Шкала по апгару

Шкала Апгар новорожденных в таблице: подробная расшифровка баллов

15 ноября 2016 admin

Шкала Апгар для новорожденных – современный способ оценки готовности младенцев к внеутробной жизни.

Первый экзамен не повлияет на вашу любовь к ребеночку, но узнать о тонкостях его прохождения, значении загадочных цифр в выписке из роддома не помешает. Поговорим подробнее о том, что такое шкала Апгар, как ее расшифровать и что делать, если малыш получил низкие оценки.

Что означает эта шкала

Шкала для оценки здоровья новорожденного по внешним признакам необходима акушерам-гинекологам, педиатрам, присутствующим на родах. Согласно результатам осмотра и суммированию баллов принимается решение об обязательности оказания младенцу экстренной реанимационной помощи, о возможности передать его роженице в палату совместного пребывания.

Система APGAR разработана в 1952 году как методический материал для студентов, подспорье в работе медицинских сестер. Нововведению дали имя создателя – врача-анестезиолога Вирджинии Апгар, профессора. Изобретать рейтинг потребовали участившиеся случаи рождения детей с внутриутробными патологиями, удушениями в родах. И его успешно используют в акушерстве и педиатрии уже 70 лет.

Шкала Апгар – диапазон очков от 0 до 10 баллов. Ребенка осматривают дважды на первой и пятой минуте после рождения, присваивают оценки по 5 показателям:

По каждому пункту малыш получает от 0 до 2 балов. После суммирования очков готов результат по шкале Апгар. Если итог осмотра на пятой минуте равен 0–7 балам, то оценивание проводится еще три раза через равный промежуток времени: на 10–15–20-й минуте. Определение результата занимает не более одной минуты, дополнительное оборудование не требуется.

В послеродовой выписке у ребенка значатся как минимум 2 показателя по шкале, например 7/9 или другие цифры. Это будет означать, что на первой минуте он получил 7 баллов, а на пятой – 9. Для положительной оценки результата важно видеть динамику адаптации (первые цифры будут меньше, чем последующие).

Подробнее о каждом параметре

Оценивание состояния новорожденного происходит по внешним признакам жизнедеятельности организма. Чтобы понимать, как это происходит, остановимся на каждом пункте подробнее.

Акушеры, педиатры пользуются таблицей для быстрого получения результата по шкале Апгар. Она выглядит так (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево):

Параметр 0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи Бледный, с синевой (цианоз). Ножки, ручки синюшные, остальные части тела бледно-розовые. Тон кожи ровный, розовый по всей поверхности тела.
Частота сердечных сокращений Единичные проявления, пульс отсутствует. Менее 100 ударов в минуту. 130–140 ударов в минуту.
Рефлексы Полное отсутствие. Недостаточная выраженность. Ярко выраженные глотательный, сосательный, хватательный.
Мышечный тонус Отсутствие движений. Телодвижения слабые, редкие. Хаотично, регулярно размахивает конечностями.
Дыхание Отсутствует. Стонет, дышит нерегулярно (гиповентиляция). Кричит, дышит глубоко, часто.

Результатом оценивания становится суммирование баллов по каждому показателю.

Происходит это следующим образом:

  • Цвет кожи

Если новорожденный имеет светло-розовый, ярко-розовый оттенок кожи, то получает 2 балла. Синюшный оттенок конечностей при нормальном цвете эпидермиса остальных частей тела снижает оценку до 1 балла, сигнализирует доктору о слабой гипоксии плода.

Повсеместно синий цвет кожного покрова, излишняя бледность — повод провести реанимационные процедуры и поставить 0 балов по первому показателю.

Это интересно! Кстати, дети, рожденные через кесарево сечение, чаще получают по данному критерию максимальные 2 балла. Это связано с тем, что естественное прохождение родовых путей дается младенцем нелегко и может влиять на уровень кислорода в тканях. А кесарятам удается этого избежать.

  • Пульс

ЧСС замеряют 6 секунд после рождения выслушиванием, пальпацией грудной клетки или прощупыванием артерий. Затем умножают полученную цифру на 10, так получается минутный результат.

Сердце новорожденных работает активно. Нормой считается пульс в диапазоне от 130 до 140 ударов в минуту. В этом случае ребенок зарабатывает 2 балла.

Если сердце бьется нестабильно, замедленно, малыш получает 1 балл, при полном отсутствии пульса – 0 баллов.

Если показатели не в норме, то малышу проводят реанимационные процедуры до тех пор, пока ЧСС не нормализуется.

  • Рефлексы

Умение сосать, хватать, глотать, дышать – это первые рефлексы новорожденных, необходимые для жизнедеятельности. Если ребеночек явно показывает наличие этих врожденных навыков в первые минуты жизни, то получает высокую оценку 2 балла. Кроха должен искать грудь, причмокивать губами, кричать после рождения, дышать.

Если рефлексы выражены слабо или частично, то он зарабатывает 1 балл, при полном их отсутствии – 0 баллов.

Для получения объективной оценки акушеры стимулируют проявления рефлекторных движений:

  • прикладывают палец к губам младенца;
  • ставят новорожденного на ровную поверхность, побуждая шагнуть;
  • укладывают на животик и подталкивают под пяточки, пробуждая рефлекс ползания;
  • для прочистки носа от слизи малышу ставится катетер; отлично, если грудничок чихнет, скривится, уберет головку.
  • Мышечный тонус

Хаотичные движения ручками, ножками — основной показатель хорошего самочувствия младенца сразу после рождения. Он стремится разогнуть конечности, привести тело в нормальное положение. Такое поведение прибавляет к сумме 2 очка.

Грудничок получает 1 балл, если:

  • слабо двигается, но делает это неохотно;
  • ручки, ножки остаются в полусогнутом положении.

При полном отсутствии телодвижений, сохранении позы эмбриона или близкой к ней – 0 баллов.

  • Дыхание

2 очка младенец зарабатывает, если пронзительно закричит после рождения и в первую минуту жизни сохранит нормальный ритм дыхания – 40–45 вдохов–выдохов. Если вместо крика новорожденный издает стон, хрип, дышит неравномерно, ему поставят 1 балл, при отсутствии проявлений по данному критерию – 0 очков.

Важно! Стоит учитывать, что недоношенные дети, рожденные неестественным путем, а через кесарево сечение, получают более низкие результаты теста Апгар. Женщинам по этому поводу не стоит расстраиваться, придумывать малышу недостатки. Внимание, забота и тщательный уход способны быстро исправить ситуацию.

Что значат оценки

В родзале женщинам обычно не сообщают точные данные по шкале Апгар. Родители видят результат в карте после выписки домой или узнают у врача. Для самостоятельной расшифровки итогов воспользуйтесь следующей расшифровкой суммы баллов.

  • 0-2. Новорожденный оказывается в критической ситуации, требуется помощь реаниматолога.
  • 3-4. Показатель удовлетворительный. Отклонения от нормы средние.

    Такой результат часто получают недоношенные дети. После рождения малыш наблюдается педиатром, акушером, неврологом.

  • 5-6. Удовлетворительный результат, отклонения от норм небольшие.
  • 7-9. Показатели оптимально положительные. Отклонения имеют слабый характер.
  • 10. Здоровый ребенок.

Для упрощения алгоритма оценивания результатов приведем примеры итогов тестирования новорожденных:

  • 8/9, 9/9, 9/10

Младенец чувствует себя чудесно. Врачам и маме не нужно беспокоиться о его самочувствии, пристально наблюдать за состоянием до выписки из роддома.

  • 8/8

Клинический результат в норме. Малыш чувствует себя хорошо, адаптировался к внешней среде быстро.

  • 7/8, 6/7, 5/7

Возможно, ребеночек родился чуть ослабленным, но быстро реабилитировался к пятой минуте. Чувствует себя хорошо, медицинская помощь и пристальное наблюдение педиатра не требуются.

  • 7/7

Удовлетворительный показатель. Срочная врачебная помощь не нужна.

  • 6/6, 5/5

Состояние среднее, педиатрам необходимо наблюдать за новорожденным внимательнее.

  • 4/5, 5/6

Результат ниже среднего, но наблюдается положительная тенденция. Ребенка наблюдают тщательнее 1–2 недели после выписки.

  • 4/4, 3/4

Данный результат требует замера на десятой минуте после родов. Физическое состояние малыша плохое. Женщину и ребенка в этом случае помещают в стационар для дальнейших наблюдений.

  • 2/3, 3/3

Нужна реанимация, состояние критическое.

  • 2/2, 1/2

У ребенка фиксируются явные признаки асфиксии, существует угроза жизни новорожденного.

Педиатры должны проводить срочную реанимацию.

  • 0/2, 0/1, 1/1

Ситуация тяжелая, малыш находится на грани жизни и смерти. Без реанимации, детального обследования обойтись невозможно.

Это интересно! Оценка 10 ставится новорожденным в России крайне редко. Это связано с менталитетом медперсонала, страхом сглазить, проявить непрофессионализм. Таким образом, 9 баллов могут соответствовать 10, принятым международно.

Что считается нормой

Оценка новорожденного по шкале Апгар – всемирный метод выявления дефектов внутриутробного развития младенцев. В акушерстве его полюбили за объективность и простоту. Сумма очков позволяет получить полную клиническую картину состояния ребеночка, составить план наблюдений и послеродового ухода за ним.

Нормальными показателями уровня физического и рефлекторного развития считаются очки от 7 до 10. В этом случае грудничок не требует медицинской помощи, его передают роженице, прикладывают к груди.

Рейтинг Апгар в диапазоне от 6 до 0 баллов считается пройденным с отклонениями. Таким малышам потребуется медицинская помощь и дополнительные обследования в послеродовый период:

  • 5–6 — отклонения легкие;

Для реабилитации нужно время, часто недостатки имеют одномоментный характер. Связаны с асфиксией, незрелостью плода.

  • 3–4 — общее состояние неудовлетворительное;

Наблюдается средняя степень кислородного голодания младенца. Потребуются реанимационные процедуры для приведения дыхания и пульса к нормальному ритму.

  • 0–2 — критическая ситуация;

Существует риск смерти новорожденного. В первую очередь проводится стимуляция дыхания (ИВЛ). Причиной низких показателей может быть низкая масса тела младенца, недоношенность, гипоксия.

Уровень проявления критериев шкалы Апгар определяется дважды: на первой и пятой минуте. При низких показателях важно наблюдать положительную динамику. Если ребеночек получил 4–5 очков на первой минуте, но 7–9 – на пятой, то его причисляют к здоровым детям. Отсутствие динамики – тревожный признак, повод провести замеры еще два–три раза, оказать малышу срочную реанимационную помощь.

Важно понимать, что тест Апгар имеет субъективный характер для дальнейшего развития младенца. Малыши с оценкой 9–7 не обязательно будут умнее, сильнее, чем те, кто получил низкие баллы.

Что если оценка низкая

Ранняя диагностика состояния новорожденного — палочка-выручалочка современных акушеров. Рейтинг Апгар обозначает уровень самочувствия младенца именно в первые минуты жизни. Конечно, все родители надеются на рождение здорового, крепкого малыша, а значит, и высокие оценки по шкале.

Низкие баллы свидетельствуют о наличии врожденных аномалий развития, плохой адаптации младенца к внешней среде. Причинами негативных результатов чаще всего становятся:

  • Асфиксия – удушье. Наступает в результате обвития плода пуповиной, обтурации дыхательных путей слизью, околоплодными водами.
  • Гипоксия – недостаток кислорода во внутриутробный период. Кислорода недополучают мозг и ткани. Отсюда появляется синюшность кожи, отеки, низкая двигательная активность в первую минуту жизни.
  • Недоношенность. Физиологическая незрелость, недостаточная масса тела.
  • Родовая травма. Здоровый плод страдает при прохождении родовых путей.
  • Внутриутробные инфекции. Передаются от матери к плоду.
  • Несовместимость крови матери и плода. Риск резус-конфликта.

Особенно опасными считаются асфиксия и гипоксия. Длительный недостаток кислорода приводит к серьезным нарушениям развития ребенка в будущем, провоцирует серьезные неврологические заболевания, такие как:

  • Синдром повышенной рефлекторной и нервной возбудимости. Сохраняется у детей до 3-месячного возраста. Малыши беспокойные, часто плачут, плохо спят. Фиксируется сниженный или повышенный тонус мышц, дрожание подбородка, конечностей.
  • Судорожный синдром. Приводит к эпилепсии. Характеризуется непроизвольным сокращением одной или группы мышц.
  • Коматозный синдром. Угнетаются сознание, чувствительность, двигательная функция.
  • Угнетение ЦНС. Рефлексы выражены слабо, малыш много спит, мало ест.
  • Гидроцефалия. В головном мозге новорожденного скапливается жидкость. Диагностируется отставание в физическом и умственном развитии.

Родовая травма становится причиной ДЦП, ВСД, гипертонии, нарушений моторики. Последствия внутриутробной инфекции предугадать сложно. Это различные заболевания слуха, зрения, внутренних органов, мертворождение.

Малыши с гипоксией или асфиксией рождаются слабыми и пассивными. Результат теста Апгар измеряется два–четыре раза и составляет не более 6 очков. При организации правильного ухода, оказании профессиональной медицинской помощи, соблюдении рекомендаций педиатров возможна нормализация состояния младенца. А от этого будет зависеть качество жизни ребенка и родителей.

Важно! Низкие результаты теста Апгар у недоношенных детей соответствуют средним у рожденных вовремя, если нет серьезных причин для беспокойства. Например, 6/7 у недозрелых грудничков – это норма. Но регулярные наблюдения у невролога, других узких специалистов все же потребуются.

Не расстраивайтесь, если оценки по шкале Апгар у вашего ребенка ниже, чем максимальные. Ведь все самое важное для его развития будет заложено дальше — в первые годы жизни. И многое будет зависит от вашей любви и желания вырастить ребенка здоровым и счастливым.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/shkala_apgar.html

Шкала Апгар для новорожденных

Главная → Педиатрия

Шкала Апгар – это универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.

Система оценки по шкале Апгар позволяет врачу определить, нужна ли новорожденному специализированная медицинская помощь, реанимация, повышенное внимание или здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает. Мамочке, по сути, эта оценка ничего не дает, ведь шкала Апгар предназначена для врачей. Но ведь каждая мама хочет знать все о состоянии здоровья своего ребенка и самостоятельно разобраться в том, что означают эти непонятные цифры. В данной статье поговорим о расшифровке шкалы Апгар – что это такое и что означает каждый конкретный результат, рассмотрим все примеры.

Данная шкала была введена в педиатрическую практику в далеком 1952 году. Разработчиком новой системы определения состояния новорожденных стала американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар, предложившая несколько критериев и систему баллов, которые выставляются врачом-неонатологом при осмотре ребенка. Система состоит из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов. Сумма баллов от всех 5 критериев определяет состояние новорожденного в текущий момент и находится в диапазоне от 0 до 10 баллов.

Показатели шкалы Апгар

Система включает в себя 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов на первой и пятой минуте жизни ребенка. Чем больше баллов в сумме – тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов.

Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:

  1. Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
  2. Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
  3. Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
  4. Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
  5. Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.

Таблица шкалы Апгар

Результат оценки всех критериев суммируется и получается итоговый результат. Для упрощения результат оценки состояния новорожденного можно представить в виде таблицы.

Параметр Баллы Оценка
ЧСС (пульс) 0 отсутствует
1 менее 100 ударов в минуту
2 более 100 ударов в минуту
Дыхание 0 отсутствует
1 замедленное, нерегулярное
2 нормальное, громкий крик
Мышечный тонус 0 слабый
1 сгибает ручки и ножки
2 активно двигает ручками и ножками
Рефлексы 0 отсутствуют
1 слабые
2 ребенок кричит, вырывается, чихает
Цвет кожи 0 синюшный, бледный
1 розовый, но синюшные ручки и ножки
2 розовый по всему телу

Что значат эти баллы?

Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).

Таблица оценки новорожденных

Результат Значение
0/2, 1/2, 2/2 состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3 критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4 состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6 показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8 состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8 состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10 очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10 здоровье идеальное (на практике не встречается)

Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.

При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.

При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.

У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.

Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.

Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.

Шкала апгар для новорожденных — баллы при рождении, таблица

Нередко можно услышать о том, что все новорожденные похожи друг на друга, однако любая роженица безошибочно узнает своего, если ей его показали сразу после рождения. Но внешние отличия важны для матери, а врачи оценивают и различают младенцев по шкале Апгар.

Новорожденные

Определение шкалы Апгар

Называться шкала стала по фамилии своей основательницы, Вирджинии Апгар (Virginia Apgar), которая предложила критерии оценки новорожденных. По ним специалист должен в короткий срок определить, нужна реанимация младенцу, или он способен самостоятельно адаптироваться в новой среде.

История методики

Шкала Апгар для новорожденных существует с 1952 года. Она представляет собой трехбалльную целочисленную (без дробей и десятичных значений) систему оценки пяти критериев состояния новорожденного. Анестезиолог Вирджиния Апгар (не Абгар через «б» и не Акбар, как многие говорят) дала описание трех состояний, которые за короткое время может определить акушер, обращая внимание на 5 основных пунктов поведения и физиологии новорожденного:

  • частота сердечных сокращений (пульс);
  • окрас кожных покровов;
  • рефлекторная возбудимость;
  • дыхание;
  • тонус мышц.

Значения по каждому показателю могут быть от 0 до 2 включительно.

Интересно. После того, как предложенный вариант исследования новорожденного был одобрен, его приняли за основной во всем мире и используют до сих пор.

Алгоритм обследования новорожденного

Оценку состояния новорожденного по шкале Апгар проводит врач-неонатолог, обязательно присутствующий в родильном зале. Если пригласить неонатолога нет возможности, например, из-за большого количества рожениц, то состояние ребенка оценивает детская сестра или акушерка.

Первое, что происходит с новорожденным, – его обтирают сначала влажной пеленкой, которую потом меняют на сухую, теплую. После обтирания сухой предварительно подогретой пеленкой квалифицированный специалист должен ответить на следующие вопросы относительно внешнего вида и состояния ребенка:

  1. Является ли младенец доношенным.
  2. Какие околоплодные воды, чистые ли. Это важно, потому что непрозрачная жидкость зеленого цвета говорит о том, что в водах присутствует меконий – первородный кал, который, вероятнее всего, попал в дыхательные пути новорожденного, а именно – в легкие. Окрашивание в желтый или светло-зеленый цвет свидетельствует об инфекции.
  3. Присутствуют ли дыхание и крик.
  4. Хороший ли мышечный тонус у ребенка.

Если медик отвечает на эти вопросы положительно, значит, малыша можно накрыть теплой чистой пеленкой и положить на грудь родильницы. Даже если малыш появился на свет после операции кесарева сечения, его дают матери, так как спинальная анестезия позволяет женщине пребывать в сознании.

На груди матери после рождения

Показаниями к реанимационной помощи младенцу должны стать отклонения от нормы, отмеченные в первые 30 секунд его жизни:

  • неровное, сбивающее дыхание, спонтанное сердцебиение;
  • бледность цвета кожи;
  • выявление врожденных признаков заболеваний.

Внимание! При своевременном выявлении малейших отклонений в первую минуту жизни ребенка у врачей есть возможность обеспечить адекватное и эффективное лечение.

Когда проводится обследование

В медицинских учреждениях будущий персонал учат тому, что оценка новорожденного по шкале Апгар должна проводиться непосредственно после рассечения пуповины. После оперативного анализа состояния ребенка и принятия решения по оценке его развитости акушер переносит его на реанимационный столик, где продолжает осмотр. Само разрезание пуповины возможно не сразу, а только после того, как перестала отмечаться пульсация ее сосудов. Для проведения рассечения накладывают два зажима Кохера: один как можно ближе к наружным половым органам родившей женщины, другой на расстоянии 10 см от пупочного кольца младенца.

В течение следующих 5-10 минут проводят более детальное изучение особенностей строения тела и первый туалет:

  • с помощью бумажной ленты измеряют длину тела, окружность головы и грудной клетки;
  • взвешивают на специальных весах;
  • закрепляют браслеты на запястьях, содержащие информацию о матери, чаще всего это её фамилия и инициалы;
  • для профилактики инфицирования глаз закладывают под нижнее веко допустимое количество мази тетрациклин;
  • если ребенок обильно покрыт первородной смазкой, его бережно очищают от нее с помощью влажной теплой пеленки.

Внимание! Вес ребенка, измеренный сразу после родов, запишут в документ, который будет содержать и баллы по Апгар при рождении ребенка, и его рост, и многую другую информацию, несмотря на то, что уже через несколько часов масса тела младенца уменьшится как минимум на 500г.

Младенец на весах

Таблица оценки по шкале Апгар

Показатели, на которые акушер обращает внимание, анализируя состояние здоровья новорожденного

Оцениваемое состояние 0 1 2
Пульс (частота сердечных сокращений) Сердечных тонов нет Меньше, чем 100 ударов в минуту Больше, чем 100 ударов в минуту
Дыхание Отсутствует Спонтанное, нерегулярное, поверхностное или замедленное Ровное, отчетливое, с громким криком
Цвет кожных покровов Бледность/синюшность Тело розовое, конечности с признаками синюшности Розовое как тело, так и конечности
Мышечный тонус Не обнаружен, конечности висят Редкое сгибание конечностей, слабый тонус Активные движения в локтевых, плечевых коленных, тазобедренных суставах
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Реакция присутствует, но слабо выражена, проявляется в виде гримасы или шевелений Чихание, кашель, крик в ответ на раздражитель

Интересно. Ярко выраженным рефлексом только что родившегося ребенка является поиск материнского соска во время прикладывания его к груди. Можно проверить это рефлекс, прикоснувшись к щеке ребенка – в ответ на этот жест он откроет рот и повернет голову в сторону раздражителя.

Младенец на реанимационном столике

Во внимание принимается не только первый крик, хотя он сам по себе является хорошим показателем работы организма, но и дыхание. От того, как часто, глубоко и равномерно вдыхает новорожденный, зависит, сколько ткани и органы получают кислорода. При недостатке кислорода могут развиться множественные кровоизлияния, функциональные нарушения центральной нервной системы, следствием чего могут быть нарушения кровообращения в мозге, серьезные соматические и психомоторные расстройства и даже смерть в неонатальном периоде (в первые 28 дней жизни). Количество вдохов должно быть близко к 40-45 в минуту.

Проводя анализ дыхания на 1, 5, 10 и 15 минутах жизни по шкале оценки новорожденных, можно судить о динамике угасания возможной асфиксии:

  • на 1 минуте судят о внутриутробной гипоксии;
  • на 5 минуте определяют эффективность проведенных реанимационных действий, принимается решение о необходимости интенсивной терапии;
  • на 10 минуте судят о результатах интенсивной терапии;
  • на 15 минуте виден результат оказанной реанимационной экстренной помощи, и дается прогноз дальнейшего существования ребенка после перенесенной гипоксии.

В норме сердце ребенка совершает более 100 ударов в минуту, среднее значение близко к 130 уд./мин. Если сердце бьется недостаточно интенсивно, в результате чего пульс ниже 100 ударов в минуту, акушер ставит 1 балл в таблицу шкалы Апгара для новорожденных. При отсутствии сердцебиения ставится оценка 0.

Тонус мышц

Здоровый доношенный малыш после рождения активно пользуется ручками и ножками, шевеля ими хаотично. Такой ребенок получит 2 балла. При невыраженном шевелении или наличии лишь способности прижать руки к груди, а ноги согнуть в коленном суставе, ставится оценка 1. Висящие конечности, как плети, означают отсутствие тонуса мышц, в связи с чем их оценивают в 0 баллов. Такому ребенку показана тактильная терапия в форме оздоровительного массажа или более серьезная медицинская помощь.

Интересно. В медицинской практике имеют место случаи, когда ребенок рождался с абсолютным отсутствием тонуса мышц, благодаря массажу обретал его и во взрослой жизни становился профессионалом, активно пользующимся своими когда-то неработающими конечностями. Мышцам неведом знаменитый принцип нобелевского лауреата в области медицины Эдгара Дугласа «все или ничего».

Рефлекторная возбудимость

Под рефлекторной возбудимостью понимается непроизвольная реакция организма на внешние раздражители. В связи с тем, что многие новорожденные нуждаются в санации верхних дыхательных путей, забитых первородной слизью, рефлексы оцениваются именно во время этой процедуры. Здоровый активный ребенок при введении трубочки в носовые ходы чихает и кашляет, а спустя некоторое время протестует громким криком, за что ему ставят 2 балла. Если новорожденный отреагировал только гримасой или неявным шевелением, тогда он получает 1 балл. Никак не отвечающему малышу на раздражитель ставят 0 баллов.

Это критерий нагляднее всего говорит о нарушениях кровообращения. Посиневшая голова или конечности – явные признаки наличия проблем, не говоря уже о полной синюшности всего тела. Полностью розовый или, как говорят, телесного цвета малыш получает 2 балла. Выраженная бледность кожных покровов также свидетельствует о нарушениях и является показателем к особому вниманию со стороны медперсонала.

Расшифровка коэффициентов состояния ребенка

Чаще всего можно встретить оценку 7-8 в документах, что говорит о том, что ребенок здоров и может через два часа переводиться в послеродовое отделение вместе с матерью, если на то нет иных противопоказаний. Оценку в 10 баллов получают нечасто.

Таблица от 1 до 10

После того, как опытный неонатолог провел анализ состояния ребенка, показатели по всем пяти параметрам складываются, и их сумма является конечной оценкой здоровья малыша.

Возможные показатели с описаниями

Итоговая сумма баллов Вывод о состоянии ребенка
0-2 Состояние ребенка критическое, требует неотложных реанимационных действий.
3, 4 Нередкая оценка недоношенных детей, говорящая о том, что ребенку требуются пристальное внимание медперсонала и соответствующая помощь
5, 6 Ребенок имеет незначительные отклонения от нормы, ему нужны особый уход и повышенное внимание со стороны медиков
7-9 Ребенок считается здоровым, способным к самостоятельному развитию и адаптации в новой среде, может переводиться в общую палату
10 Показатель отличного состояния малыша, который активен с первых минут жизни

Иногда при выписке из роддома молодые родители обнаруживают в выписном листе не одно значение, а два, указанных через дробь или дефис. Это говорит о том, что показатель, полученный на первой минуте, был перепроверен спустя 5 или 10 минут. Полученный во второй раз результат оказался выше первого, что явно свидетельствовало о положительной динамике адаптации ребенка. После чего в отчет были занесены обе цифры, выглядеть запись стала так: «6-8 по Апгар».

Громкий крик

Эти значения вовсе не означают, плохой ребенок или хороший. Они нужны для специалистов, несущих ответственность за оказание своевременной помощи младенцу неонатального периода. Каждой маме важно понимать, что, если ее выписали из родильного дома на 4-5 сутки, а не на 6-7 и позже, это однозначно говорит о том, что она и ее малыш здоровы, соответствуют «нормальным» показаниям в послеродовом периоде и могут самостоятельно, без пристального внимания медицины, учиться вместе познавать свое тело и мир, наслаждаясь обществом друг друга, совершенно забыв, что было написано в отчете: «8-9 по Апгар» или как-то иначе.

Шкала Апгара для оценки состояния новорожденных, позволяет медицинским работникам родильного дома определить, требуется ли только что появившемуся на свет ребенку их помощь.

Зачастую балл по Апгару также помогает педиатрам, позднее наблюдающим малыша, контролировать конкретный аспект его состояния. Нижеприведенная статья содержит информацию о том, в чем суть данной методики, а также как именно оценивается каждая из сторон жизнедеятельности новорожденного специалистами.

Что это такое, суть методики

Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью оценивают через минуту после появления на свет) считается самой быстрой комплексной системой для определения необходимости реанимационных процедур в каждом конкретном случае. Традиционно она состоит из 2, реже 3 «замеров» базовых показателей жизнедеятельности малыша (1 мин., 5 мин., реже 10 мин. после рождения).

Данная необходимость обусловлена нестабильностью состояния здоровья новорожденных, требующей тщательного наблюдения в течение первых минут жизни ребенка. Суть методики заключается в оценке основных критериев (1 или 2 балла) и дальнейшем суммировании полученных результатов.

Исследованию со стороны акушеров и неонатологов подвергаются:

  • кожный покров, в частности его цвет;
  • качество и количество сердечных сокращений, способных зафиксировать существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы маленького человека;
  • наличие рефлексов, а также их «живость»;
  • тонус мышечного корсета тела младенца, особое значение имеет активность конечностей;
  • дыхательная система малыша, а именно его способность самостоятельно наполнять легкие воздухом и выдыхать его, не задерживая в организме на продолжительное время.

При наличии существенных отклонений в функционировании вышеприведенных систем и органов ребенка (балл по Апгару менее 5), медицинские специалисты, в абсолютном большинстве случаев, принимают решение о пристальном наблюдении за состоянием малыша в динамике. В подобном случае, ребенок, как правило, отправляется к матери не раньше вторых суток после появления на свет.

Показатели нормального состояния новорожденного в таблице

Шкала Апгара (новорожденных по данной методике начали оценивать еще в 1954 году) иллюстрирует, насколько только что появившийся на свет малыш готов к жизни вне утробы матери.

Так, абсолютно здоровому младенцу, готовому к началу самостоятельной жизнедеятельности, как правило, «присуждается» 9-10 баллов по Апгар (по 2 балла за каждый из критериев). Наиболее часто в последнее время встречается оценка 8-9, которая чаще всего складывается из-за пониженного тонуса конечностей у рождающихся современных детей.

Показатели нормального состояния новорожденного выглядят следующим образом:

Критерий/Балл по Апгар 0 баллов по Апгар 1 балл по Апгар 2 балла по Апгар
Равномерность и насыщенность цвета кожного покрова Белый или синий цвет кожи всего тела Розовый или красный цвет кожи всего тела, за исключением конечностей (обычно имеют синеватый оттенок) Розовый или красный цвет кожи всего тела, в том числе рук и ног
Работа сердечно — сосудистой системы (частота сердцебиения) Отсутствие сердцебиения Меньше 100 в мин. Больше 100 в мин.
Наличие и «живость» рефлексов Полное отсутствие реакции Слабовыраженные рефлексы Активные рефлексы в виде громкого крика, плача, чихания и так далее
Тонус мышечного корсета Полное отсутствие минимального напряжения в конечностях (ноги и руки вяло «свисают») Небольшое напряжение, выражающееся в редких легких сгибаниях ног или рук Активная смена положения рук и ног, «твердость» мышц спины
Зрелость дыхательной системы Отсутствие дыхания Прерывистое дыхание, отсутствие или тихий крик при рождении Легко прослушиваемое дыхание, громкий крик, плач при появлении на свет

Расшифровка показателей: о чем говорят отклонения от норм

Шкала Апгара, в частности результат использования данной системы, может помочь родителям новорожденного сформировать представление о «крепости» здоровья своего малыша.

Выяснив, какой из критериев оценки, по мнению неонатологов и акушеров, не заслужил наивысшего количества баллов, мама и папа могут предположить о наличии возможных отклонений в общем состоянии ребенка, а также, в некоторых случаях, причинах случившегося.

Зрелость легких, выражающаяся в способности новорожденного самостоятельно начать вдыхать воздух после перерезания пуповины, свидетельствует о нормальном развитии дыхательной системы.

Максимальную оценку по Апгар (2 балла), традиционно, «присуждают» малышам, моментальным подавшим голос после рождения, а также тем, чье общее количество вдохов и выдохов за одну минуту будет стабильным, составляющим в своем количестве не менее 40-45 легочных сокращений.

При отсутствии или минимальном прерывистом крике ребенке после его появления на свет, врачи ставят 1 балл и наблюдают новорожденного в течение первых суток жизни.

В случае отсутствия активности со стороны дыхательной системы, неонатологи и акушеры незамедлительно поставят крохе систему для искусственной вентиляции легких и проведут необходимые реанимационные процедуры, в попытке вернуть маленького человека к жизни.

Недостаточная интенсивность дыхания, а также его полное отсутствие, могут свидетельствовать как о недоразвитости самой системы (в случае преждевременных родов), так и о нарушении в ее функционировании, чаще всего по причине «тяжелых» продолжительных родов, обычно приводящих к гипоксии плода (ребенок в родовых путях страдает от недостатка кислорода).

По количеству сердечных сокращений медицинский персонал родильного дома определяет то, насколько малыш пострадал в процессе появления на свет. 2 балла обычно заслуживают дети, чье сердец бьется более 100 раз в мин. Сердцебиение малыша в количестве менее 100 раз в мин. обычно наблюдается при преждевременных родах.

Подобное отклонение от нормы свидетельствует о неготовности организма ребенка функционировать отдельно от систем жизнедеятельности матери. В случае родоразрешения в срок, подобные нарушения в сердечно-сосудистой системе могут быть последствие продолжительной гипоксии плода в процессе появления на свет.

При отсутствии сердечных сокращений у новорожденного в первые секунды жизни, врачами будут предприняты попытки его реанимации. Причиной этому может быть, как врачебная ошибка; продолжительные и травматичные роды, так и инфекционные заболевания матери, спровоцировавшие существенные нарушения в работе сердечно-сосудистой системе ребенка.

В случае идеального здоровья новорожденного, сила его мышечного корсета будет отражаться в двигательной активности. При отсутствии нарушений малыш будет хаотично и быстро менять положение верхних и нижних конечностей, динамично сгибая и разгибая их. Более того, положительной стороной станут попытки ребенка разогнуть свое тело, приведя его тем самым в естественное положение.

Основанием для менее удовлетворительного результата в системе оценки ребенка по шкале Апгар (1 балл) станет его нежелание шевелиться. У таких детей, как правило, руки и ноги находятся в согнутом или наоборот «висячем» положении очень долгое время после появления на свет.

«Ленивая» смена положения тела, разгибание туловища, считаются также вариантом отклонения, как и продолжительное сохранение позы эмбриона или «безжизненное» свисание ребенка на руках акушера или неонатолога.

Причинами отклонения в нормальном состоянии мышечного тонуса грудничка могут быть последствия тяжелых родов или родовая травма, повреждение нервных окончаний, а также неправильное формирование мышечного корсета в момент нахождения в утробе матери.

При условии того, что все остальные критерии оценки по шкале Апгар имеют высокий балл, излишний мышечный тонус или, наоборот, мышечная дистония корректируется физиотерапевтическими процедурами, медикаментозным лечением, а также прохождение нескольких курсов массажа, в соответствие с рекомендациями педиатра и невролога.

Наличии рефлексов, необходимых для отдельного существования, определяется у новорожденного путем их стимулирования детскими специалистами, осматривающими ребенка после появления на свет. Максимального балла по Апгар «удостаиваются» обычно новорожденные, кто самостоятельно демонстрирует естественное стремление сосать, крепко хватать, глотать, вдыхать и выдыхать воздух.

При отсутствии видимых рефлекторных проявлений акушеры или неонатологи:

  • максимально приближают палец к губам малыша, провоцируя его на сосание;
  • вертикально размещают ребенка, при нормальном развитии которого, должен проявиться рефлекс «ходьбы»;
  • вставляют в нос новорожденному катетер для удаления из носа остатков слизи и других «продуктов» родовой деятельности, побуждая маленького человека чихнуть или, как минимум, попытаться отвернуться или выказать недовольство происходящим;
  • располагают грудничка на твердой поверхности, перевернув на живот и приставив руки к пяткам ребенка, ожидая проявления рефлекс ползания, осуществляемого отталкиванием от опоры.

Отсутствие рефлексов в любом проявлении свидетельствует о незрелости или существенном травмировании нервной и мышечной системы человека, только что появившегося на свет.

В идеале ребенок должен попадать в руки неонатологов и акушеров с равномерно розовым цветом кожи всего тела. При наличии синего оттенка на конечностях, наблюдающегося на общем фоне нормального окраса кожной поверхности новорожденного, врачи проверят малыша на наличие возможных травм сосудов и нервных соединений, нарушающих нормальную циркуляцию крови в детском организме.

При излишней бледности, а в некоторых случаях, голубого или синего цвета всего тела малыша, неонатологи немедленно примутся за реанимационные процедуры по восстановлению кровообращения. Отклонения от нормы в данном случае чаще всего наблюдаются у детей, появившихся на свет естественным путем.

Кесарево сечение позволяет избежать грудничку прохождения по родовым путям матери, зачастую являющееся наиболее травмоопасным этапом родов. Подобные особенности цветового окраса кожи ребенка при естественных родах свидетельствуют о его страдании от недостатка кислорода в момент «затяжного» появления на свет.

Алгоритм обследования ребенка при рождении

Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью оценивают исключительно специалисты) подразумевает определенный алгоритм организации обследования. Приняв малыша из «утробной» среды, акушер или неонатолог производит моментальную оценку состояния его кожных покровов.

Окинув взглядом тело ребенка, убедившись в его равномерном нормальном окрасе, специалист анализирует наличие крика у грудничка. Уделив на первоначальный осмотр не более 30 секунд, профессионал замеряет частоту сердечных сокращений, а также количество и равномерность вдохов и выдохов, используя при этом специальное медицинское оборудование.

Затем, определив, что состояние ребенка не вызывает опасения, его прикладывают (если есть возможность) к груди матери. Данный способ позволяет врачу оценить наличие естественных рефлексов, в частности к сосанию. Если захват соска так и не произошел, ребенка искусственным образом пытаются «спровоцировать» на демонстрирование собственных рефлексов вышеперечисленными в статье методами.

Параллельно с указанными мероприятиями, неонатологами оценивается мышечный тонус ребенка, исходя из его двигательной активности во время перемещения по родильному блоку на руках специалиста.

Повторная оценка показателей системы Апгар производится на пятой минуте жизни грудничка. Если общий балл после второго обследования будет меньше 7, врачами, как правило, принимается решение о дообследовании младенца каждые 5 мин. на протяжении последующих 20 мин..

Как насчитывают баллы?

Отдав определенное количество баллов, свидетельствующее об идеальном (2 балла), удовлетворительном (1 балл) или неудовлетворительном (0 баллов) состоянии здоровья новорожденного по каждому из 5 базовых критериев, врачи суммируют цифры и получают необходимую оценку – балл по шкале Апгара.

Что означает 1-3 балла?

Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью обследуют вне зависимости от срока и способа появления на свет) делает наглядным для родителей представление о том, в каком состоянии в настоящий момент находится их ребенок.

Оценка в 1-3 балла считается низкой и свидетельствует о сильных отклонениях в здоровье младенца.

Они могут быть спровоцированы тяжелым течением родов (угроза для жизни обычно исчезает спустя несколько часов после рождения малыша), хроническими заболеваниями новорожденного (возникают при несоблюдении матерью здорового образа жизни в течение беременности или перенесении ею инфекционных заболеваний), а также общей незрелостью систем детского организма (преждевременные роды).

Стоит отметить, что в ряде случаев низкий балл по Апгару обуславливает необходимость принятия экстренных мер и перевода маленького человека в отделение реанимации.

Что значит 4-7 баллов?

Результат по шкале Апгара, равный 4-7 баллам является, хоть и невысоким, но приемлемым. Ребенок, получивший такую оценку, как правило, имеет отклонения по здоровью средней или легкой тяжести, обычно поддающиеся медикаментозному лечению.

Несмотря на ряд дисфункций, требующих корректировки, последствий от подобного состояния младенца при рождении, в его будущей жизни, в абсолютном большинстве случаев, не наблюдается.

Что означает 8-10 баллов?

8-10 баллов, полученные в результате суммирования показателей по всем базовым критериям, являющими компонентами системы Апгар, считаются нормой. Подобный уровень иллюстрирует нормальные реакции и готовность организма новорожденного к началу жизни вне маточной среды.

Ребенок, получивший такую оценку не требует дополнительного обследования и наблюдений со стороны медицинского персонала и передается матери при условии отсутствия необходимости оказания ей послеродовой медицинской помощи.

Прогноз

Любая оценка по данной шкале, кажущаяся на первый взгляд объективной, выставляется одним конкретным специалистом и не может считаться «истиной в последней инстанции».

На рисунке показана расшифровка шкалы Апгара.

Именно поэтому, даже при получении ребенком низкого балла по Апгару при рождении, матери стоит помнить, что соблюдение рекомендаций специалистов, а также безусловная любовь к собственному ребенку, способна в корне исправить ситуацию.

Медицинский персонал родильных домов имеет достаточное оснащение для контроля и положительного воздействия на имеющиеся при рождении отклонения в состоянии ребенка. Отпуская из учреждения мать и новорожденного после родов, врачи сделают соответствующие прогнозы на дальнейшее развитие и здоровье малыша, а также дадут рекомендации родителям в каждом конкретном случае.

Шкала Апгара в примерах

Для формирования детального представления по поводу состояния новорожденного, родителям целесообразно ознакомиться с примерами оценок по Апгар и их расшифровкам:

  • 0/2, 1/2, 2/2, 2/3, 3/3 – состояние ребенка в данном случае считается критичным и требует незамедлительного оказания экстренной медицинской помощи;
  • 3/4, 4/4, 4/5, 5/6, 6/6 – здоровье малыша при подобных оценках является нестабильным и требует тщательного контроля со стороны неонатологов и педиатров не только в течение первых нескольких часов жизни, но и на протяжении всего первого месяца;
  • 5/7, 6/7, 7/8, 8/8 – получив такие оценки, грудничок может считаться относительно здоровым, однако чаще всего обладает общей слабостью и истощенностью организма в целом, что обуславливает необходимость со стороны медиков мониторить его состояние в течение первых суток после рождения;
  • 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – показатели, свойственные абсолютно здоровым детям, не нуждающимся в специфическом уходе и наблюдении со стороны медицинского персонала.

Шкала Апгара, использующаяся для оценки состояния новорожденных уже на протяжении многих лет, является единственным, относительно объективным, методом быстрого определения необходимости проведения реанимационных мер для малыша.

Тщательно изучив вышеприведенную информацию, родители смогут понять, каким образом специалисты оценивают здоровье ребенка с помощью данной системы, а также, стоит ли волноваться из-за озвученного врачами количества баллов по Апгару.

Полезные видео о шкале Апгар и расшифровке оценки

Что такое шкала Апгар:

Как проводится оценка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *