Ощущения

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация ощущений

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Общая психология

План

1. Понятие ощущения

2. Свойства ощущений

3. Виды ощущений

4.Понятие чувствительности

5. Виды чувствительности

6.Пороги Ощущений

1. Понятие ощущения. Ощущение — элементарный психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. (По Маклакову)

Суть ощущений состоит в отражении отдельных свойств предмета (каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств, например, мы можем слышать звук полёта комара или ощущать его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус , никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. Ощущение имеет рефлекторный характер, характеризуемый как активный процесс. В состав каждого ощущения входит движение (в виде вегетативной реакции — сужение сосудов; мышечной реакции -поворот глаз, напряжение мышц).

2. Свойства ощущений

Все виды ощущений имеют общие свойства:

  1. качество — это специфические особенности отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т.д.)

  2. интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

  3. длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя;

  4. пространственная локализация — ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

3. Виды ощущений

Основания по которым выделяются виды ощущений:

  1. в связи с органами чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые;

  2. по расположению рецепторов выделяют:

    1. интероцептивные ощущения — сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. Они относятся к числу наименее осозноваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

    2. экстероцептивные ощущения — рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды.

    3. пропреоцитивные ощущения — рецепторы расположены в мышцах, связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела /ощущении равновесия, движения.

  3. по контакту с раздражителем выделяют:

    1. дистантные ощущения — слуховые, зрительные и т.д. Дают информацию о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с самим предметом.

    2. контактные ощущения — кожные, вкусовые, органические. Возникают при непосредственном воздействии рецептора с объектом.

  4. по основанию генетической классификации выделяют:

    1. протопатические ощущения — описаны английским неврологом Хэдом в 1918г. Под ними принято понимать более примитивные, аффективные, менее дифференцированные и локализованные, к которым относятся органические чувства голода, жажды и т.д.

    2. эпикритические ощущения — наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам.

  5. выделяется особая группа неспецифических ощущений — у чел имеются рецепторы вибрации, которые особо развиты у слепых).

4. Понятие чувствительности. Чувствительность — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.(Краткий словарь психологических терминов)

5. Виды чувствительности: Соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная).Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями.Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

6.Пороги ощущений:

Абсолютный порог ощущения — это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни «субсенсорной областью».

  1. нижний абсолютный порог — это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

  2. верхний абсолютный порог — это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

  3. разностный порог – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

  4. Порог относительный (англ. relative difference threshold, Weber fraction) — отношение величины дифференциального (разностного) порога к величине постоянного (фонового) раздражителя. Относительный порог ощущения — то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.
    Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации:

  1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

  2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);

  3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой анализаторной системы (громкий шум авиамотора влияет на резкое ухудшение зрения).

Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на чёрном фоне кажется светлее, а на белом темнее).

Синестезия — возникновение под влиянием одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (под воздействием звуков возникают зрительные образы).

Сенсибилизация — повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, а также внутрен­них состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Общее понятие об ощущении.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по цен­тростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Т. о., ощущение является чувственным ото­бражением объективной реальности.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных ком­плексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называе­мого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основ­ная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводя­щих нервных путей;

3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому назы­вают центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникнове­ния ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощу­щений становится невозможным.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Следует отметить, что ощущения человека — это продукт исторического раз­вития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. Человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружаю­щих его предметов, чем животное.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня­то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо­няние, вкус, осязание, зрение и слух.

Рассмотрим систематическую классификациюощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в простран­стве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию на­ших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основ­ные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних про­цессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках же­лудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в простран­стве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равно­весия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение (рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини). Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукруж­ных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю груп­пу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:

контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус и осязание). Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некото­ром расстоянии от органов чувств (слух и зрение). Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежу­точное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происхо­дит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предме­ту.

Существу­ют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модаль­ностью. Такие ощущения называют интермодальными (вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой).

Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 57

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств, в виде ощущений.

Ощущения – это познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Возникновение ощущений обеспечивается работой анализаторов, которых у человека пять: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический (обеспечивает различение прикосновений и движения), обонятельный, вкусовой.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых зон головного мозга.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют:

· зрительныеощущения – вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, которые излучаются или отражаются различными физическими телами. Рецептором является сетчатка оболочки глаза. Световые волны различаются по длине, амплитуде колебаний и форме. Длина – это число колебаний световой волны в секунду.Чем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны. Длина световой волны обусловливает цветовой тон. Цвета имеют разное психологическое значение. Амплитуда колебаний световой волны определяет яркость цвета. Форма световой волны, получающаяся в результате смешения между собой световых волн различных длин, обусловливает насыщенность цвета.

· слуховые ощущения – вызываются звуковыми волнами, т.е. ритмичным колебанием воздуха. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду – герц – численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебаний воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. В среднем, человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; от 20 кГц до 1 ГГц – ультразвуком, от 1 ГГц и выше – гиперзвуком. Громкость воспринимаемого звука зависит от его силы или интенсивности, т.е. амплитуды и частоты колебаний воздуха. Для оценки громкости воспринимаемого звука принята единица – децибел. Средние величины громкости различных звуков представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Средние величины громкости различных звуков

Звук Громкость (дБ) (приблизительные величины)
Порог слышимости 0-4
Тиканье наручных часов
Шепот
Звук настенных часов
Приглушенный разговор
Тихая улица
Обычный разговор
Шумная улица
Опасный для здоровья уровень
Пневматический молоток
Кузнечный цех
Громкая музыка
Болевой порог 120-140
Реактивный самолет
Смертельный уровень
Шумовое оружие

· обонятельныеощущения являются отражением запахов. Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.

· вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные разновидности вкусовых ощущений представляют собой разнообразное сочетание четырех основных. В возникновении определенных вкусовых ощущений большую роль играет обонятельный анализатор.

· осязательные ощущения или кожная чувствительность – это наиболее распространенный вид чувствительности. Знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический ряд рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках поверхности кожи. Сила и качество ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному, в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, а если горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, рецепторы которых расположены на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные – раздражителями, действующие на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

К проприоцептивнымощущениям относятся ощущение равновесия, обеспечивающееся работой вестибулярного аппарата, и кинестетическое ощущение, несущее информацию о состоянии мышечной системы. Кинестетические ощущения (от греч. kinesis – «движение») поступают от мышц, связок и сухожилий; позволяют выполнять и координировать движения. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, называются висцеральными ощущениями и являются интероцептивными.К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения.

Кроме того, у человека есть несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации. Вибрационныеощущения занимают промежуточное место между тактильной и слуховой чувствительностью.

Свойства ощущений.Ощущения обладают следующими свойствами.

1. Модальность – качественная характеристика ощущений – это свойство, позволяющее отличить один вид ощущения от другого.

2. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – это временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

4. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на раздражители. Чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним. Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Порог возникновения ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога меняется с возрастом и зависит от состояния здоровья и психического состояния человека. Чувствительность может быть повышена или понижена с помощью фармакологических средств. Важную роль в изменении чувствительности играет тренированность анализатора. Так, у музыкантов развивается слуховая чувствительность («музыкальный слух»), у дегустаторов – обонятельная и вкусовая чувствительность.

5. Адаптация – это приспособление органа чувств к внешним условиям. Благодаря адаптации рецептор привыкает к ощущению. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметы, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

6. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета (так называемый «цветной слух») или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации.

7. Компенсация – это свойство ощущений к увеличению какой-либо чувствительной системы при нарушении другой (например, при потере зрения обостряется слух).

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений.

Английский ученый Ч.Шеррингтон выделил группы ощущений в зависимости от локализации( месторасположения) рецепторов:

1. Экстероцептивные — рецепторы находятся на поверхности тела: зритеольные, слуховые, кожные, обонятельные, тактильные.

2. Интероцептивные — рецепторы находятся на внутренних органах: ощущения голода, жажды, тошноты, сытости, удушья. Связаны с переживанием положительных и отрицательных эмоций.

3. Проприоцептивные — рецепторы находятся в мышцах, связках, суставах, сухожилиях. Это ощущения движения, положения частей тела.

По наличию или отсутствию контакта с раздражителем выделяют:

1. дистантныеощущения — без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные.

2. контактные ощущения — при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, кожные и кинестезические (двигательные).

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущенийвыделяют такие группы:

1-я группа — ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.

2-я группа — ощущения, отражающие состояние организма — органические, ощущения равновесия, двигательные.

3-я группа — особые ощущения: осязательные, представляющие комбинацию нескольких ощущений, и болевые — ощущения различного происхождения.

Дадим характеристик отдельным видам ощущений.

А) Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку. В сетчатке находятся клетки двух типов — палочки ( около 130 миллионов) и колбочки ( около 7 миллионов). При дневном освещении активны только колбочки, ночью — палочки. Колбочки дают возможность видеть цвета спектра ( хроматические ощ.) и их оттенки. Палочки позволяют видеть серые цвета (ахроматические) — от белого к черному. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжении в работе глаз, что может спровоцировать развитие близорукости. Кроме этого, отражение черно-белых цветов и цветовой гаммы вызывает определенный эмоциональный тон. Н-р, зеленый — успокаивает, голубой — создает ощущение открытого пространства, красный – возбуждает, вызывает тревогу, черный — угнетает, оранжево- желтый — бодрит, создает приподнятое настроение, темно-синий — угнетает. Также красный и темно-синий цвета утомляют глаза. Зная это, можно использовать цветовую гамму для окраски стен класса, чтобы повысить работоспособность уч-ся.

Б) Слуховые ощущения — это ощущения, возникающие под воздействием звуковых волн, которые вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания передаются во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат — улитка — для восприятия звуков.

Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет 4 качества:

— силу звука (громкий — слабый); зависит от амплитуды колебаний.

— высоту (высокий — низкий); зависит от частоты колебаний.

— тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента); отражение форм колебаний звуковых волн.

— длительность звука ( время звучания).

Музыкальные ощущения позволяют различать качества звука (сила, высота, тембр, длительность). Музыкальный слух формируется лучше, если ребенка чем можно раньше приобщать к музыке.

Речевые ощущения позволяют различать звуки речи. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком затруднено, так как предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Речь может вызвать определенный эмоциональный настрой.

Шум — шум мотора, поезда, грома. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой ( шум дождя, шелест листьев); служат сигналом опасности (шипение змеи, грохот поезда) или радости ( шаги любимого человека, топот ножек ребенка). Однако замечено, что сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, утомляет нервную систему, наносит ущерб сердечно-сосудистой системе, вызывает рассеянность, снижает работоспособность, понижает слух. Поэтому на уроках учителя должны стремиться к соблюдению тишины.

В) Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Больше всего вкусовых почек находится на языке. Всего у человека их около 3-х тысяч. Существует всего 4 вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.п. Различные участки поверхности языка чувствительны к различным вкусовым ощущениям: задняя поверхность языка — к горькому, по бокам — к кислому и соленому, кончик языка — к сладкому.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухое вещество на сухом языке не дает вкусовых ощущений. Кроме этого, всё, что заставляет атомы двигаться быстрее, н-р, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Поэтому, горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало — более соленым, а горячее мясное блюдо — вкуснее, чем холодное.

На вкус пищи влияет самочувствие, головная боль, тепло, холод, голод (усиливает), сытость (ослабевает). Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. Кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны в большей степени стимулируют органы обоняния, чем вкуса.

Г) Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц воздуха в носовую полость. В нашей носовой полости запахи воспринимаются чувствительными волосками на обонятельной мембране. Эти волоски погружены корнями в слизистый слой, покрывающий мембрану. Мембрана всегда влажная. Если она высохнет, мы не сможем чувствовать запахи. Если мы просто дышим, то струя воздуха минует мембрану. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам надо принюхиваться, т.е. пропускать воздух над мембраной.

Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать:

— цветочный ( фиалка, роза и т.п)

— пряный (лимон, яблоко)

— гнилостный (сыр, тухлые овощи)

— жжёный ( кофе, какао)

— эфирный (алкоголь, камфора).

У человека обоняние развито не так хорошо, как у животных. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и мы более зависимы от зрительных ощущений.

В нашем носу мембрана занимает с обеих сторон площадь с ноготь., а у собаки эта мембрана, если ее расправить, закроет больше половины ее тела. В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, занимают 20-ю часть, у собаки — треть мозга.

Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. У слепо-глухих людей обоняние развито лучше. По запахам они узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности.

Обонятельные ощущения позволяют определить качество пищи, предупреждают об опасности ( запах гари, газа), определяют химический состав (парфюмерия). При голоде как и у вкусовых ощущений, повышается чувствительность, при насыщении — снижается.

Д) Кожные ощущения. Различают два вида кожных ощущений: тактильные ( ощущения прикосновения) и температурные ( ощущения тепла и холода). Тактильные ощущения дают знания о качестве предметов, температурные ощущения регулируют теплообмен организма со средой.

На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение только прикосновения, только холода, только тепла. Чувствительность различных участков кожи к каждому из этих видов раздражителей различна. Прикосновения больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев. Спина менее чувствительна. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительны те участки кожи, которые обычно прикрыты одеждой ( поясница, живот, грудь).

Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Средние температуры вызывают положительные чувства, холод переживается как бодрящее чувство, теплота — расслабляющее. Высокие показатели тепла и холода вызывают отрицательные эмоции.

Е) Органические ощущения. К ним относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья, половые ощущения. Они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, кишечника и др., в стенках которых находятся соответствующие рецепторы. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать нарушения в работе нашего организма и помочь ему. Когда в крови не хватает определенных питательных веществ, ощущается голод. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек слышит урчание своего желудка.

При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.

Ж) Ощущения равновесия. Орган равновесия — вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Когда мы впервые садимся на велосипед, становимся на коньки и т.п., нам очень трудно удержать равновесие. При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни ходить, он будет все время падать. Органы равновесия связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота, рвота (морская болезнь).

З) Двигательные или кинестезические ощущения — ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях, а также в пальцах рук, языке, губах (этими органами осуществляются точные и тонки рабочие и речевые движения).

Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц, о том, насколько, н-р, согнута рука или нога.

Развитие двигательных ощущений — одна из задач обучения. Наиболее способствуют этому уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, ритмики.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

И) Осязательные ощущения — это сочетание кожных и двигательных ощущений предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Рука — орган осязания. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания. В результате тренировки такие люди могут заниматься лепкой, шитьем, приготовлением пищи.

К) Болевые ощущения — сигнализируют об опасности, неблагополучии, возникшем в организме человека, т.е имеют защитное значение. Греки говорили: Боль — это сторожевой пес здоровья.

Болевые ощущения имеют различную природу.

1. Существуют «точки боли» ( спец.рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механические повреждения кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают эти ощущения.

2. Они возникают под воздействием сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Оглушительный звук. Ослепляющий свет, резкий запах, холод или тепло могут вызвать болевые ощущения.

Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она принесит человеку серьезные неприятности.

3. Закономерности ощущений.

Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. Ощущения можно совершенствовать с помощью тренировки. Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не ощущает запахи.

А) Абсолютные пороги.

Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Та наименьшая, минимальная сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на наши рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения ( сверх громкий звук, слепящая яркость).

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Очень велика чувствительность зрительного и слухового анализатора.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. Пороги чувствительности изменяются на протяжении жизни: от рождения развиваются и достигают наивысшего развития к юношескому возрасту, а к старости пороги повышаются (ухудшается слух, зрение).

Б) Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Так называемый порог различения.

Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличится сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (н-р, если к хору, состоящему из 100 человек прибавить 10 человек, то мы почувствуем разницу).

Б.Ананьев указывал, что чувствительность к различению является источником сложного мыслительного процесса — сравнения.

В) Следующая закономерность ощущений — адаптация (лат.—привыкание). Адаптация в жизни известна каждому. Когда мы входим в воду, то вода поначалу кажется холодной, а через некоторое время ощущение холода исчезает и вода кажется теплой. Когда из светлой комнаты мы входим в темный коридор, то надо время, чтобы глаза привыкли и мы стали видеть. И наоборот, из темноты в светлую комнату. Приходя из улицы в помещение мы ощущаем все запахи, а через некоторое время уже не замечаем их. Эти примеры говорят о том, что чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей.

Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 разновидности этого явления:

1. полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, часы на руке, исчезновение запаха и т.п.)

2. притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (рука в холодной воде, из темноты на яркий свет)

3. повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (темновая адаптация: глаза в темноте лучше видят через некоторое время; слуховая адаптация — адаптация к тишине).

Первые две разновидности являются негативной адаптацией, так как приводит к снижению чувствительности анализаторов. Третья разновидность адаптации — позитивная, так как приводит к повышению чувствительности.

Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения.

Сильная адаптация наблюдается в кожных (тактильных). Зрительных, обонятельных, температурных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, не обращать на них внимание, но ощущать их не перестанешь.

Г) Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Чувствительность зрительного анализатора можно повысить слабыми музыкальными звуками, обтиранием лица холодной водой, кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологически это обусловлено тем, что слабый раздражитель вызывает в коре процесс возбуждения, который легко иррадирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Под воздействием сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности в них.

Слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность глаза, слабые световые — усиливают слуховые ощущения. Это необходимо использовать в процессе обучения.

Кроме этого, сенсибилизация может быть достигнута в процессе упражнений. Н-р, занятия музыкой развивают звуковысотный слух.

Выделяют два вида сенсибилизации:

1. сенсибилизация, к которой приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)

2. сенсибилизация, вызванная деятельностью, требованиями профессии (специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета; дегустаторы совершенствуются в обонятельных и вкусовых ощущениях и т.д.)

Взаимодействия ощущений проявляются ещё в синестезии.

Синестезия— это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Н-р, зрительно-слуховая синестезия — при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Реже возникают слуховые ощущения при воздействии на зрительный анализатор, вкусовых —на слуховой. ( Н-р лимон может вызвать кислый вкус при вкусовых ощущениях, а можно произнести слово «лимон» — и тоже ощутить вкус лимона во рту.

Мы часто говорим «острый вкус», «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки». Это все синестезия. Синестезия лежит в основе цветомузыки.

На ощущения влияют и ранее действующие раздражители.

Контраст — изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Н-р, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Последовательный контраст более широко распространен. После холодного тепловой раздражитель кажется горячим, после кислого повышается чувствительность к сладкому и наоборот.

4. Развитие ощущений.

— слух развивается под влиянием музыки и звуковой речи; занятия музыкой

— четкое произношение слов формирует фонематический слух

— занятия живописью способствует развитию зрительных ощущений

— помнить об охране зрения (достаточная освещенность, правильная посадка, не читать лежа)

— помнить об охране слуха ( лучше тихо, чем громко)

— наблюдения в природе

— специальные упражнения, игры

— учет индивидуальных особенностей ощущений у детей( подача материала разными способами: на слух, через органы зрения, кожные, тактильные, вкусовые ощущения и т.п.)

В.Крутецкий Психология с.89-101. И.Дубровина Психология с.91-105. Конспект с.96-103.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *