Патологическое замедление темпа речи

Ускоренный темп речи. Тахилалия, полтерн, баттаризм.

Тахилалия, полтерн, баттаризм — всё это разновидности патологически ускоренного темпа речи. Не стоит отчаиваться, если вы столкнулись с такими речевыми нарушениями. Курс логопедических занятий поможет справиться с такой проблемой, как тахилалия.

Тахилалия

В чистом виде это просто патологически ускоренный темп речи.

Причины тахилалии

Тахилалия возникает при патологическом преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. Разные исследователи выделяют много разных причин. К ним относят и генетическую предрасположенность , и нарушения функционирования подкорковых образований, и подражание неряшливой быстрой речи окружающих.

Симптоматика тахилалии

Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

2. Неудержимая стремительность речи.

3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

4. Расстройства внутренней речи.

5. Нарушения письменной речи.

6. Нарушения общей моторики (ускорен темп всех движений, гиперактивность, часто встречаются тики)

7. Невротичность, моторное беспокойство даже во сне, вспыльчивость, лёгкая возбудимиость.

8. Неустойчивое внимание, очень быстро переключаются с объекта на объект. Страдают все виды памяти. Речь не успевает за скачками мыслей.

Тахилалия очень часто сочетается с другими речевыми проблемами.

Разновидности тахилалии.

Полтерн (спотыкание) – когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость темпа несудорожного характера. Сочетается с нарушением общей и речевой моторики. Может встречаться на фоне других нарушений речи.

Баттаризм – разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи.

Симптоматика полтерн и баттаризма.

При баттаризме и полтерн так же имеются как речевые, так и неречевые симптомы.

1. Нарушения устной речи (поспешность, нарушения в образовании отдельных звуков, перестановки, пропуски, изменения звуков и слогов, выпадения слов и фраз). Речь состоит из коротких мало связанных между собой предложений.

2. Спотыкания в речи. Звук произносится не сразу. Могут беззвучно двигаться губы и язык, напоминая судорогоподобные движения.

3. Нарушения дыхания, дикции.

4. Нарушения голоса (нет звонкости, встречается монотон, симптомы перенапряжения голоса)

5. Нарушения чтения (при чтении длинные фразы делятся на короткие, теряется основная мысль читаемого).

6. Нарушения письма (остановки руки в процессе, пропуски, замены, перестановки слогов и букв, слов и целых фраз).

7. Нарушена общая моторика (стремительность, быстрые повороты, разбросанность движений, гримасы).

8. Неустойчивость внимания (не умеют слушать других, плохо улавливают мысли и не запоминают их)

9. Разбросанность мышления, недостаточная логичность.

10. Некритичность ( часто не замечают своего дефекта, взрослые редко сами обращаются за помощью).

Дифференциальная диагностика тахилалии.

Очень важно отличать тахилалию и её разновидности от заикания. Внешне речь при этом нарушении очень может напоминать заикание, но она заметно отличается своим темпом. При этом страх речи практически отсутствует.

При привлечении внимания к речи, она значительно улучшается. Тики у лиц с тахилалией не связаны с речью, у заикающихся же сопутствующие движения возникают обычно во время речи.

Коррекционная работа при тахилалии.

Коррекционное воздействие осуществляется комплексно.

Медицинское воздействие включает успокаивающее, общеукрепляющее, воздействие в зависимости от того, насколько выражены беспокойство, раздражительность, гиперактивность.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности, на социализацию.

Рекомендуется лечебная физкультура. При выполнении упражнений тренируются тормозные реакции, выдержка, сосредоточенность, внимание. Все упражнения проводятся под счёт или под мелодичную музыку в медленном темпе, плавно, спокойно.

Логопедическая работа во многом сходна с коррекцией заикания, но логопед учитывает механизмы и симптомы именно этого нарушения. Обязательно в логопедическую коррекцию включается логоритмика. Основой таких занятий является медленный темп.

В работе по преодолению полтерн и баттаризма очень важным является формирование понятий и грамматически правильное их выражение. Работа по преодолению нарушений темпа речи часто является профилактикой заикания.

Прогноз тахилалии.

Он во многом зависит от структуры дефекта (нарушение выражено в чистой форме или является проявлением более сложного синдрома). Огромное значение имеет умственное развитие и поведение человека.

Преодоление тахилалии так же зависит и от окружающих, от сотрудничества родных с врачом и логопедом, от своевременности и комплексности воздействия.

В этой статье я затронула тему коррекции различных видов ускоренного темпа речи. Тахилалия и её разновидности являются сложными и не до конца изученными речевыми нарушениями.

Заторможенность

Заторможенность – это симптом определённых заболеваний, как правило, ЦНС и головного мозга, или следствие сильного психоэмоционального потрясения. Характеризуется такое состояние человека тем, что у него наблюдается снижение скорости реакции на обращённые к нему действия или производимые им самим, ухудшение концентрации, более растянутой, с продолжительными паузами речи. В более сложных случаях может наблюдаться полное отсутствие реакции на окружающие события.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Не следует путать такое состояние человека с апатией или хроническим депрессивным состоянием, так как последнее носит скорее психологический фактор, нежели физиологический.

Истинные причины заторможенности может установить только квалифицированный врач. Проводить лечение на своё усмотрение или игнорировать такой симптом, настоятельно не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным осложнениям, в том числе и необратимым патологическим процессам.

Этиология

Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:

  • болезнь Альцгеймера;
  • старческое слабоумие;
  • травмы головы;
  • злокачественные или доброкачественные образования в головном мозге;
  • заболевания, которые поражают центральную нервную систему;
  • гипогликемия;
  • психические расстройства;
  • неврозы.

Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:

  • при алкогольном или наркотическом опьянении;
  • при хронической усталости и постоянном недосыпании;
  • при частом нервном перенапряжении, стрессах, хронических депрессиях;
  • при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
  • при сильном эмоциональном потрясении.

Заторможенность может возникать при сильном эмоциональном потрясении

Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:

  • ДЦП;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения психологического характера.

В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.

Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:

  • брадипсихия – заторможенность мышления;
  • мыслительная или идеаторная заторможенность;
  • моторная или двигательная заторможенность;
  • эмоциональная заторможенность.

Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.

Симптоматика

Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.

При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:

  • сонливость (гиперсомния), вялость;
  • головные боли, которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
  • ухудшение памяти;
  • снижение качества когнитивных способностей;
  • больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
  • резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
  • нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
  • речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
  • тошнота и рвота, которая чаще всего наблюдается по утрам;
  • нарушение координации движений;
  • нестабильное артериальное давление;
  • учащённый пульс;
  • головокружения.

У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.

Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после инсульта. Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.

Симптомы инсульта

В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:

  • бессонница или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • резкое изменение настроения;
  • беспричинные приступы страха, паники;
  • суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
  • состояние хронической депрессии;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • бред, нелогические суждения;
  • пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
  • излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
  • ухудшение или полная потеря памяти;
  • несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
  • потеря во временной и пространственной ориентации;
  • ощущение постоянной усталости.

Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.

Диагностика

В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.

В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:

  • невролог;
  • нейрохирург;
  • психиатр;
  • нарколог;
  • терапевт;
  • педиатр, если симптоматика наблюдается у ребёнка.

Диагностические мероприятия включают в себя:

  • общеклинические лабораторные анализы (исследование крови и мочи);
  • исследование уровня гипофизарных гормонов;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ и Эхо-ЭГ;
  • ЭКГ;
  • церебральная ангиография;
  • психиатрические тесты.

Как делают ЭКГ

В зависимости от поставленного диагноза будет решаться вопрос о госпитализации больного и дальнейшей тактике лечения.

Лечение

В этом случае, программа лечения может основываться как на консервативных, так и радикальных методах лечения.

Если причиной такого состояния человека является опухоль головного мозга или ЦНС, то проводиться операция по её иссечению с последующим медикаментозным лечением и реабилитацией. Реабилитация больному потребуется также после инсульта.

Медикаментозная терапия может включать в себя такие препараты:

  • обезболивающие;
  • седативные;
  • антибиотики, если установлено заболевание инфекционной природы;
  • ноотропные;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • препараты, которые восстанавливают уровень глюкозы;
  • витаминно-минеральный комплекс, который подбирается индивидуально.

Кроме этого, после прохождения основного курса лечения больному может быть рекомендовано прохождение курса реабилитации в специализированном санатории.

При условии своевременного и корректного начала терапевтических мероприятий, их полного выполнения, возможно практически полное восстановление даже после тяжёлых заболеваний – онкологии, инсульта, психиатрических недугов.

Профилактика

К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.

Замедленность речи — брадилалия

Брадилалия это патологически замедленный темп речи. Есть ещё противоположное понятие, как тахилалия. Это ускоренный.

С конца 19 века брадилалия выделена как самостоятельный синдромом нарушения речевого и моторного баланса у детей и взрослых. Расстройство характеризуется замедленным темпом и ритмом, а также монотонностью речи.

К симптомам относят неявно выраженную мимику, плохую моторику, вялость, медлительность, безэмоциональность. Нарушение влияет не только на устную речь, но и на скорость мысли, что отражается на способности к чтению и письму.

Причины брадилалии

К причинам появления болезни можно отнести наследственность, резус-конфликт, черепно-мозговые и родовые травмы, интоксикация организма в утробе матери или младенчестве.

В отношении детей вышеперечисленные отклонения часто списывают на темперамент и характер малыша, тем самым упуская развитие недуга.

При этом страдает функционирование памяти и развитие внимания. Заметно заторможенное мышление, сложности с концентрацией и сменой вида деятельности. Опасность брадилалии в том, что болезнь со временем может осложниться заиканием.

Проявлению брадилалии может послужить несколько серьезных причин:

  1. Предрасположенность к болезни на генетическом уровне.
  2. Повреждения плода на эмбриональном уровне развития.
  3. Полученная травма головы в раннем возрасте.
  4. Плохо развитый мозжечок.
  5. Наличие более серьёзных болезней, непосредственно связанных с головным мозгом.

Также могут сыграть свою роль более мелкие причины, накапливающиеся с годами в раннем возрасте. При подобной болезни у ребёнка наблюдаются склонности к спокойствию, отсутствие характерной для детей активности.

Хотя причин этому речевому дефекту может быть много, основные факторы, вызывающие замедленность темпа считаются следующие:

  • наследственность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • частые или постоянные депрессии;
  • болезнь Паркинсона;
  • болезни центральной нервной системы;
  • более тяжкие заболевания – олигофрения, менингиты, энцефалиты.

Речь нарушается также в результате общей заторможенности интеллектуальных функций организма.

Если в семье уже есть взрослые с такими проблемами, то ребенок, как правило, копирует темп разговора родителей и впоследствии брадилалия диагностируется у ребенка.

Проявление брадилалии

Брадилалия не связана с каким-то отдельным возрастным периодом жизни. Как дети, так и взрослые могут страдать данной формой речевого нарушения.

При подобной патологии у больного выделяют следующие особенности:

  1. Медленная, несогласованная речь.
  2. Паузы между несколькими фразами .
  3. Процессы, связанные с чтением и письмом, более замедлены .
  4. Неэмоциональная речь

Данные симптомы связанны именно с речевыми процессами. Кроме этого, брадилалия сказывается на общих функциях человека.

  1. Отсутствие регуляции голоса (одна громкость)
  2. Нет согласованности движений
  3. Постоянное выражение одной эмоции
  4. Движения медленные и вялые
  5. Отсутствие возможности быстро переключаться

Неречевые симптомы

Замедленность проявляется не только при разговоре. Замедляется моторика человека:

  • общая моторика рук;
  • моторика пальцев;
  • мимические мышцы лица.

Это сказывается на то, что также замедлены и другие психические процессы – память, мышление, внимание. Темп письма тоже замедляется.

Хотя человек (ребенок или взрослый) могут сосредоточить внимание на каком-то предмете, но переключиться на другой им уже представляет большую трудность.

Речевая симптоматика

Люди, страдающие брадилалией, отличаются нечеткой артикуляцией и монотонностью голоса. Сопровождающие запинки способствуют перерастанию брадилалии в заикание любой степени тяжести – от легкого заикания до тяжелых нарушений.

Произнося какую-то фразу, человек делает заметные паузы между словами. Слоги растягиваются с акцентом на гласные звуки. Такая речь неприятна для слуха окружающих, утомительна в общении.

Диагностика брадилалии

Изучение нарушений при брадилалии осуществляется логопедом. Диагностика может проводиться психиатром или психологом.

Диагностика осуществляется по средствам компьютерных исследований головного мозга в совокупности с работой ряда специалистов: логопеда, невролога, психолога и психиатра.

Специалист изучает анамнез перенесенных заболеваний, выясняет, какие причины могли послужить данным речевым отклонениям.

Для исследований можно, а в некоторых случаях, желательно прибегнуть к инструментальным средствам МРТ головного мозга, ЭЭГ, РЭГ и другим.

Оценка речи включает в себя комплекс показателей, начиная от строения артикуляционного аппарата, состояния моторики, заканчивая исследования самой речи – звукопроизносительных навыков, темпа, ритма, особенностей голоса.

Также проводится диагностика письменной речи. Испытуемому даются несложные задания на списывание текста или для написания под диктовку.

Важно, чтобы при постановке диагноза не примешивались такие дефекты, как заикание или дизартрия.

Коррекционные мероприятия при брадилалии

Для нормализации психомоторики требуется комплексная коррекция отклонения. Положительное влияние оказывает грамотное лечение лекарственными препаратами. Занятия плаваньем, физиотерапия, массаж укрепляют организм и снимают физическое напряжение. Эмоциональную разгрузку дают аутогенные тренировки под присмотром компетентного психолога.

Участие в хореографических и театральных постановках, подвижные игры, головоломки заставляют работать мышление и вызывают положительные эмоции. Мелкую моторику развивает ручной труд: сборка конструкторов, пазлов, игрушки с рельефной поверхностью.

Чтение вслух книжек, заучивание стихотворений, пение стабилизируют темп речи. В работе с логопедом нужного эффекта можно достичь при помощи логоритмики, особенно отмечают групповые занятия с другими детьми.

Хотя, индивидуальное взаимодействие обладают огромным плюсом — специалист будет действовать в интересах только одного маленького пациента.

По своей сути логоритмика напоминает занятие танцами: малыши двигаются, маршируют, хлопают в ладоши, выполняют ряд других упражнений под заданный ускоренный ритм.

Логоритмические упражнения способствуют ускорению темпа речи лишь при усложнении материала, который подается в виде распевок, скороговорок, чистоговорок.

Исправление дефекта речи при брадилалии осуществляется комплексно. Здесь важно учитывать, что кроме речевых проявлений, необходимо укреплять нервную систему человека. Для этого прописывают витамины группы С, В и др.

Коррекция включает в себя лечебную физкультуру для укрепления моторики рук, пальцев.

Также эффективным средством является логомассах. Такие средства используются во время логопедических, психотерапевтических занятий.

Регулярные коррекционные занятия нормализуют темпо речевые навыки спустя 6-12 месяцев.

Успешной коррекции замедленности речи способствуют:

  1. Занятия различными видами спорта, в которых необходима полная координация движений.
  2. Лечение специализированными препаратами.
  3. Постоянное наблюдение у специалистов.
  4. Тренировка при помощи различных развивающих занятий.
  5. Чтение иллюстрированных книг.

Подобные процедуры помогают вернуть ребёнку нормальное развитие. В более старшем возрасте возможно заметное проявление данной болезни, но в мелкой форме. Специалисты настоятельно рекомендуют посещение логопеда, а также психологов.

Брадилалия является хроническим заболеванием, поэтому нужно вовремя предпринять определённые меры по лечению, чтобы облегчить жизнь ребёнку. Постоянные обследования также помогут соблюдать старомодное состояние человека любого возраста.

При следовании важным рекомендациям можно достичь больших успехов в лечении. Самое важное не запускать болезнь и не отпускать ее на самотёк.

Рекомендации

Я бы рекомендовала использовать методики, относящиеся к нормализации темпо ритмической стороны речи.

Например, использовать такие игры, как связывание речи с движением. Например, мы берём ведущую руку ребёнка. Правую руку, допустим, и попробуем соединить речь с движением ведущей руки.

Например, взять стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Методика схожа с той работой, которая проводится с детьми с заиканием. Там тоже есть нарушение темпо-ритмической организации.

Например, сначала отрабатываем частички, затем слова, предложения. и уже потом берём какие-то большие абзацы. В самом конце темп речи приходит в норму.

Можно рекомендовать с брадилалией поработать над дыханием. посмотреть, если нарушение сложное, медленно идёт воздушная струя, применить методики для нормализации нормального речевого выдоха и поработать над организацией темпо ритмической стороны речи. Но это самое основное, что можно применять.

При грамотном и комплексном подходе в отношении преодоления недуга наблюдается положительная динамика. Но даже при полном видимом устранении симптомов требуется поддержание заданного режима жизни и наблюдение специалистов.

Важно отметить, что дети часто подражают поведению взрослых, поэтому важно исключить из ближайшего окружения или ограничить в общении взрослых людей с подобными нарушениями.

Брадилалию, как и любую другую болезнь, можно предупредить, исключив риски воздействия причин появления. Внимательное отношение к развитию речи ребенка, полноценное общение, соблюдение режима дня и профилактика травм головы и инфекционных поражений центральной нервной системы помогут избежать развития нарушений.

А ранняя диагностика увеличивает шансы сохранить здоровье и избежать осложнений.

Пример речи при брадилалии. Это уже после лечения.

Брадилалия

Брадилалия — это патологический процесс нарушения темпа речи, который характеризуется замедленной, но координированной речью. Брадилалия может развиваться как у детей, так и у взрослых. Это нарушение проявляется в виде замедления внутреннего и внешнего речевого темпа, а также процесса чтения и письма, внимания, памяти, мышления. При этом артикуляция становится нечеткой. Также брадилалии сопутствует монотонность голоса, недостаточно модулированная речь. Брадилалия может сопровождаться запинками, которые при отсутствии необходимой коррекции могут перерасти в заикание. Этот патологический процесс замедления речи может выражаться как в легкой, менее заметной степени, так и в тяжелой, с полным нарушением коммуникативных функций речи. При брадилалии нарушается не только темп речи, но также общая моторика, которые могут сопровождаться тяжелыми психическими процессами.

Причины возникновения брадилалии

Причины брадилалии разнообразны. Самым главным фактором нарушения речи является патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. В логопедической практике выделяют биологические и психологические факторы развития брадилалии. Брадилалия может передаваться как по наследству вместе с нарушением внутренней речи, так и быть следствием неблагоприятных перинатальных поражений ЦНС. Также брадилалия может формироваться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо быть частью отдельных форм психических заболеваний. Таких, как:

  • олигофрения;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона;
  • симптоматический паркинсонизм;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • депрессии.

Процесс замедленного темпа речи может также быть обусловлен:

  • центральными, в основном моторными нарушениями;
  • неправильным течением элементарных речевых актов кортикальных возбуждений.

Неправильное воспитание речи ребенка и подражание замедленной речи окружающих могут быть причинами формирования брадилалии. Нарушение речи может также быть вызвано психической заторможенностью, снижением интеллектуальных функций, психоорганическим синдромом. Чаще всего брадилалию диагностируют у флегматиков, которые по своей природе более медлительны. У таких людей процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, а в случае брадилалии этот эффект усиливается в несколько раз. Специалисты выделяют также такую разновидность брадилалии, как мозжечковую, при которой пациент не только слишком медленно говорит, но и зачастую неправильно модулирует речь, а в некоторых случаях постоянно скандирует.

Как проявляется брадилалия?

Симптоматика брадилалии может проявляться в речевой и неречевой форме. К речевым симптомам нарушения относятся:

  • замедленный темп экспрессивной (произносимой вслух) и импрессивной (мысленной) речи;
  • замедленный темп чтения и письма;
  • увеличенные паузы между произносимыми словами;
  • увеличенные интервалы между отдельными звуками одного слова;
  • растянутое произношение гласных;
  • скандированность речи.

Артикуляция звуков может быть нарушена, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно. Хотя в момент произнесения слов и фраз у пациента наблюдается увеличение пауз между словами и между звуками внутри слова, а также растягивание гласных звуков. Голос у пациента при брадилалии приобретает монотонность, модуляция и выразительность отсутствует, иногда при фонации появляется ринофония (назальный оттенок). Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы.

Неречевая форма брадилалии проявляется следующим образом:

  • нарушения мимических движений, общей и мелкой моторики;
  • вялость, общая заторможенность, плохая координация движений;
  • склонность к застыванию и устойчивым повторениям (персеверация);
  • ухудшение внимания, памяти, мышления, восприятия;
  • проблемы с переключением внимания.

Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза, а как только сосредотачиваются на чем-то, с трудом переключаются на другое занятие. Легкая степень брадилалии не доставляет значительного дискомфорта и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства пациенты, осознающие свой дефект, страдают от психологических переживаний.

Диагностические методы исследования брадилалии

Пациентам с брадилалией необходимо проходить комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, которое направлено, прежде всего, на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Поэтому пациент с брадилалией может посещать одновременно невролога, логопеда, психолога и психиатра.

При брадилалии пациент проходит следующие виды исследования:

  • данные анамнеза, которые включают информацию о перенесенных заболеваниях и повреждениях головного мозга;
  • данные о наличии генетической предрасположенности к нарушениям темпа речи;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • ПЭТ головного мозга.

Также проводится диагностика устной и письменной речи. Анализ устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса. В свою очередь, исследование письменной речи подразумевает выполнение заданий на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов. Состояние артикуляционной и мимической моторики у пациентов оценивается специалистами по методикам, которые включают:

  • анализ состояния тонуса мышц;
  • изучение возможности осуществлять непроизвольные и произвольные движения;
  • изучение ритмичности, точности, амплитуды и силы мышечного сокращения, времени, которое необходимо для фиксации артикуляционного уклада и т.д.

Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций. На основании обследования логопед составляет речевую карту пациента.

Методы коррекции брадилалии

При коррекции брадилалии необходимо проводить комплексную программу лечения. Медицинская коррекция этого нарушения направлена на повышение активности нервной деятельности и нормализацию скорости протекания психических процессов, она носит тонизирующий характер. Также используется психотерапевтическое воздействие для изменения установки на собственную речь.

Таким образом, методика лечения брадилалии включает:

  • медикаментозные препараты, которые нормализуют деятельность нервной системы (витамины В, С, глютаминовая кислота и др.);
  • коррекционно-педагогическую работу, позволяющую выработать быструю и четкую речевую реакцию, выразительное звучание речи;
  • специальную лечебную физкультуру;
  • физиотерапию;
  • массаж;
  • логоритмику;
  • бальнеотерапию;
  • психотерапевтические занятия, направленные на развитие речевой активности;
  • аутогенные тренировки.

Коррекция брадилалии на логопедических занятиях осуществляется при помощи логоритмических упражнений, во время которых логопед поддерживает при помощи дирижирования немного ускоренный темп речи. Речевой материал постепенно усложняется — пациент в процессе занятий переходит от произнесения слогов к словам, затем к фразам и т.д. Проводятся также упражнения, которые активизируют внимание. Для нормализации моторики при брадилалии пациентам рекомендуют подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игры на музыкальных инструментах, танцы и пение. При регулярном посещении систематических занятий темп речи нормализируется на протяжении 6-12 месяцев.

Прогноз и профилактические методы брадилалии

В основном прогноз лечения нарушения темпа речи является благоприятным, особенно в том случае, если коррекция брадилалии осуществляется на ранних стадиях. Но все же после нормализации речи пациенту необходимо не только чаще посещать специалиста, но и самостоятельно следить за своей речью. Что же касается профилактических методов брадилалии, то в данном случае врачи рекомендуют:

  • предупреждать внутриутробные, родовые и послеродовые поражения ЦНС;
  • избегать травм головы, нейроинфекций;
  • проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития астенического синдрома, а именно соблюдать режим дня и полноценно питаться;
  • следить за развитием речи ребенка;
  • полноценно общаться;
  • выбирать правильные образцы для подражания.

Тахилалия (ускоренный темп речи)

Тахилалия – нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:

– значительно ускорен темп речи и общей моторики;

– отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,

– наличествуют искажения слогов и слов,

– замечены нарушения письма и чтения.

Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом, логопедом и психологом.

Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое воздействие.

Тахилалия (тахифразия) – скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.

Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи. Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.

Вместе с экспрессивной устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.

Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).

Нейропсихологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:

  • нейропсихологическую коррекцию,
  • нейродинамическую коррекцию,
  • нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис;
  • нейроакустическую коррекцию с интегрированной программой ритмотерапии;
  • Нейропсихологическую коррекцию с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате);
  • Нейропсихологическую коррекцию с БОС видеобиоуправлением «Тимокко»;
  • ;

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *