем заявку и от всех поступает отказ, с отпиской, что у них нет соответствующих классов и специалистов. А вот в логопедический центр очередь на годы вперед, вот теперь думаем, может еще годик в садике посидеть, может что-то измениться. (Лариса)
Я бы рекомендовала все же в логопедический класс. Так как возможно вы замечаете только минимальное количество ошибок, которые в дальнейшем будут нарастать как снежный ком в период обучения письма и чтения. Тем более, а что вы теряете, такие классы открываются практически во всех образовательных учреждениях, и классы небольшие, и занимаются детками более усиленно и ответственно. Мы сами уже третий год ходим в логопедическую группу, и нам все нравится.(Снежана) У нас только платные классы логопедические, и если сильно хочешь, чтобы ребенок развивался полноценно, и избавился от речевых дефектов, то нужно отвалить кругленькую сумму. А где ее брать семьям, у которых еще и не один ребенок. Надоела эта дискриминация. (Марго)
Мы не только в школе занимались, но и усиленно на дому, и знаете, смогли преодолеть процентов 70 проблем с речью, сейчас в 6 классе. Да, проблем с мышлением нет, память гениальная, вот только стих наизусть, или вопрос-ответ даются ну очень сложно, но важно не останавливаться и все получится. (Александра) А нам директор школы в открытую не отказала, но своими действиями показала, что в школу нас не зачислят. Позвонила и сказала, что якобы нам лучше будет посещать специальное речевое заведение, и с местом для нас уже все решено и договорено. А я лично хотела, чтобы дочь была в полноценном обществе, нам кроме речевых проблем нужно еще побороть кучу комплексов.(Галина)
Нам только 2 года, и уже есть предположение на нарушение речи, так как кроме звуков, никакие слова не выговаривает, а вот логопед пока с нами работать не хочет. Хорошо, что в садик взяли с 1,5 лет, и директор меня поняла, дала прямое распоряжение логопеду с личным контролем. Так что теперь я уверена, что мы эту проблему решим до 6 лет. (Оля)

Подводим итоги

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в процессе коррекции тяжелых речевых нарушений важно своевременно диагностировать и определить степень нарушения, а затем подобрать соответствующую программу восстановления.

Что такое ТНР и методы его коррекции

Тяжелые нарушения речи характеризуются различными отклонениями ее развития стойкого характера. В последнее время процент детей с подобными патологиями растет, составляя 10% от общего числа дисфункций артикуляционного аппарата.

Расстройство требует комплексного подхода для его устранения. На фоне отсутствия проблем со слухом пациенты могут заикаться, с трудом читать и писать, их словарный запас скудный.

Общее недоразвитие речи (ОНР) проявляется специфическими отклонениями стойкого характера. Степень дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи определяется их окружением: чем больше с ними проводят времени и общаются, тем менее он выражен. Такой ребенок не понимает, как склонять слова во фразах, составлять предложения. Ему сложнее в сравнении с обычными детьми дается письмо и грамматика. На фоне снижения успеваемости у него возникают проблемы с адаптацией в социуме. Если нарушение речи тяжелое, это отражается на состоянии детской психики.

Причины появления

Ребенка с дефектами речи наблюдают врачи разных специальностей: психологи, логопеды, неврологи, дефектологи. На ее функции могут влиять как внутренние, так и внешние факторы. Еще во время развития эмбриона отрицательным образом могут сказаться дефицит кислорода, тяжелый токсикоз, травмы во время родовой деятельности. Также могут повлиять на артикуляционный аппарат ребенка вредные привычки матери, заболевания эндокринной системы и некоторые лекарственные препараты. Речевые дисфункции иногда возникают и под влиянием наследственного фактора.

Если родители проявляют излишнюю активность в отношении воспитания чада, он не испытывает потребности озвучивать просьбы и поддерживать диалог. Ему и так все дадут и принесут. При обратной ситуации малыш просто замыкается внутри себя, когда на его речь не обращают внимание.

Недостаточность развития мышц артикуляционного аппарата связана и с характером питания малыша. Нельзя все овощи и фрукты заменять на пюре из баночек и собственного приготовления, ребенок должен учиться жевать.

Относительным образом в зоне риска находятся дети, перенесшие энцефалит, инфекционные заболевания до года жизни. Родителям необходимо предотвращать сотрясения головного мозга и другие травмы черепа. Внешняя обстановка, плохой микроклимат в семье тоже влияют на речь малыша. Срыв функций речи чаще наблюдается в 1-2 года, при оформлении в ДОУ или перед школой в 6-7 лет.

Классификация по видам

ТНР в логопедии у дошкольников классифицируются по клиническим симптомам и психолого-педагогическим признакам. Нарушения речи по биологическим проявлениям подразделяются на такие группы:

  • голосовые (дисфония и афония);
  • патологии темпа (тахилалия и брадилалия);
  • проблемы с чтением и письмом;
  • звуковые (дизартрия и заикание).

Метод коррекции расстройства подбирается в соответствии с этими характеристиками. Педагогическая классификация подразделяет ТНР на две группы. К первой относятся общие, фонетические и фонематические отклонения в развитии. Ко второй – заикание. Эта формулировка также позволяет логопеду составить план терапии ребенка.

Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте 1,5-3 года. После дошкольного этапа его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Ее нарушения могут касаться произношения звуков, фонематического восприятия, объема словарного запаса, умения составлять предложения правильно. Речевые нарушения выражаются в дефекте звуков, недостаточном словарном запасе, проблемах с фонематическим слухом, неумении составлять предложения. ОНР бывает четырех видов:

  1. I уровень – самый критичный, ребенок 4-5 лет не способен общаться в словесной форме. Его речевая функция состоит из набора звуков, при этом он может активно жестикулировать.
  2. II степень – несмотря на присутствие искаженных слов и подобия грамматической формы, речь трудно понять окружающим. Характеризуется значительным отклонением от возрастной нормы.
  3. III уровень – присутствует развернутая форма речи с помощью фраз, дети могут поддерживать диалог. Однако, в сравнении со сверстниками, они не говорят свободно.
  4. IV уровень – присутствуют грамматические ошибки в предложениях, нарушение произношения отдельных букв.

Если родители глухие, дефекты произношения неизбежны.

Признаки и симптомы

Речевые отклонения могут выражаться одним или несколькими симптомами. По их сочетанию ставят окончательный диагноз. Ребенок с ТНР плохо воспринимает учебный материал, отстает в интеллекте от своих сверстников. Из-за нарушения моторики он выглядит неуклюжим, психическое состояние неустойчиво (импульсивность сменяется замкнутостью). Раздражение по мелочам приводит к трудностям в общении со сверстниками.

Коррекция дефекта необходима, потому что дисфункция речевого аппарата приводит к нарушениям фонетического, грамматического и лексического характера. Кроме проблем с мыслительными процессами, у ребенка возникают сложности в общении с окружающими. При использовании детьми аморфных слов-корней («тя бах» — чашка упала), простой фразовой речи, аграмматичных высказываний постороннему человеку непонятен их смысл.

Интеллект страдает вторично на фоне тяжелой недостаточности развития речи. Дети не могут сконцентрировать внимание на новом материале, тяжело переключаются с одной темы на другую. Изученная тема быстро забывается, особенно, связанная с сюжетом, последовательностью событий. Часто они не умеют обобщать и делать выводы. Им легче работать с наглядным материалом. Имеющееся двигательное расстройство приводит к быстрой общей утомляемости и пониженному тонусу. Все вышеуказанные признаки вызывают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям с ТНР свойственны пассивность, обидчивость и отсутствие мотивации для достижения результата.

Отклонение от нормального темпа речи также является патологией. Ребенок, имеющий подобные дефекты, может разговаривать фразами из мультфильмов или теми, что услышал накануне от родителей. Из-за трудностей с пережевыванием пищи он может подавиться даже маленьким кусочком. Также следует обращать внимание на такой симптом, как постоянно открытый рот и повышенное слюноотделение.

Чем опасны телевизор и современные гаджеты? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.

Методы лечения

При обнаружении речевых нарушений необходимо корректировать состояние ребенка, со временем их проявления только усилятся. Дефекты речи подразделяются на ОНР, фонетические и фонетико-фонематические. Диагностикой отклонения занимаются медицинские специалисты и педагоги. Если первичной является умственная отсталость вследствие тяжелых заболеваний неврологического характера, ребенку могут оформить инвалидность.

Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем выявлении проблемы у детей дошкольного возраста. В основе терапии всегда лежит комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, занятия у логопеда и дефектолога. Наиболее эффективны лазеро- и магнитотерапия, кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, способствуя гармонизации процессов в головном мозге.

В зависимости от степени тяжести проявлений нарушения речи и наличия сопутствующих патологий дети обучаются по обычной школьной программе или в специальных учреждениях. В общеобразовательных заведениях обучение проводится по двум направлениям: в первом обучаются дети с тяжелыми нарушениями развития речи, во втором с выраженным заиканием. Для коррекции патологий программа начальной школы составляется отдельно, в дальнейшем переходят на общее обучение. В процессе терапии необходимо регулярно посещать логопеда.

Тяжелое нарушение речи у детей лечится по определенной схеме:

  • развивают дыхание и голос;
  • учат различать между собой звуки;
  • тренируют мышцы;
  • закрепляют правильное звукопроизношение;
  • формируют коммуникативные навыки.

Этого добиваются с помощью проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой, развития мелкой моторики на уроках по рисованию, складыванию мозаики. Наглядный метод обучения помогает легче усвоить материал. Также связную речь развивают с помощью логопедических дидактических игр. Педагог разучивает с детьми информацию в виде стихотворения, сопровождая свое действие движениями рук. Кроме того, в процессе обучения у ребенка увеличивается словарный запас, уменьшается скованность при общении. Танцевальные движения и отработка мимики способствуют стимуляции координации.

На дому родители должны обеспечить ребенку полноценное питание, нормализовать его режим дня. Недостаточно просто занятий по логопедии, ему нужно общение с друзьями, полезной будет культурная программа.

Терапия конкретных видов расстройства

Способы терапии отличаются в зависимости от характеристики отклонения. Чтобы вылечить заикание, необходимо создать комфортную и спокойную обстановку. Нельзя делать на этом дефекте акцент, ребенку нужна психологическая поддержка. Старайтесь его не торопить, пусть говорит громко и четко.

При диагностированной сенсорной алалии ребенка, напротив, ограждают от чрезмерного общения с окружающими, исключают просмотр телевизора. Только после наступления «зрительного голода» логопед может приступать к коррекционной работе. Дизартрия лечится с помощью развития моторики, необходимо следить за режимом ребенка. Двигательная активность формируется посредством поощрения малыша к самообслуживанию (он должен самостоятельно одеваться, причесываться, есть).

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения называют закрытой ринолалией. Она вызвана дефектами носовой перегородки, после устранения которых исчезает дефект речи. Открытая форма возникает из-за расщелин твердого и мягкого неба. Для ее лечения проводят операцию восстановления, также потребуются логопедические занятия.

Занимаясь с ребенком в домашних условиях, помните о том, что многое зависит от вашего положительного настроя. Вы должны заверить ребенка в успехе лечения и помочь ему избавиться от комплексов. В дошкольном возрасте шансы успешной коррекции выше, в сравнении со старшими детьми.

Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии (понятийный инструментарий см. выше).

Причины тяжёлых речевых нарушений. Среди факторов, способствующих возникновению таких нарушений различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Так, внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к речевой патологии: внутриутробная гипоксия, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, алкоголизм, курение, ионизирующая радиация, постоянная вибрация и т.п. Особенно вредное влияние оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития (чаще от 4 недель до 4-х месяцев). Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие у слышащих детей, воспитываемых глухими родителями, появление заикания у ребенка, живущего в семье, где хотя бы один из родителей имеет такое же речевое нарушение.

Классификация речевых нарушений. В настоящее время в отечественной логопедии существует две основных классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого- педагогическая. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиология) и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушение голоса (дисфония, афония), нарушение темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание; дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (дисграфия, аграфия, алексия, дислексия. В соответствии с особенностями нарушений для каждой речевой патологии разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.

В нашей стране в качестве основы комплектования специальных логоучреждений используют психолого-педагогическую классификацию.

Дефекты речи делятся на две группы: 1)фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи; 2)заикание.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности; внимание неустойчивое, трудности при включения, переключения и распределения; нарушения всех свойств памяти; отклонения в эмоционально-волевой сферы.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи создаются специализированные детские сады и школы. В таких школах обучаются дети с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. В школе существует два отделения. В 1 отделении учатся дети с общим недоразвитием речи тяжёлой степени (с алалией, афазией, дизартрией, риноланией, заиканием), во 2 – дети, страдающие тяжелой формой заикания, при которой они практически не могут общаться с окружающими. В 1 отделении с 1 по 4 классы дети обучаются по оригинальным программам, а в старших классах – по программам школы общего назначения.

1.2 Нарушение письменной речи – дисграфия: этиология, механизм

У всех детей, обучающихся в школе для детей с ТНР, независимо от диагноза имеются сложности в овладении письменной речью, так называемая дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.

Операции процесса письма. А.Р.Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие операции письма:

1. Одной из сложнейшей операцией письма является анализ звуковой структуры слова, т.е. последовательность и место каждого звука в слове.

2. Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других (операция анализа)

3. Моторная операция письма – воспроизведение с помощью движений рук зрительного образа буквы.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию, которая обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций (ВПФ), осуществляющих процесс письма в норме. Причины нарушений письма такие же, в основном, как при речевом недоразвитии вообще.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих ВПФ: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных (последовательных) и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания (по А.А. Леонтьеву): внутреннего программирования связного текста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др. (Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович).

Виды дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме. Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

2. Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфий, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, особенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, ч- щ, ц- т, ц- с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а также сложности их обозначения («писмо, «поут, «лижы). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о-у, е — и: туча- «точа», лес- «лис»).

3. Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза — деления предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза.Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова.

4. Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей.

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают двух видов: а) замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в –д, т – ш или букв, отличающихся одним дополнительным элементом: и – ш, л – м б) искажение графического образа букв: зеркальное написание: пропуски элементов буквы, особенно когда соседние буквы имеют одинаковые элементы:, написание лишних элементов, неправильное расположение элементов:.

Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии. При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и замены букв.

Расстройства речи

Медицинская информация достоверна

Проверял Еремин Алексей Валентинович

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.

Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.

В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент. Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов. Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.

Общая характеристика заболевания

Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

Основные признаки расстройства речи

Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:

  • дикция становится невнятной и смазанной;
  • словарный запас ограничен;
  • нарушения ритма и темпа речи, заикание;
  • изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
  • заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
  • подмена звуков или искаженное произношение;
  • больной не понимает, что ему говорят;
  • охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
  • стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
  • повышенное слюноотделение;
  • отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
  • мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.

Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.

Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.

Причины речевых расстройств

У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.

Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.

Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:

  • обширный инсульт;
  • тромбофлебит;
  • злокачественные образования в головном мозге;
  • острые инфекции вирусного характера;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера у пожилых людей;
  • нейроинфекции – болезнь Лайма, менингит, энцефалит;
  • прием антибиотиков, влекущий за собой нарушение слуха;
  • ботулизм, поражающий нервную систему;
  • алкоголизм и наркомания;
  • спазм сосудов головного мозга;
  • эпилептические припадки;
  • детский церебральный паралич.

Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:

  • длительный прием препаратов для лечения психических нарушений (антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков);
  • наследственная предрасположенность;
  • сильный испуг;
  • склонность к истерии;
  • умственная отсталость;
  • хронический невроз;
  • депрессия в тяжелой форме;
  • недоразвитие речи, диагностированное в детском возрасте;
  • воздействие сильного стресса.

Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.

Разновидности речевых патологий

Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:

  • Дислалия. Выражается в проблемах с произношением звуков, при этом у пациента остаются сохранными артикуляционный аппарат, слух, интеллект.
  • Тахилалия. Больной разговаривает очень быстро, при этом глотает звуки, делает неуместные запинки в предложениях. Это расстройство речи у взрослых часто выступает признаком олигофрении, эпилепсии и других психических расстройств.
  • Афония. Люди разговаривают шепотом, не способны громко произносить звуки в силу перенесенного стресса или патологии гортани.
  • Заикание. Ритм и темп речи нарушается, человек не может выговаривать отдельные слова без запинок. Среди причин выделяют сильный испуг, наследственную предрасположенность.
  • Дизартрия. Наблюдается искаженное произношение звуков, а также нарушения речевой моторики. Проблема возникает из-за неправильного функционирования артикуляционного аппарата или поражения головного мозга вследствие инсульта, ДЦП, рассеянного склероза.
  • Алалия. Речевая функция не развита, может возникать после черепно-мозговой травмы или вследствие врожденного аутизма.
  • Ринолалия. Пациент страдает от неправильного произношения звуков из-за аномального строения речевого аппарата (физическая травма неба, «заячья губа», «волчья пасть»).

В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.

Лечение расстройства речи в Москве

Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.

Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.

Лечение речевой дисфункции отзывы

Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

Вопросы и ответы

Нет. Некоторые формы болезни требуют медикаментозного лечения, вмешательства узких специалистов (невролог, психиатр, логопед). Нет. Заговоры, молитвы, отвары трав и другие способы избавить больного от нарушения не дадут результата. Необходимо использование профессиональных методов. Сроки лечения зависят от диагноза и особенностей течения болезни.

Виды речевых нарушений статья (логопедия) по теме

Виды речевых нарушений.

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, она ориентирована на коррекцию дефекта речи, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в данной классификации подразделяются на две группы.

Нарушения устной речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

• функциональную;

• механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

-недостаточная степень развития фонематического слуха;

-неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

-двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

-недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка);

— патологические изменения величины и формы языка;

— неправильное строение твёрдого и мягкого нёба;

-атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

-отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

-звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

Физиологические симптомы:

-судороги, которые классифицируются по форме и локализации;

— нарушение мелодико-интонационной стороны речи;

-наличие непроизвольных движений тела, лица;

— нарушение речевой и общей моторики.

Психологические симптомы:

-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

-различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Выделяют различные степени выраженности заикания: лёгкую (заикание проявляется только в возбуждённом состоянии, при стремлении быстро выговориться), среднюю (в спокойном состоянии, в привычной обстановке заикание не проявляется, в эмоционально-возбуждённом состоянии проявляется сильное заикание), тяжёлую (заикание проявляется постоянно).

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Речь при ринолалии невнятна монотонна.

Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

Ринолалия смешанная.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

Выделяют четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

Первая — самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

Четвертая — самая тяжелая, отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

По тяжести проявлений анартрия может быть различной:

— тяжелая полное отсутствие речи и голоса;

— среднетяжелая наличие только голосовых реакций;

— легкая наличие звукослоговой активности.

II. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя. Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.

Различают шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при повреждении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Нарушения письменной речи.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, возможно так же побуквенное чтение, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия при оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:искажённое воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв .Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Психолого-педагогическая классификация:

В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения.

В ней выделяют:

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние:

-недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка);

-замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш;

-смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

-значительно позднее появление речи;

-ограниченный словарный запас;

-грубые нарушения грамматического строя;

-выраженные недостатки звукопроизношения;

-речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня ОНР.

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения.

К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

Литература:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1998.

2. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой М., «Владос», 1998.

Подготовила учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский

социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *