Свойства ощущений в психологии

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и дистантные рецепторы. К контактным относятся осязательные, вкусовые рецепторы, к дистантным – зрительные, слуховые, обонятельные.

Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние.

Проприорецепторы расположены в мышцах и связках, они дают информацию о движении и положении тела. Иногда этот подкласс чувствительности называют кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими.

Одна из первых классификаций ощущений была дана еще Аристотелем. Он описал пять видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

В настоящее время выделяются и другие виды ощущений: в состав осязания, например, наряду стак-тильными (ощущениями прикосновения) входят температурные ощущения. Они имеют самостоятельное значение для процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большое значение имеют также ощущения равновесия и ускорения (вестибулярный аппарат). Особое место занимают болевые ощущения, они являются общими для разных анализаторов.

Некоторые виды ощущений (температурные, болевые, например) можно считать внешне-внутренними.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Адекватный раздражитель зрительного анализатора – электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 770 ммк, слухового – звуковые волны с частотой от 16 до 20 000 Гц и т. д.

К свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Качества слуховых ощущений – высота, тембр, громкость; зрительных – насыщенность, цветовой тон, яркость и т. п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм существования материи.

Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Длительность ощущения – временная его характеристика, определяемая временем действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени (латентный, или скрытый, период ощущения). Для тактильных ощущений латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вкусовых – 50 мс. С другой стороны, при прекращении действия раздражителя ощущение одновременно с ним не исчезает. Этот эффект получил название последействия ощущения (инерция ощущения).

Пространственная локализация ощущения: дистантные рецепторы дают нам сведения о расположении источника раздражения в пространстве, контактные рецепторы конкретизируют точку приложения раздражения на поверхности тела.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Смотреть что такое «ЗАКОНОМЕРНОСТЬ» в других словарях:

  • закономерность — регулярность, правильность, закон; правомерность, объяснимость, понятность, законность, логичность, неслучайность, обоснованность, логика. Ant. случайность, редкость Словарь русских синонимов. закономерность закон / в событиях, действиях и т. п … Словарь синонимов

  • ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, закономерности, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к закономерный, соответствие с законом, последовательное проявление действия какого нибудь закона. Закономерность явлений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • закономерность — ЗАКОНОМЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — см. ЗАКОН. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

  • закономерность — — Тематики энергетика в целом EN regularityrelationhistory … Справочник технического переводчика

  • Закономерность — В Викисловаре есть статья «закономерность» Закономерность необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаи … Википедия

  • закономерность — • глубокая закономерность … Словарь русской идиоматики

  • закономерность — dėsningumas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. regularity vok. Gesetzmäßigkeit, f rus. закономерность, f pranc. conformité à la loi, f; régularité, f … Automatikos terminų žodynas

  • закономерность — dėsningumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. regularity vok. Gesetzmäßigkeit, f rus. закономерность, f pranc. régularité, f … Fizikos terminų žodynas

  • закономерность — dėsningumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Atskira dėsnio pasireiškimo forma, rodanti, kad pedagoginio reiškinio kilmę ar vystymąsi lemia objektyvūs, esminiai, pasikartojantys jo ryšiai su kitais reiškiniais. Dėsniais ir dėsningumais… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов — вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., — а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторынаходятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции.

С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений- например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы — можно считать внешне-внутренними.

К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества — это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные — по насыщенности и цветовому тону вкусовые — по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким). Длительность ощущения — это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Пространственнаялокализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

Закономерности ощущений:

1. Пороги ощущений.Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины, определенной силы. Наименьшая величина раздражителя, вызывающая мало заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше (min) величина порога, тем выше (max) чувствительность. Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет). Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между 2-мя раздражителями, которое вызывает еле заметное различие ощущений. Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе надо к первоначальной величине отнять или добавить – 0,33 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 0,1; для зрительных — 0,01 первоначальной величины; что касается обонятельных анализаторов — человек может почувствовать мускус, если его содержится 1/100000000 часть. Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: тренированности; интересов; характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета); мотивов, отношения к задаче.

2. Компенсация.В области ощущений и восприятий психико-целостная система. Это единство при полной, либо частичной потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: в сложившейся ситуации сохранившиеся органы как бы частично принимают на себя функции утраченных. У слепых обостряется осязание, слух, обоняние.

3.Адаптация.Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от слабых к сильным раздражителям чувствительность снижается; при переходе от сильных к слабым — повышается. Сильная адаптация наблюдается в температурных (термических), тактильных, обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в болевых ощущениях, слуховых.

4.Взаимодействие ощущений.Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может оказывать влияние на работу другого анализатора – ослаблять или, наоборот, усиливать ее. Это явление называется сенсибилизация. Так, например, чувствительность зрительного анализатора можно стимулировать: слабыми музыкальными звуками (резкие сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение); обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения); слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

5. Синестезия.Синестезия (от греческого synáisthesis) – это одновременное ощущение, совместное чувство, состоящее в том, что под влиянием раздражения одного анализатора, характерного для другого анализатора ощущения, создается впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, при этом оно сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Наиболее распространены зрительно-слуховые синестезии, когда у субъекта при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Известно, что такой способностью, как способность цветного слуха обладали такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков.

Ощущение — что это в психологии

Человек и другие живые существа, имеющие нервную систему, обладают некоторым сходством организации психической деятельности. Им свойственны такие психические процессы, как определенный тип реагирования на внешний раздражитель, возбуждение и торможение в нервной системе, работа анализаторных систем.

Способность к ощущениям

Аперцепция – это свойство, которым обладают все живые существа на планете. Появляется оно в процессе работы анализаторных систем и рецепторов. Однако чувствование нельзя сводить только к физиологическим особенностям живых организмов, оно проявляется и на психологическом уровне.

Ощущение определение в психологии

Ощущение это в психологии понятие, обозначающее способность психики отражать те или иные свойства явлений и предметов окружающей действительности. Это происходит из-за восприимчивости психики к внешним раздражителям.

В психологии способность чувствовать действие внешних раздражителей тесно связана с восприятием. Схема ее возникновения может быть представлена так: раздражение – возбуждение – ощущение – суждение.

В результате работы зрительного восприятия человек получает информацию о внешнем виде предмета. Если человек зимой выйдет раздетым на улицу, у него в результате реакции организма на низкую температуру воздуха появится тактильное чувство холода.

Важно! Чувствование обеспечивает человеку связь его организма с той средой, в которой он живет. Кроме того, оно играет важную роль в когнитивной деятельности человека. Если у индивида отсутствует способность к аперцепции, это делает невозможным процесс обучения.

Абсолютный и относительный порог чувствительности

Для многих наук важны количественные показатели выраженности впечатлений. Измеряя их, определяют чувствительность личности и пороговые значения действия раздражителя.

Порог – это значение силы действия раздражителя, при котором человек начинает чувствовать его. Пороги бывают абсолютные и относительные.

Нижний абсолютный порог – это способность рецепторов реагировать на слабое раздражение. Чтобы человек мог почувствовать признаки действия раздражителя, он должен иметь определенную силу.

Верхний абсолютный порог – это максимальные значения выраженности раздражителя, которые человек способен ощущать. Это болевой порог. Его примерами могут служить боль в ушах, которая появляется от очень громкого звука, или режущая боль в глазах от ослепительного света.

Верхний порог воздействия света

Относительный порог – это способность замечать изменение силы действия раздражителя.

Внимание! Абсолютные пороги определяют диапазон того, что доступно для восприятия человеку в окружающей действительности.

Классификации ощущений

Классификация ощущений на основе анализаторов

Краткий подход к классификации видов аперцепции основывается на разных свойствах анализаторных систем. В рамках этого подхода психофизиологии определены следующие виды ощущений:

  • Зрительные. Их функция заключается в том, чтобы определять цвет, форму и размер предмета. С их помощью человек формирует у себя представление об удаленности предмета.
  • Слуховые. Они отвечают за способность человека распознавать определенные тональности, интонации, определять, на каком расстоянии находится источник звука.
  • Обонятельные. Они отвечают за наличие у человека способности различать запахи.
  • Вкусовые. Их функция заключается в чувствительности человека к определенным вкусам пищи: горькому, сладкому, кислому.
  • Тактильные. Они образуют чувство холода или тепла, прикосновения или боли.

Классификация ощущений Ананьева

Интересно. Б.Г. Ананьев классифицировал ощущения, исходя из движения предметов и самого человека.

С механическим движением он связывал тактильные, мышечные, вибрационные, вестибулярные чувства. Способность чувствовать запахи и вкус психолог связывал с химической природой веществ. Зрительные и слуховые импульсы, получаемые мозгом человека от соответствующих органов, связывались им с молекулярным движением. С биологической формой движения материи автор связывал возникновение вкусовых, болевых, температурных и интерорецепторных ощущений.

Типология ощущения Шеррингтона

Шеррингтон разработал подход к классификации ощущений, основанный на идеи их взаимосвязи и причинной зависимости. Он подразделял их на проприоцептивные, интероцептивные и экстероцептивные типы.

Проприоцептивный тип

Иначе этот вид чувствительности называется кинестезическим. Он появляется, когда раздражитель воздействует на мышечные, сухожильные и суставные рецепторы. Проприоцептивные впечатления предоставляют человеку информацию о его движениях и пространственном положении разных частей тела.

Интероцептивный тип ощущения

Данный вид чувствительности имеет органическую природу. Интероцептивные проявления возникают в результате действия обменных процессов в организме: человек чувствует дискомфорт во внутренних органах при развитии той или иной болезни.

Боль в животе

Экстероцептивный тип ощущения

Данный вид впечатлений появляется во время раздражения рецепторов, локализованных на кожном покрове тела. Они подразделяются на:

  • Контактные, к которым относятся осязание и вкус;
  • Дистантные, в составе которых выделяют слух и зрительные ощущения;
  • Обонятельные, которые являются промежуточным звеном между контактными и дистантными.

Качество и интенсивность ощущений

Качество и интенсивность – главные характеристики реакции на раздражение рецепторов. Качество дает исследователю информацию о том, чем данная реакция рецепторов отличается от других аналогичных реакций. Так, например, вкусовые ощущения очень разнообразны: человек точно может отличить горький вкус от сладкого. Та или иная характеристика вкуса зависит от химического состава продукта, именно этим определяется качество вкусовых ощущений.

Дополнительная информация. Качество ощущений часто отождествляют с их модальностью, так как она отражает основное свойство того или иного анализатора.

Количественной величиной рецепторных реакций является интенсивность. Она определяет силу действия раздражителя и силу работы рецептора. Примером изменения интенсивности впечатлений может служить способность человека воспринимать запахи: во время простудного заболевания, сопровождающегося заложенностью носа, она снижается.

Длительность и пространственная локализация

Длительность ощущений указывает на то, как долго они сохраняются. Эта характеристика связана с интенсивностью раздражителя и временем его воздействия. Начальный период возникновения действия раздражителя протекает скрыто: раздражитель уже начал действовать, а человек еще не почувствовал это. Кроме того, после прекращения действия раздражителя ощущение сохраняется еще некоторое время. Это явление в психологии получило название эффекта последействия.

Дополнительная информация. Продолжительность латентного периода у разных видов рецепторов различна. У вкусовых ощущений она длится 50 мс, у тактильных – 130 мс, у болевых – 370 мс.

Пространственная локализация ощущений содержит информацию о том, в какой части тела они возникают. Человек без труда определяет источник звука или света, при соприкосновении с горячим или холодным предметом осознает точную локализацию возникшего холода или тепла в теле.

Холодно

Таким образом, способность к ощущениям обеспечивает человеку возможность формирования полноценной картины окружающего мира. Возможность различать запахи и вкус пищи делает доступными здоровое питание и получение удовольствия от приема пищи; слуховые и зрительные ощущения необходимы для усвоения знаний. Кроме того, рецепторная чувствительность способствует полноценной работе инстинкта самосохранения, подавая в мозг информацию о приближающейся опасности.

Решение и анализ психологических задач. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

Задача 1

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

а) Длительно воздействующий неприятный запах переста­ет ощущаться,

б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30° воспринимается как тёплый, хотя его темпе­ратура ниже нормальной кожной температуры руки.

в) После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повы­шенной.

г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чув­ствительность к оранжево-красным лучам.

.д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.

е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.

ж) Из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по на-1 правлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).

Задача 2

Выберите номер ответа, содержащий все существенные
отличительные признаки восприятия.

а) Субъективное, отражение внешнего мира;

б); отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;

в) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;

г) результат совместной деятельности ряда, анализаторе!

д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;

е) составной элемент, из которого складываются все пре; меты и явления окружающего мира;

ж) искаженное отражение окружающего мира;

з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;

и) отражение законов природы и общества;

к) отнесение, конкретного предмета к определенной категории предметов.

1.а, б, в, е;

2.г, ж, з, и;

3.а, б, з, и;

4.б, г, д, к;

5.в, д, ж, и;

Задача 3

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его Б. А. Н. Скрябин и.Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета;

В. Ориентировка слепоглухих .в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. .

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите, тот номер ответа, вк тором все явления указаны верно.

1. а) Изменения обоняния, б) взаимодействие анализатор: в) сенсибилизация, г) сенсибилизация д) синестезия.

2. а) Адаптация, б)синестезиям в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация, д) сенсибилизация.

3. а) Адаптация, б) специфика, абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г) сенсибилизация, д) синестезия.

Задача 4

Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепции осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, цело­стность, константность) проявляется в данных примерах?

А. Маяковский был. высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка; в этом ракурсе его лицо приоб­ретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных, пропорций, подбородок у Мая­ковского не был большим (хотя многие художники и скульпто­ры до сих пор бьются и не могут, найти эту неуловимую и ха­рактерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство).

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется стран­ным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот — мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора- и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразитель­ные глаза. (И. Рахилло. Московские встречи. М., «Московский рабочий», 1962, стр. 14.)

Б. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на, сет­чатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину (По С. Л. Рубинштейну).

Г. Гете отмечал, что темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую, величину. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга того же диаметра на белом фоне, последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если черный круг сделать соответственно больше. (По К. К. Платонову).
Д. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а
мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. (По К — К. Платонову.)

Е. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внеш­не не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин. Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях вос­приятия. (По Л. А. Бодалеву.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *