Психика человека

психический

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. психи́ческий психи́ческое психи́ческая психи́ческие
Рд. психи́ческого психи́ческого психи́ческой психи́ческих
Дт. психи́ческому психи́ческому психи́ческой психи́ческим
Вн. одуш. психи́ческого психи́ческое психи́ческую психи́ческих
неод. психи́ческий психи́ческие
Тв. психи́ческим психи́ческим психи́ческой психи́ческою психи́ческими
Пр. психи́ческом психи́ческом психи́ческой психи́ческих

пси-хи́-че-ский

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -псих-; суффикс: -ическ; окончание: -ий .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. тот, кто болен душевно; душевнобольной ◆ В телеграмме было напечатано следующее: «Ялты Москву Варьете сегодня половину двенадцатого угрозыск явился шатен ночной сорочке брюках без сапог психический назвался Лиходеевым директором Варьете молнируйте Ялтинский розыск где директор Лиходеев». М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929-1940 г. ◆ Прямо не до вас… уберите от меня эту психическую. Дочь. Что же это такое? … Уберите, говорю, психическую, а то жениться перестану. Ах, эта моя невеста. М. М. Зощенко, 1938 г.
  2. связанный, соотносящийся по значению с существительным психика ◆ Основная мысль оккультизма, именно, что область возможного и доступного человеку опыта и количественно и качественно может быть углублена и расширена путем соответствующей психической тренировки, «развития высших способностей», сама по себе еще не приводит непременно к имманентизму. М. А. Булгаков, «Свет невечерний», 1916 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. свойственный психике, характерный для нее ◆ При этих условиях преступники могли свести с ума людей с самой стойкой психической организацией. Булгаков. Мастер и Маргарита, часть 2, «1929-1940» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. связанный с заболеваниями психики ◆ ― А вот на беговой! Я возил в психическую! Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом, был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал, который кончился лишь тогда, когда грузовик унёс на себе от ворот Грибоедова несчастного Ивана Николаевича, милиционера, Пантелея и Рюхина. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929-1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929-1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

  1. аллопсихический

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: психика

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • психическое здоровье
  • психическое расстройство

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: mental, psychic
  • Немецкийde: psychisch

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    В структуру психики включают: психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования человека.

    Психические процесс — течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями идущими от внутренней среды организма.

    Психические процессы подразделяются:

    — познавательные – к ним относятся ощущения, восприятия, мышление, память воображение, речь;

    — эмоциональные – низшие и высшие (чувства) эмоции, аффект, настроение, фрустрация, стресс;

    — волевые – потребности, мотивы, установки.

    Психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности, протекают с различной быстротой, интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

    Психическое состояние – временный уровень работоспособности, отражающий биологические потенциалы человека и придающий его деятельности своеобразный качественный фон; относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности, возникающий под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

    Виды состояний:

    1. Общее психическое состояние.

    1.1 Сосредоточенность – рассеянность.

    1.3. Интерес – апатия.

    1.4. Активность – пассивность.

    1.5. Бодрость – усталость.

    1.6. Стресс – расслабленность.

    2. Эмоциональное состояние (настроение).

    2.1. Жизнерадостное,

    2.2. Восторженное,

    2.3. Грустное,

    2.4. Печальное,

    2.5. Гневное,

    2.6. Раздражительное.

    3. Творческое состояние (вдохновение).

    4. Фрустрация.

    5. Аффект.

    Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

    Классификация психических свойств (на основе структурной организации)

    2.1. Жизненная позиция личности (направленность) — систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;

    2.2. Темперамент — систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности;

    2.3. Способности — систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

    2.4. Характер — систему отношений и способов поведения.

    Психические образования человека — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.

    — Знания — совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, в результате изучения проблем, самообразования и жизненного опыта.

    — Умения (от ум) — освоенный способ выполнения действия, позволяющий выполнять некое действие по определенным правилам, но это действие еще не достигло автоматизированности.

    — Навыки — способ действия, сформированный путем повторения и доведенный до автоматизма.

    — Привычки — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности;

    — Установки — неосознанное психологическое состояние, базирующееся на его предшествующем опыте, проявляющееся в предрасположенности к определенной активности в ситуации.

    — Взгляды — мнения, суждения, оценка кого-либо, чего-либо.

    — Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности.

    Содержательными компонентами психики являются:

    — профессиональные,

    — нравственные,

    — политические,

    — эстетические,

    — правовые,

    — экологические и другие знания,

    — взгляды,

    — убеждения,

    — позиции,

    — отношения.

    Уровни психического отражения:

    — досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);

    — сознательный;

    — послесознательный, надсознательный (автоматизмы, установки).

    Деятельность и психика

    Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Дея­тельность — система процессов активного и целенаправленного взаимодейст­вия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потреб­ности.

    Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, от­ношений между ними само опосредует процессы деятельности.

    Благодаря пси­хическому, деятельность субъекта приобретает опосредованный характер. Пси­хическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим ми­ром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер дея­тельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обла­дающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.

    Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает ак­кумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной дея­тельности субъекта.

    В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекаю­щую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекаю­щую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятель­ность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не «перекладыва­ние» внешней деятельности во внутренний план, а формирование внутренней деятельности в процессе осуществления внешней. Возможен и обратный про­цесс — экстериоризация — разворачивание внутреннего плана деятельности во­вне.

    В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входя­щие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы дея­тельности соотносятся с ее предметным содержанием — мотивами, целями и ус­ловиями. Деятельность всегда подчинена мотиву — предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель.

    Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним. В силу такого установления от­ношений цели к мотиву она приобретает определенное значение для личности, личностный смысл. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами — операциями — в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используе­мого орудия (средства) деятельности. В исследованиях отечественных психоло­гов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) выявлена зависи­мость эффективности деятельности, успешности решения задач испытуемыми от структуры и предметного содержания деятельности.

    В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую (предметно-практическая) и др. На различных этапах онтогенетического развития определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и лично­сти в целом. Такие виды деятельности получили название ведущих.

    В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный веду­щий вид деятельности. Для младенчества — это непосредственно-эмоциональ­ное общение, для раннего детства – предметно-манипулятивная деятельность, для дошкольного возраста — игра, для младшего и среднего школьного — уче­ние, для подросткового периода — интимно-личностное общение, для ранней юности — учебно-профессиональная деятельность, для периода взрослости — профессиональная деятельность.

    Осуществляя ведущую деятельность, человек социализируется, то есть он усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мотивы, представленные в культуре, и при этом формируется как личность.

    Таким образом, человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека

    Функции психики

    Каждый человек является обладателем психической реальности, поскольку все мы пережи­ваем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи. При этом мало кто заду­мывается, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно.

    Итак, для чего нужна психика? Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регули­ровать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Иногда обра­зы неадекватны, что приводит нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например, удаленности до объекта, и тогда мы говорим об иллюзиях.

    Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, ду­мают, планируют действия и осуществляют свои намерения также как и мы. Но их поведе­ние иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Например, существуют люди с абсолют­ным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музы­кальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.

    Таким образом, главная функция психики — регуляция индивидуального по­ведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

    Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:

    Ø экзопсихику,

    Ø эндопсихику,

    Ø интропсихику.

    Экзопсихикойназывается та часть психики человека, которая отражает внеш­нюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира.

    Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние на­шего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения ком­форта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой орга­низм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение бо­ли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горя­чий утюг. Ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно ок­рашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму, говоря «руки замерзли».

    К интропсихическим явлениям относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно счи­тать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».

    Роль психики также может сводиться к регуляции целенаправленного поведе­ния, часто имеющего сиюминутный характер, как думал У. Джемс. Затем стали счи­тать, что роль психики, очевидно, больше связана с определением целостного отноше­ния человека к миру и поиска своего места в нем. В связи с этим А. Я. Пономарев вы­деляет две функции психики по отношению к внешнему миру:

    а) творчество (создание новой реальности),

    б) адаптация(приспособление к существующей реальности).

    Причем возможны антитеза творчества и антитеза адаптации. Антитезой твор­чества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).

    Б. Ф. Ломов, по отношению к поведению и деятельности человека и других людей, выделяет еще три основные функции психики:

    о познавательную (когнитивную),

    о регулятивную,

    о коммуникативную.

    При этом он считает, что адаптация и творчество возможны только посредством реа­лизации этих функций. Остановимся более подробно на рассмотрении именно этих трех основных функ­ций психики.

    Во-первых, психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внут­ренней модели мира познавательные психические процессы.

    Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности, Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны, Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уро­вень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их дости­жения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «об­ратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

    Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и не­вербальное общение — основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.

    Таким образом, поскольку у психики множество свойств и функций, она не только многоуровнева, но и многомерна. Для лучшего понимания сказанного отметим, что любая система характеризуется своей структурой, ди­намикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристи­кой) и системными свойствами.

    Основы психологии и педагогики

    Рубрика Психология
    Вид методичка
    Язык русский
    Дата добавления 20.03.2011
    Размер файла 1,0 M

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    • Объект, предмет и задачи психологии. Психика и сознание. Биологическое и социальное в человеке. Ощущение как психический процесс. Восприятие, его виды и свойства. Классификация психических состояний. Педагогическая деятельность как созидание личности.
      учебное пособие , добавлен 13.01.2009

    • История развития психологии как науки от античности до наших дней. Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, память и мышление. Исследование типа личности и темперамента с помощью опросника Г. Айзенка, методики Ильина и теста Анхауэра.
      курсовая работа , добавлен 13.03.2010

    • Познавательные психические процессы (память, внимание, ощущение, восприятие). Понятие и типы личности. Особенности темперамента, взаимосвязь с характером. Волевые процессы. Эмоции и чувства. Структура и виды общения. Значение деятельности и активности.
      шпаргалка , добавлен 19.01.2011

    • Основные компоненты человеческой деятельности: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Методики изучения познавательных процессов личности: избирательности и устойчивости внимания, кратковременной памяти и заучивания слов.
      контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    • Стадии развития психики. Неосознаваемые психические процессы. Структура деятельности человека. Зарубежные и отечественные подходы к личности. Механизмы психологической защиты. Память, внимание и воображение. Соотношение темперамента и характера.
      курс лекций , добавлен 01.10.2012

    • Предмет, задачи психологии, ее принципы и методы и история развития. Функции и компоненты психики. Психические познавательные процессы человека. Методология и методы педагогических исследований. Виды образования. Теоретические основы и принципы обучения.
      курс лекций , добавлен 18.01.2009

    • Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.
      контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    • Особенности, которыми характеризуются образы восприятия. Понятие и виды ощущений. Психологическая структура личности современного специалиста. Формирование способностей в трудовой деятельности. Профессиональные способности. Признаки и значение задатков.
      контрольная работа , добавлен 30.08.2013

    • Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.
      доклад , добавлен 21.03.2007

    • Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.
      курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *