Свойство личности

Общепрофессиональный курс, тест по теме «Общая психология»

Тест по теме «Общая психология»

Вопрос 1

Если в процессе коммуникации собеседник отводит взгляд в сторону – это означает что он:

Выберите один ответ:

a. хочет закончить разговор

b. не понимает вопроса

c. формулирует мысль

d. не хочет общаться

Правильный ответ: формулирует мысль

Вопрос 2

Длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер:

Выберите один ответ:

a. чувства

b. эмоции

c. настроение

d. эмоциональный тон

Правильный ответ: чувства

Вопрос 3

Заключительный момент борьбы мотивов:

Выберите один ответ:

a. принятие решения

b. реализация цели

c. осмысление цели

d. выбор цели

Правильный ответ: принятие решения

Вопрос 4

Ключевое слово, характеризующее понятие потребность:

Выберите один ответ:

a. состояние

b. объективная

c. субъективная

d. нужда

Правильный ответ: нужда

Вопрос 5

Отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, и на основе концептуальных систем:

Выберите один ответ:

a. обусловленность

b. сознательность

c. целесообразность

d. категоричность

Правильный ответ: категоричность

Вопрос 6

Психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, к труду и другим людям:

Выберите один ответ:

a. темперамент

b. направленность

c. характер

d. мотивация

Правильный ответ: характер

Вопрос 7

Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных:

Выберите один ответ:

a. мыслительное

b. интеллектуальное

c. перцептивное

d. сенсорное

Правильный ответ: интеллектуальное

Вопрос 8

Самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение:

Выберите один ответ:

a. чувства

b. настроение

c. эмоции

d. страсть

Правильный ответ: настроение

Вопрос 9

Термин «психология» в научный оборот ввел:

Выберите один ответ:

a. X. Вольф

b. Г. Лейбниц

c. Р. Декарт

d. Аристотель

Правильный ответ: X. Вольф

Вопрос 10

Мораль — это:

Выберите один ответ:

a. правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

b. общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению

c. общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации

d. форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе

Правильный ответ: форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе

Вопрос 11

Мышление — это:

Выберите один ответ:

a. высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений

b. отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств

c. целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств

d. отражение будущего, создание нового образа

e. отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо

Правильный ответ: высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений

Вопрос 12

Общая психология…

Выберите один ответ:

a. разрабатывает методы обучения и воспитания людей

b. исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность

c. изучает наследственные механизмы психики и поведения

d. изучает человеческие взаимоотношения и явления

Правильный ответ: исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность

Вопрос 13

Темперамент это:

Выберите один ответ:

a. врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде

b. приобретенные особенности человека

c. общие закономерности психики

Правильный ответ: врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде

Вопрос 14

Холерик — это:

Выберите один ответ:

a. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны

b. человек со слабой нервной системой

c. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

d. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

Правильный ответ: человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

Вопрос 15

Флегматик — это

Выберите один ответ:

a. человек со слабой нервной системой

b. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны

c. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

d. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

Правильный ответ: человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

Вопрос 16

Меланхолик — это:

Выберите один ответ:

a. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

b. человек со слабой нервной системой

c. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны

d. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

Правильный ответ: человек со слабой нервной системой

Индивидуально-психологические особенности личности

Все люди разные. Индивидуально-психологические особенности личности определяют уникальность каждого человека. Изучению уникальности людей посвящены исследования в области дифференциальной психологии. Достижения этой науки объясняют, почему одни стремятся быть руководителями, другие комфортнее чувствуют себя в роли исполнителей; почему один тяготится шумными компаниями, а для другого одиночество кажется невыносимым.

Все люди разные

Несмотря на то, что люди имеют одинаковое строение мозга, их нервная система способна к торможению и возбуждению, все же не существует двух совершенно одинаковых мужчин или женщин. Их отличают индивидуально-психологические свойства личности.

Проявление индивидуально-психологических особенностей

Уникальные психологические особенности личности проявляются в поведении и деятельности человека. Они выражаются:

  • В скорости выполнения работы;
  • В умении контролировать свои эмоциональные реакции;
  • В общительности или замкнутости;
  • В склонности отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу;
  • В степени выраженности тревожности.

Внимание! Главными компонентами, определяющими уникальность человека, являются темперамент, характер и способности.

Какой бывает темперамент

Темперамент – это врожденный компонент структуры личности. Принято различать 4 типа темперамента:

  1. Холерик – человек порывистый, эмоциональный. Его чувства быстро вспыхивают, затем также быстро угасают. Импульсивность холеричных особ проявляется в речи, живой мимике, размашистых жестах. Такие люди часто конфликтны, не умеют идти на компромисс и выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
  2. Меланхолик – особа крайне чувствительная, которую очень легко расстроить. Такие люди обладают низкой стрессоустойчивостью, болезненно и долго переживают неудачи.
  3. Сангвиник – жизнерадостный весельчак, который легко относится к жизненным неурядицам, не переживает из-за пустяков. Для него крайне важно получать различные впечатления, иначе он заскучает. Чувства таких людей поверхностны, а контакты многочисленны.
  4. Флегматик – медлительный, задумчивый человек. Он обладает уравновешенным характером, разозлить его практически невозможно. Его мимика скудна, а переживаемые эмоции внешне никак не проявляются.

Индивидуальность

Свойства темперамента определяют такие черты индивидуальности и характеристики человека, как:

  • Чувствительность (одни люди устойчивые к давлению со стороны, а другие – ранимы);
  • Восприимчивость к критике, деструктивному поведению окружающих;
  • Познавательную активность, энергичность, работоспособность (на пути к достижению успеха встречается много препятствий, кто-то легко справляется с трудностями, а кто-то впадает в отчаяние и отказывается от выполнения задуманного);
  • Умение сосредоточиться в любых условиях;
  • Относительный баланс в процессах нервной системы, который обеспечивает успешность взаимодействия с людьми;
  • Скорость психических процессов (она выражается в сообразительности, скорости успешного запоминания информации, темпе речи, скорости письма, ходьбы);
  • Экстравертированность (для таких людей общение и многочисленные контакты с разными людьми являются необходимым условием хорошего самочувствия);
  • Интровертированность (направленность человека на собственный внутренний мир обеспечивает ему комфортное пребывание в одиночестве);
  • Способность быстро адаптироваться к новой обстановке, меняющимся условиям (данное качество является профессионально важным для таких профессий, как следователь, психолог, врач);
  • Личностная гибкость в общении с людьми, умение найти общий язык практически с любым человеком;
  • Ригидность, консерватизм, стремление следовать стереотипам.

Типом темперамента определяется не только уникальный набор личностных качеств, но и характер человека.

Дополнительная информация. До сегодняшнего дня сохранились названия типов темперамента, придуманные Гиппократом. Однако определяют это индивидуальное качество теперь не по пропорциональному распределению жидкостей в теле, а по нейропсихологическим характеристикам.

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни.

Понятие способностей

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.

Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности.

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.

Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Воля чем характеризуется

Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.

Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.

Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия.

Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.

Привлекательная индивидуальность

62. Эмоциональные особенности и свойства личности

Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.

К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.

Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявляются в поведении более или менее непосредственно и поэтому относительно легко фиксируются.

Индивидуальные особенности эмоциональных реакций проявляются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и устойчивости. Типичные случаи их соотношения следующие:

1) большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью;

2) большая эмоциональная возбудимость сочетается со слабой эмоциональной устойчивостью;

3) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена с большой эмоциональной устойчивостью;

4) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена со слабой эмоциональной устойчивостью.

Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их протекания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», который выступает в виде непроизвольных выразительных движений: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационно-выразительных средств речи.

К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности и даже на весь ее психический облик.

Отзывчивость – одно из особенно важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его переживания. В социалистическом обществе отзывчивость как проявление взаимоотношений определена нормами социалистической морали. Качество, противоположное отзывчивости, – черствость.

Впечатлительность – эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности и ее познавательным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Виды психических процессов: воля

Общее понятие воли

Определение 1

Воля — представляет собой процесс сознательного регулирования человеком проявлений своего поведения и деятельности, которое выражается в способности человека преодолевать возникающие внутренние и внешние трудности, совершая при этом целенаправленные действия и поступки.

Процессы регуляции поведения и деятельности человека могут проходить на трех уровнях:

  • сенсорно перцептивном уровне;
  • произвольном уровне;
  • волевом уровне.

Характеристика уровней регуляции поведения человека

Для сенсорно перцептивного уровня характерна ситуация, в которой образы, которые регулируют движения и действия, управляют поведением человека не зависимо от его желаний и являются непроизвольными.

Произвольный уровень характеризуется осуществлением действий, которые регулируются сознательно, предполагают осознанное намерение, планомерность осуществления и контроль за результатами действия. На данном уровне действия осуществляются самим объектом по определенному им мотиву, не нуждаются в осуществлении волевой регуляции в связи с тем, что компоненты личности остаются не включенными в процесс осуществления действия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды психических процессов: воля 490 руб.
  • Реферат Виды психических процессов: воля 220 руб.
  • Контрольная работа Виды психических процессов: воля 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Процесс волевой регуляции начинается в том момент, когда человек встречает на пути осуществления своей деятельности препятствия, внешние трудности (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренние трудности (отрицательное отношение, усталость, стресс)

Таким образом можно сделать вывод о том, что волевая регуляция — это подключение к существующим непосредственным мотивам личностно значимых ля личности. Чаще всего это нравственные мотивы. Чем более у человека преобладают нравственные мотивы, тем легче ему осуществлять определенные волевые действия.

Основные функции воли

Воля как психический процесс выполняет четыре основные функции. Рассмотрим их более подробно:

  • Первой функцией является побудительная и направляющая функция, которая направлена на достижение поставленной человеком цели в процессе преодоления трудностей. Для волевой активности в процессе осуществления данной функции характерна надситуативность, которая выражается выходом за пределы исходных целей и требований сложившейся ситуации.
  • Вторая функция — которая находит свое проявление в сдерживании человеком какой – либо нежелательной активности, мотивов и действий, которые не соответствуют имеющимся у личности мировоззрению, идеалам и убеждениям.
  • Третьей функцией воли является регулирующая функция, которая находит свое выражение в осознанной и преднамеренной регуляции осуществляемых действий, психических процессов и поведенческих реакций.
  • Четвертая функция – развивающая, характеризуется тем, что процесс волевой регуляции направлен на совершенствование личностью своего поведения, деятельности, на изменение и развитие собственной личности.

Свойства и закономерности волевых процессов

Воля, как психический процесс обладает определенными качествами:

  • силой;
  • устойчивостью;
  • широтой.

Рассмотрим их более подробно:

Сила воли – это степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли — это устойчивость и постоянство проявления в определенных повторяющихся ситуациях.

Широта воли — это имеющееся у человека определенное количество видов деятельности, осуществление которых требует проявления волевых усилий.

Процесс осуществления волевых усилий неразрывно связан с процессом развития личности и находит свое проявление в ее качествах и свойствах. Выделяют три блока волевых качеств личности:

  1. морально-волевые качества, которые включают в себя такие качества как ответственность, обязательность, инициативность, дисциплинированность;
  2. эмоционально-волевые качества, включающие в себя целеустремленность, выдержку, терпение, спокойствие;
  3. собственно волевые качества, среди которых необходимо отметить смелость, мужество, решительность и настойчивость.

Структура волевого действия

Каждое волевое действие, совершаемое человеком имеет определенную структуру:

Для простого волевого действия характерна следующая структура:

  • осознание цели и стремление к ее достижению;
  • осознание имеющихся у человека возможностей для достижения поставленных целей;
  • процесс принятие решения;
  • исполнение принятого решения.

Для сложного волевого действия характерен следующий план действий:

  • осознание цели и стремление к ее достижению;
  • осознание имеющихся возможностей для достижения целей;
  • появление мотивов, которые утверждают или отрицают возможности достижения поставленных целей;
  • процесс борьбы мотивов и выбор наиболее осознанных и правильных по мнению человека;
  • принятие одной из возможностей в качестве окончательного решения;
  • осуществление принятого решения.

Психическая активность человека всегда носит какой-либо характер, это может быть, как непреднамеренная активность, так и целенаправленная деятельность, имеющая произвольный характер. Непреднамеренная активность не предполагает усилий и спланированности предстоящих действий, носит импульсивный характер и не имеет четкого осознания мотивов и целей действий. Примером осуществления могут выступать состояния аффекта, транса и других измененных состояний сознания человека.

В ситуации, когда возникает необходимость проявления активности для того, чтобы достичь определенной поставленной цели подключаются волевые действия, которые способствуют решению необходимых задач.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воля – это имеющаяся у человека способность к сознательному и активному управлению собственной деятельностью, в процессе преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.

При этом создается дополнительная мотивация к осуществлению действий, когда имеющаяся мотивация уже не является достаточной для эффективного осуществления необходимых действий. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Индивидуально-психологические свойства личности

К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

1. Темперамент-это сочетание индивидуальных психофизиологических характеристик нервной системы человека, определяющих динамическую сторону поведения. Темперамент — это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

К числу собственно личностных качеств человека темперамент можно отнести в определенной степени условно, так как он представляет собой в большей степени физиологическую, индивидную особенность человека. Особенности темперамента в своей основе биологически обусловлены и являются врожденными.

Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его деятельность, иногда определяет его поступки, его индивидуальность. В связи с этим учет особенностей темперамента важен в управлении, деятельности по управлению персоналом Орлов А.Б. Личность и сущность человека; внешнее и внутреннее в человеке // Вопр. психологии.— 1995.— №2.

Согласно классификации Гиппократа-И.П. Павлова выделяются 4 основных темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации же К. Юнга-Г. Айзенка, выделяются следующие 4 типа: экстраверты высокотревожный и малотревожный, интроверты малотревожный и высокотревожный.

Согласно И.П. Павлову каждый темперамент в своей основе имеет определенный тип нервной системы, то есть сочетание основных ее свойств: силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в деятельности человека: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др.

Учет свойств темперамента важен при осуществлении воздействия на работника в процессе управления персоналом, а также для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Следует помнить, что, определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента не как о положительных или отрицательных, а как о более или менее благоприятных и своеобразных в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.

Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для человека с определенным темпераментом наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, занимаясь выполнением определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет различных нервно-психических затрат, каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную надежность в отношении различных видов труда и различные возможности к исполнительной и руководящей деятельности, к общению и взаимодействию с сотрудниками в системах управления Китов А.И. Психология управления — М.: Академия МВД СССР,1979.

Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется человек с тем или иным типом темперамента.

Люди холерического темперамента — активные, целеустремленные, эмоционально страстные, «несдержанно-горячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки, У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания.

Люди флегматичного темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни.

Люди меланхолического темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой.

В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолики).

В ходе управления персоналом к представителям указанных типов темпераментов следует подходить, опираясь на следующие принципы Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.:

  • — «Ни минуты покоя» — в подходе к холерику, учитывая его высокую активность и инициативность. Он должен быть все время загружен работой, решением производственных или учебных задач, иначе он может использовать свою энергию неадекватно.
  • — «Доверяй, но проверяй» — в подходе к сангвинику, обладающему оптимизмом и жизнерадостностью, общительному и эмоциональному, но в то же время склонному к рассеянности и торопливости в выполнении производственных задач.
  • — «Не торопи» — в подходе к флегматику, который обладает терпеливостью, старательностью, но надежен только в неторопливом, стабильном и не стрессовом режиме работы.
  • — «Не навреди» — в подходе к меланхолику, который способен вполне продуктивно работать только в благоприятных условиях, надежен в условиях быстрой переадаптации, нервно-психических перегрузок, эмоционально травмирующих его.

Существует точка зрения, что темпераменты как врожденные стили приспособления неразрывно связаны с инстинктами человека. Инстинкты — это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкты как генетическая программа приспособления есть и у животных, но инстинкты человека — качественно иная, чем у животных, программа адаптации. Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода — базовые, они обеспечивают физическое выживание человека и человеческого вида. Специфические человеческие инстинкты — исследовательский инстинкт и инстинкт свободы — обеспечивают первичную специализацию человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность всех. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее.

Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей по своему типу. Исходя изданной точки зрения, можно выделить 7 типов людей по доминированию инстинкта Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.

Эгофильный тип — доминирует самосохранение, с раннего детства склонность к повышенной осторожности, к обостренной биотической связи с матерью (ребенок не отпускает от себя мать ни на миг), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Кредо людей этого типа — «Безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что, сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин формирования такого варианта «тяжелого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусость.

Генофильныйтип — доминирует инстинкт продолжения рода, уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. И во взрослой жизни их кредо — «Интересы семьи превыше всего»; «Мой дом — моя крепость», ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

Альтруистический тип — доминирует инстинкт альтруизма, с детства проявляется доброта, заботливость к близким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо ему самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, — это люди-альтруисты. Их кредо — «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». Эволюционно такой тип необходим, они хранители доброты, жизни, человечества.

Исследовательский тип — доминирует инстинкт исследования, с детства повышенная любознательность, стремление во всем добраться до сути, бесконечные «почему?». Люди данного типа не довольствуются поверхностными ответами, много читают, делают эксперименты. В конце концов из таких детей, чем бы они ни увлекались, вырастают увлеченные, творческие люди. Великие путешественники, изобретатели, ученые — люди этого типа. Их кредо — «Творчество и прогресс — превыше всего!». Эволюционная целесообразность такого типа очевидна.

Доминантный тип — инстинкт доминирования с детства проявляется как умение организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения, умение разбираться в людях и вести их за собой, деловитость, позднее как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжелые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа. Их кредо — «Дело и порядок превыше всего»; «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому» Орлов А.Б. Личность и сущность человека; внешнее и внутреннее в человеке // Вопр. психологии.— 1995.— №2.

Либертофильный тип — доминирует инстинкт свободы; уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость рутины, бюрократизма. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо людей этого типа — «Свобода превыше всего», они естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они — хранители свободы, интересов, индивидуальности каждого, а с этим — и хранители жизни.

Дигнитофильный тип — доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения: это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его, и только и лаской. Человек этого типа готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, своей свободой, своей карьерой, своими профессиональными интересами, своей семьей. Его кредо — «В нашем роду не было трусов и подлецов! Честь превыше всего!». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что они — хранители чести и достоинства личности, а с этим — жизни, достойной человека Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Проспект, 1993.

При доминировании одного инстинкта односторонни и тенденции развития личности. Естественно, многое определяет воспитание, среда и жизнь, раздумья и личный выбор, но многое в судьбе человека начинается с того, какой доминирующий инстинкт был дан ему природой.

2. Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.

Структура характера рассматривается, прежде всего, по сложившимся у человека типам отношений:

Можно выделить следующие основные типы акцентуации характера Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Проспект, 1993.:

1. Гипертимный. Человек очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Он не реагирует на замечания, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем не нравится: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и место работы. Гипертимным людям нельзя доверять кропотливую однообразную работу, требующую большой усидчивости, концентрации внимания, отказа от активного общения с окружающими. Для них больше всего подходит организаторская деятельность, требующая контактов с людьми, позволяющая реализовывать накопленный «энергетический потенциал». Гипертимному человеку трудно держать себя в руках, поэтому их работа не должна быть связана с конфликтными ситуациями.

2. Дистимный (дистимность). У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Эти люди тяготятся шумными общества ми, с коллегами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравится в этих людях серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Проспект, 1993.

3. Циклоидный (циклотимность). Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение мало предсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента. Лучше не давать им работы, требующей постоянно высокого темпа. Лучше не перегружать их нервную систему, а воспользоваться добротой, умением сопереживать. Такие люди больше годятся в консультанты. Им присущи значительные перепады настроения и деловой активности.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль.

Обиды не выплескивает наружу, а держит их при себе. Окружающим нравится его альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга.

Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезни родных он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительные результаты он достигает в сфере искусства, медицины, воспитании детей, уходе за животными и растениями Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Проспект, 1993.

4. Демонстративный (демонстративность). Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Но он имеет черты, которые отталкивают от него людей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценке заслуг, низвержении с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции. Такого человека угнетает замкнутый круг общения, однообразная работа. Он может проявить себя в работе с постоянно меняющимися кратковременными контактами. Они стремятся к успеху и зачастую не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они обычно подлаживаются под окружающих и поступают в соответствии с тем, чего от них хотят. С помощью этого они незаметно манипулируют другими людьми и легко могут вовлечь в какую-то авантюру. Поэтому за такими людьми нужен глаз да глаз. Следует непрерывно контролировать их поведение и направлять в правильное русло. Демонстративным личностям лучше всего поручить заниматься рекламой. Для них это интересно, а для фирмы — выгодно и безопасно Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.

5. Возбудимый (возбудимость). У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и не цензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействуют физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль, из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

6. Застревающий (застревание). Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обиды «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдаются служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей. Проявляют властолюбие — «занудливость нравоучителя».

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у людей такого типа есть черты, которые отталкивают от них окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов — М.:Флинта ФМПСИ, 2000.

Эти люди хорошо себя проявляют в работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя. Таким людям свойственно откровенно выраженное властолюбие, эгоизм, стремление показать себя. Обычно это черствые и злопамятные люди, с трудом усваивающие новое, но, усвоив, фанатично следующие ему. Они накапливают отрицательные эмоции, что рано или поздно приводит к «взрыву», агрессии, у этих людей есть опасность — головокружения от успехов». К таким сотрудникам лучше всего проявить терпимость, не перевоспитывать их, а сделать их жизнь и работу разнообразными. Для таких людей лучше всего заняться обустройством чего-либо, организационной деятельностью.

7. Педантичный (педантичность). У этих людей выражена зануд-ливость в виде «переживания» подробностей, на работе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в чувствах. Но такие люди имеют и отталкивающие черты: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивостям, психастении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

8. Тревожный (тревожность). Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.

Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но проявляют боязливость, мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, часто являются «козлами отпущения».

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

9. Экзальтированный (экзальтированность). Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимают трагически, имеют склонность к невротической депрессии.

Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

10. Интровертированный. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, чем в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Они переборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Проспект, 1993.

. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность и грубость окружающих усиливают замкнутость.

Таким людям предпочтительна работа, не требующая широкого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

11. Конформный (конформность). Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться «из толпы».

Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать «исповедь» другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Люди, обладающие им, несамостоятельны и несобранны, быстро теряются, опускают руки, поэтому они могут успешно действовать только тогда, когда ощущают поддержку. Конформные люди легко поддаются чужому воздействию и обстановке, поэтому от них не приходится ждать смелых и решительных поступков. Их никогда не следует делать начальниками и поручать самостоятельные дела, но они прекрасные заместители, уютно чувствующие себя в условиях.

В повседневной жизни в зависимости от многих обстоятельств характер человека может реализовываться по-разному: что-то скрываться, что-то, наоборот, выпячиваться, что-то подавляться. В результате формируется определенный тип работника: позитивный, нейтральный или негативный по отношению к процессу руководства.

В условиях профотбора людей на определенные должности (например на должность руководителя рабочей группы) большую роль играет психодиагностика черт характера, так как прежде всего характер определяет пригодность человека к нормальному общению и добросовестному отношению к выполняемой работе Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов — М.:Флинта ФМПСИ, 2000.

  • 3. Направленность личности — это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации. Структура направленности складывается из следующих компонентов:
    • — потребности (естественные и социальные как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития);
    • — мотивы — «опредмеченная потребность» — предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого он и осуществляется; осознаваемая или неосознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;
    • — интересы — форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.;
    • — идеалы — ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Проспект, 1993.
  • 4. Способности — это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.

Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают: общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой). Например, управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей, как коммуникативность, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др.

По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности исполнительные и творческие (например работа чертежника и конструктора).

По уровню сформированности различают Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов — М.:Флинта ФМПСИ, 2000:

  • — задатки как природную основу способностей;
  • — одаренность — благоприятное сочетание задатков для какой-либо деятельности;
  • — способности — качества личности, обусловливающие успешность овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности;
  • — талант — комплекс высокоразвитых способностей, определяющий возможности выдающихся достижений в избранной деятельности;
  • — гениальность — высшая степень развития таланта, проявляющаяся в разработке новых отраслей науки, искусства, практической деятельности,

Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом. Способности можно определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов.

Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *