Органические расстройства

Органическое эмоционально лабильное расстройство

Органическое эмоционально лабильное расстройство — это психическое расстройство, которое возникает после осложнений беременности или родов, тяжелой инфекции или органической болезни головного мозга (травмы, опухоли, инсульта). Характерны выраженная эмоциональная несдержанность и лабильность (неустойчивость, быстрая смена) настроения человека.

Диагностикой и лечением этого расстройства должны совместно заниматься врач-психиатр (или психотерапевт) и невролог.

Расстройство еще называют астеническим (от греческого asthenia — слабость, бессилие). Помимо постоянных и сильных перепадов настроения для пациентов характерны общая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, головокружение. Человек может уставать после 2–3 часов работы, не выдерживать полный рабочий день, несколько раз в день появляется необходимость прилечь отдохнуть.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 кодируется как F06.68 — «Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство в связи со смешанными заболеваниями». К его наиболее частым причинам относят:

  • травму головы
  • беременность и роды матери, которые протекали с осложнениями (токсикоз, угроза невынашивания, эклампсия)
  • тяжелое состояние ребенка после рождения (например, малышу делали ИВЛ), тяжелые болезни/инфекции раннего детства
  • сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь, нарушения мозгового кровообращения — инсульты)
  • эпилепсию
  • опухоли головного мозга
  • ВИЧ-инфекцию
  • нейросифилис и другие нейроинфекции, энцефалит (воспаление в головном мозге)
  • интоксикацию наркотическими веществами, алкоголем
  • последствия наркоза

Симптоматика органического астенического расстройства

Для людей с расстройством характерны плаксивость, эмоциональная вспыльчивость, частые и выраженные перепады настроения, буря эмоций часто по незначительному поводу. Все реакции спонтанны (возникают без серьезной причины, оснований) и неуправляемы.

Человек болезненно реагирует даже на незначительные события, эмоции, как правило, носят негативный характер (гнев, раздражение, обида).

Неприятности воспринимает как «конец света», постоянно вспышки гнева и раздражительности на близких, окружающих людей.

Диагностика органического эмоционально лабильного расстройства — обследование у психиатра и невролога. Дополнительно лечащий врач может назначить патопсихологическое исследование, анализы крови и инструментальные методы (ЭЭГ, КТ, МРТ).

Человек жалуется на регулярную и сильную головную боль, головокружение, снижение или нарушение зрения, повышение артериального давления, шум в ушах. Эти жалобы свидетельствуют о болезни головного мозга, которая привела к органическому эмоционально лабильному расстройству. Они мешают человеку жить и работать, из-за них он идет к врачу.

Характерна гиперчувствительность — болевая чувствительность в ответ на слабое прикосновение к коже, чрезмерная слуховая или светочувствительность, когда обычные по силе звуки воспринимаются как очень громкие (вплоть до развития болевого синдрома), а солнечный свет вызывает сильное слезотечение и резь в глазах.

Важно

Общая слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, чувство бессилия — всё это неотъемлемые спутники органического астенического расстройства.

Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство у детей возникает из-за тяжелой беременности матери (токсикоз, угроза выкидыша, эклампсия), осложнений в родах или тяжелых заболеваний раннего детства.

Опытный психиатр может поставить диагноз уже при первом осмотре. К основным проявлениям астенического расстройства относят чрезмерную капризность, частую плаксивость, непослушность, раздражительность, невозможность долго сосредоточиться. У таких детей может появиться внезапная вялость, безынициативность. Нужно дифференцировать эмоционально лабильное расстройство от особенностей характера и возрастных изменений.

Прогноз у взрослых и детей благоприятный при соблюдении рекомендаций лечащего врача.

Лечение органического эмоционально лабильного расстройства личности

Лечение должно быть комплексным и строго индивидуальным. При верном диагнозе и адекватном лечении симптомы астенического расстройства могут ослабнуть или уйти полностью.

Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство лечат медикаментозными и немедикаментозными методами. К медикаментозным относят следующие группы фармпрепаратов:

  • вазо-вегетотропные — нормализуют работу вегетативной нервной системы
  • ноотропы — улучшают обменные процессы в ткани головного мозга
  • седативные средства — обладают успокаивающим действием за счет балансировки процессов возбуждения и торможения нервной системы
  • нейролептики — снимают возбуждение
  • антидепрессанты — убирают тревожность, нормализуют настроение

К немедикаментозным методам относят:

  1. Индивидуальную психотерапию — психиатр-психотерапевт учит человека контролировать поведение, расслабляться. Помогает выстроить приоритеты (добиться успеха на работе, жить в любви и согласии с близкими) и придерживаться их.
  2. БОС-терапию — современный метод лечения психических расстройств. Специалист с помощью датчиков и компьютера замеряет физиологические показатели — частоту дыхания, сердцебиения, уровень артериального давления. Как только человеку удалось привести эти показатели в норму (выполнив инструкции специалиста), компьютер сообщает об успехе. Пациент запоминает навыки релаксации и может затем использовать их в эмоционально напряженных ситуациях, чтобы взять себя в руки.

Диагноз F06.6 Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство часто остается без лечения — окружающие и сам человек считают, что у него «тяжелый характер». Но это неправильно. От симптомов расстройства можно избавиться с помощью современных препаратов и немедикаментозных методов и вернуться к полноценной жизни.

проф. Владимир Антонович Точилов
Санкт-Петербургская медицинская Академия им. И.И. Мечникова

Личность — система отношений человека к себе самому и к окружающей среде (в ее социальном, прежде всего, плане — то есть отношение к обществу).

Известно, что человек — существо биосоциальное. И, рассматривая личность как некую систему, можно представить, что в основе ее лежит, прежде всего, биологическая часть — темперамент, который указывает на силу, скорость, подвижность, динамичность, изменчивость биологических, физиологических процессов.
Существует 4 основных темперамента, в чистом виде они встречаются крайне редко, в основном мы наблюдает миксты, когда темпераменты смешиваются, связываются меж собой. Темперамент — часть личности постоянная, стабильная, практически она остается человеку на всю жизнь, и заменить ее почти нельзя. И лишь при тяжелых психотравмирующих обстоятельствах (катастрофических) темперамент может измениться. Темперамент — общебиологическая характеристика, относится не только к человеку, есть и у животных. Судить по темпераменту, какова будет личность, невозможно.

Следующая составная часть личности, «вырастающая» на темпераменте, это характер человека. Перечисление характеров может оказаться бесконечным — сколько людей, столько характеров. Характер во многом зависит как от темперамента так и от социальных факторов: влияние семьи, воспитание, социальное окружение и т.д. Характер — тип отношения со средой.

Следующая составная часть личности — интеллект.

Говоря о личности, очень важно сказать о ее социальной направленности: созидательной, разрушительной и др. Теория Эрнста Крегмера изложены в одной из основных его работ «строение тела и характер». Он связал, изучая личность, зависимость между типом характера и телосложением. Высоких, длинных, с длинными конечностями людей, живущих в своем мире Крегмер назвал глизоидами (Дон Кихот). Другой тип — веселые, активные, разговорчивые, маленького роста (Санчо Пансо) — циклоиды.

Карл Густав Юнг смотрел на людей в более психологическом плане, и отметил, что одни люди погружены внутрь себя, они живут своими мыслями, построениями, фантазиями, а другие имеют связь с внешним миром и живут в мире. Это, вообще, то же самое, что говорил Крегмер, но более четко аргументировано психологически; это изложено в работе «Психологические виды». Первых Юнг называл интровертами (повернутые внутрь), а вторых — эктравертами (повернутые наружу).

Классификации личности не существует, перенос идет из патологии (шизоидная, истерическая, циклоидная). Личность складывается примерно к 25-30 годам, а то и позже. Личность в своем развитии проходит ряд кризов: пубертатный, климактерический и др.

ПСИХОПАТИИ.
Психопатия — аномалии развития личности. Чаще всего — биологически (конституционально) обусловленная патология личности с самого рождения (то есть врожденная). У психопатов отягощенная психическими заболеваниями наследственность наблюдается в 83%. Таким образом, психопатия — не болезнь, а особая порода людей, в обществе встречается в 5% случаев. Впервые слово «психопатия, психопат» возникло в нашей больнице Николая Чудотворца в конце прошлого века (В.А. Кандинский, профессор Балинский).

Психопаты — люди, которые с самого рождения воспринимают, и мыслят, и поступают по-особому, не так как все другие. Интеллект формально может быть неизмененным, а зачастую и высоким. Но они не могут адаптироваться к жизни из-за особенностей их волевой сферы и эмоциональной. В эмоциональной сфере это может быть слабостью эмоционального реагирования, либо его усилением. Человек выпадает из жизни, дезадаптируется.

Для психопата характерна тотальность искривления личности, страдают практически все психические сферы, все особенности личности. Личностные изменения стабильны, на всю жизнь. У врачей психиатров выработался такой критерий: психопат тебя всегда раздражает, в отличие, скажем от больного неврозом, к которому испытаешь жалость сочувствие. Иными словами, невротик страдает сам, а больной психопатией заставляет страдать других. Когда человек с психопатическими чертами находится в домашней среде, он выглядит слишком больным, а, находясь в психиатрической больнице, выглядит здоровым.

Существует множество классификаций психопатий. Существует классификация П.Б. Ганнушкина, написавшего «Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика». В основе — темпераменты; психопатии могут возникнуть на любом темпераменте, кроме сангвинического.

ПЕРВАЯ ГРУППА.
Психопатии в которых наблюдается патология тормозно-возбудимых систем в области настроения, возникают чаще они на фоне холерического темперамента. Называются такие люди гипертимиками, или, по Ганнушкину, конституционально-возбужденными. Они в течение всей своей жизни пребывают в состоянии как-бы легкого маниакального возбуждения, легкого повышения настроения. Люди чрезвычайно деятельные и активные, обладающие оптимическими мечтами, не дающие покоая себе и другим, очень контактные, готовы в любой момент ехать куда угодно. У Гоголя — Ноздрев.

Гипотимики — всю жизнь находятся как бы в состоянии легкой субдепрессии (конституционально-депрессивные). Они всегда чем-то недовольны, недовольны в первую очередь собой, часто ноют, причитают. Персонажи: из мультфильма «Тайна третьей планеты» — Капитан Зеленый: «Ну, что у нас плохого?», ослик Иа, Пьерро.

Но у одного человека, и то, и другое может сочетаться, называются цилотимики, так как настроение меняется циклически.

ВТОРАЯ ГРУППА.
Вторая группа психопатий, развивается на флегматическом темпераменте. Характеризуется тем, что имеется застреваемость некоторых процессов.

А. Эпилептиформная психопатия. Люди обладают способностью накапливать эмоции, а затем в какой-то момоент разряжаться, как конденсатор. Наблюдается мощный эмоциональный взрыв. Люди, любят порядок; эти люди человечество в рай будут гнать насильно, они любят все человечество, а не каждого человека в отдельности; под их контролем находится буквально все. Кстати, создатели великих империй в истроии были либо эпилептоидными, либо эпилептиками — мы со слабо выраженными личностными расстройствами: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Петр Первый.

Б. Паранояльная психопатия. Здесь люди «застревают» не на эмоциях, а на идеях. Это люди то что называется «упертые». Здесь имеет место сверхценная идея, которая основана на чем-то реальном, нелепости никакой нет, но она очень сильно заряжена и начинает доминировать, человек всю жизнь начинает посвящать ее выполнению. Каждое препятствие на их пути придает сил в несколько раз больше. Это идеи реформаторства, изобретательства, вечного двигателя, переустройства мира. Эти люди называют себя непризнанными гениями, считают, что им все мешают.

ТРЕТЬЯ ГРУППА психопатий развивается на меланхолическом темпераменте.
А. Истерическая психопатия. Люди слабые, которые хотят себя показать, продемонстрировать, то есть они хотят не быть, а казаться . Хотят постоянно привлекать к себе внимание. Очень важно для истерических психопатов, чтобы ими восторгались, ну а если это невозможно,то чтобы к примеру их презирали. В конце концов это и неважно: главное, чтобы эти люди вызывали у окружающих хоть какие-нибудь эмоции, так как собственная эмоциональная сфера у них не развита. Эти люди абсолютно не могут существовать в обстановке безэмоциональности, в обстановке равнодушия, когда на них не обращают внимания, туту они просто гибнут, декомпенсируются.
Любыми путями стараются «брать» эти эмоции у окружающих: экстравагантность в одежде, прическа, бижутерия, косметика. Люди эти в любой компании стараются быть в центре обстановки, они артисты. Якобы бывют на всех концертах, на все спектаклях. Обращаясь к литературе, здесь можно вспомнить Хлестакова: с Пушкиным «говорил на дружеской ноге». При первой встрече с таким человеком можно попасть под его обояние, он может вызвать у собеседника живой неподдельный интерес. А затем встречается второй, третий раз и смотришь: он как заезженная пластинка — одно и тоже, одно и то же, как артист исполняющий свою роль. У таких людей преобладает первая сигнальная система.

Б. Психоастеническая психопатия — основана на преобладании второй сигнальной системы, и, в отличие от истериков, живущих впечатлениями, психоастеники — люи тревожно -мнительные, живущие своими мыслями, крайне неуверенные ни в себе, ни в окружающих, труд дается им с колосальными усилиями, очень большой напряг сил так как хотя и делают все прекрасно, но вынуждены проверять и перепроверять без конца, так как нет уверенности в что, все сделано правильно. Зато люди эти самые исполнительные, нуждаются в похвале, но никогда не могут стать начальниками. Никогда ни от чего не могут отказаться (общественные нагрузки, дать в долг денег). При декомпенсации у них появляются тяжелые навязчивые идеи.

В. Шизоидная психопатия — люди патологически замкнутые, живут внутри себя своими мыслями, построениями, абстракциями. При резко выраженной шизоидной психопатии эти люди даже выделяются среди других: им «неплевать» на одежду, у них особое выражение лица, необычная мимика, не отражающая эмоций. Склонные к занятиям абстрактными науками: математикой, философией, склонные к созданию уникальных коллекций.

Именно благодаря шизоидам совершаются «прорывы» в науке. Существует такае теория: наступает такое время, когда в науке кризис, идти как-будто некуда, и вдруг вырастает шизоид, который совершает прорыв в науке, подняв ее на следующую ступень. Вслед за эти вылезают масса активных, деятельныъ циклоидов и начинают быстро, но поверхностно разрабатывать это открытие, но не в глубину, а в ширину.

Наряду с психопатиями, как врожденными аномалиями личности, существуют приобретенные личностные особенности, называемые социопатиями (краевые психопатия, так как ядерные — врожденные, то есть собственно психопатии). Причина — воспитание в семье: гиперопека (сдувание пыли с ребенка) — результат появления слабой, беззащитной, неприспособленной личности; наоборот, гипоопека (на грани с безнадзорностью); ситуация Золушки — человек в детстве лишен эмоциального тепла, поддержки — так называемое эмоциональное отторжение со стороны взрослых; ситуация «кумира семьи», когда растят вундеркинда, чаще всего получаются истерические личности.

Наконец, бывают нажитые изменения личности в результате самых разных заболеваний: при эпилепсии, при шизофрении, при сосудистых заболеваниях головного мозга, а также при соматической патологии: «личность язвенника», желчная личность, даже личность при геморрое.

ОРГАНИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ

Смотреть что такое «ОРГАНИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ» в других словарях:

  • ОРГАНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО — Общий термин, используемый в современной психиатрии для обозначения большого числа расстройств, связанных с некоторой органической (мозговой) дисфункцией, преходящей или постоянной, и этиология этих расстройств известна или может предполагаться… … Толковый словарь по психологии

  • ПОСТГАЛЛЮЦИНОГЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ — См. органическое психическое расстройство, характеризующееся появлением «обратных кадров», когда человек повторно переживает перцептивные нарушения, возникшие под действием галлюциногена после прекращения приема этого средства. Этот термин… … Толковый словарь по психологии

  • ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ — Нарушение, характеризующееся гиперактивностью, дефицитом внимания и импульсивностью. Впервые это проявляется в детстве, но может быть диагностировано и на поздних этапах жизни. Это довольно распространенное нарушение, и за эти годы для его… … Толковый словарь по психологии

  • Нарушения в психофизическом развитии у детей — общее наименование разнообразных нарушений в психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин аномалии развития у детей . В качестве синонима используется термин отклонения в психофизическом… … Педагогический терминологический словарь

  • рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. В качестве дефекта произвольного внимания … Большая психологическая энциклопедия

  • Рассеянность — – 1. отвлекаемость внимания, неспособность его произвольной концентрации в той степени, какая необходима для эффективной деятельности; 2. поглощённость каким либо занятием до такой степени, что в это время почти не замечается происходящее вокруг … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОНВЕРСИОННОЕ РАССТРОЙСТВО — ранее именовавшееся истерией, это изменение либо утрата сенсорной или моторной функции, указывающее на физическое (органическое) нарушение, которое, однако, не обнаруживается. Такие симптомы являются выражением психологического конфликта или… … Энциклопедия Кольера

  • РАССЕЯННОСТЬ — англ. absent mindedness; нем. Zerstreutheit. Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной целенаправленной деятельности, обусловленное утомлением, отсутствием соответствующей мотивации, клиническими расстройствами,… … Энциклопедия социологии

  • Дисфония (афония) — Периферическое, органическое нарушение голоса при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Литература: Логопедия//Под.ред. Л.С.Волковой.М.,2007 … Википедия

  • РАССЕЯННОСТЬ — англ. absent mindedness; нем. Zerstreutheit. Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной целенаправленной деятельности, обусловленное утомлением, отсутствием соответствующей мотивации, клиническими расстройствами,… … Толковый словарь по социологии

Астенические расстройства у детей

ЖУРНАЛ «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; март-аперль; 2015; стр. 35-38.

Л.С. Чутко, д. м. н., профессор, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук

Статья посвящена проблеме астенических расстройств у детей. Астенические расстройства являются одним из наиболее частых нервно-психических заболеваний возраста. Под астенией понимают патологическую усталость после нормальной активности, сопровождающуюся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, резкое снижение работоспособности. С учетом этиологии, патогенеза и клинических проявлений разработана систематизация астенических состояний у детей. Показана высокая эффективность препарата Пантогам® в лечении цереброастенического синдрома и препарата Нооклерин® в лечении неврастении.
Ключевые слова: астенические расстройства, неврастения, резидуальная астения, цереброастенический синдром, Пантогам®, ноокперин®.
Key words: asthenic disorders, neurasthenia, residual fatigue, cerebral asthenic syndrome, Pantogam®, Nooclerin®.

В.М. Бехтерев писал: «Как болезнь, неврастения даже не признается серьезным страданием, а между тем, что может быть мучительнее того состояния, когда человек физически представляется относительно здоровым… и вместе с тем, имея в общем достаточно умственных сил, не может пользоваться ими по причине своего болезненного состояния».

Астения относится к числу распространенных патологических состояний. A. Farmer и соавт. (2004) регистрировали признаки астении у 1,3% подростков. По данным K. Rimes и соавт. (2007), S. Nijhof и соавт. (2011), данная патология достоверно чаще встречается у девочек. Проведенные нами ранее исследования показали, что астенические расстройства отмечаются более чем у 50% детей со школьной дезадаптацией. По мнению E. Crawley и соавт. (2011), данная патология является одной из основных причин пропуска школьных занятий.

Традиционно выделяют физиогенные, психогенные и мультифакториальные (сочетанное воздействие физических и психологических факторов) формы астении. Однако в клинической практике тяжело выделить астению, возникающую под действием только психологических или только биологических факторов. Так, А. Kreindler (1963), говоря о психогенной природе астении, признает значимость цереброгенных, соматогенных факторов в развитии заболевания. С другой стороны, подчеркивается значимость психотравмирующих воздействий для формирования цереброгенных и соматогенных астений. Соматические заболевания могут снижать порог чувствительности к психогении.

В детской практике требуется дополнительная дифференциация астенических состояний. Так, еще С.С. Мнухин предлагал выделение «резидуальной церебрастении с запаздыванием школьных навыков». Низкая работоспособность в таких случаях сочетается с невнимательностью, снижением памяти, замедленным формированием учебных навыков, трудностями в контроле школьных навыков.

С учетом этиологии, патогенеза и клинических проявлений нами предложена следующая систематизация астенических состояний у детей.

1. Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга чаще травматического или нейроинфекционного генеза, часто сочетается с другими проявлениями гипертензионногидроцефального синдрома. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью. В дальнейшем на фоне уменьшения истощаемости присоединяются проявления эксплозивности.
2. Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Тяжесть астении определяется выраженностью соматического заболевания.
3. Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, гипоксически-ишемическую энцефалопатию, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Необходимо отметить выраженные проявления как невнимательности, так и гиперактивности/импульсивности. Последние приобретают характер расторможенности. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Кроме этого, можно отметить снижение памяти, относительно бедный словарный запас, слабую выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики (диспраксию, элементы мозжечковой атаксии). Частыми сопутствующими расстройствами при таком варианте являются дисграфия, дислексия, энурез.
4. Дизонтогенетическая астения характеризуется преобладанием умеренной утомляемости, невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии. Гиперактивность не регистрируется, но поведение детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды. В качестве коморбидных нарушений при данной форме часто встречаются тики и заикание.
5. Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. При этом не отмечается значительного снижения внимания, памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на «плохую память», однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в старшем школьном возрасте. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Помимо этого отмечается повышенная чувствительность к ощущениям из внутренних органов, что находит отражение в многочисленных соматических жалобах.

Неврастенический симптомокомплекс является наиболее распространенным в клинике неврозов. Неврастения чаще встречается в старшем школьном возрасте.

При неврастении имеет место исходное противоречие между требованиями родителей и возможностями детей, которые не могут утвердить себя в каких-то значимых сторонах жизни. Это противоречие можно расценивать как конфликт самоутверждения или социального соответствия, выражаемый страхом или базальной тревогой быть не тем, кто принят, одобряем, пользуется уважением (авторитетом) в семье и группе сверстников. Конфликт самоутверждения при неврастении часто встречается в преддошкольном возрасте как проявление формирующегося «я», а также в младшем школьном возрасте при формировании чувства обязанности, ответственности и долга (объединяемых понятием «совесть») и потребности быть тем, кто находит принятие и понимание в группе.

Особенностью астенических расстройств последнего времени является несомненное учащение соматизации в виде вегетативных нарушений и головных болей. Результаты проведенного нами вегетологического обследования свидетельствовали о наличии у подростков с неврастенией вегетативной дисфункции. Данные психофизиологического исследования демонстрируют снижение уровня внимания и скорости реакции у подростков с неврастенией.

Необходимо отметить, что разграничение вышеуказанных форм носит неабсолютный характер, так как многие проявления отмечаются при различных формах. Так, например, у всех пациентов отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Вегетативные нарушения также могут сопровождать все формы астении.

Вместе с тем проведенные нами исследования показали, что у детей с резидуальной астенией зарегистрированы более высокие по сравнению с подростками с неврастенией показатели общей и физической астении, а также пониженной активности. В то же время дети с неврастенией по сравнению пациентами с резидуальной астенией характеризовались достоверно более высокими показателями психической астении и снижения мотивации. Высокий уровень тревожности регистрируется при всех формах астении, однако носит более высокий уровень при неврастении.

Одной из важнейших задач в лечении является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия врача должны быть направлены на выявление его сильных сторон (умений, навыков, черт личности), что помогает ребенку ощутить себя успешным, повышает самооценку и мотивацию достижений и в других областях деятельности. Необходимо устранить неадекватное щадящее и избегающее нагрузок поведение. Образ жизни ребенка не должен отличаться от образа жизни здоровых сверстников. Рекомендуется стимулировать социальные контакты, хобби. Не рекомендуется переход детей с астенией на индивидуальное обучение.

При лечении астенических расстройств обычно используются ноотропные средства (Пантогам®, Нооклерин®, церебролизин, кортексин, мемоплант) и небензодиазепиновые транквилизаторы (адаптол, ноофен). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. В частности, при лечении детей и подростков с астеническими расстройствами широко применяется препарат Пантогам®, относящийся к производным гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Использование Пантогама у детей младшего дошкольного возраста способствует ускорению психического развития детей за счет не только улучшения интеллектуальных предпосылок, но и стимуляции, собственно, аналитико-синтетической и психомоторной деятельности. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам® повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Пантогам® быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта и проникает через гематоэнцефалический барьер. Препарат выпускается в таблетках по 0,25, 0,5 г и в виде 10%-го сиропа. Для детей разовая доза составляет 2,5-5 мл (0,25-0,5 г), суточная доза — 7,5-30 мл (0,75-3 г). Курс лечения составляет 1-2 месяца.

Проведенные нами исследования показали, что на фоне приема Пантогама происходит улучшение когнитивных функций у детей с цереброастеническим синдромом. Родители детей отмечали снижение таких астенических проявлений, как эмоциональная лабильность, истощаемость, отмечали улучшение внимания и повышение усидчивости. В динамике отмечалось улучшение координации движений, тонкой моторики. Результаты повторного электроэнцефалографического исследования показывают уменьшение функциональной незрелости головного мозга после курса Пантогама. Так, при сравнении данных количественной ЭЭГ отмечается: увеличение мощности волн альфа-диапазона в теменных и затылочных отведениях обоих полушарий, уменьшение мощности волн тета-диапазона в затылочно-теменных отведениях обоих полушарий. Необходимо подчеркнуть, что отмечалось лишь небольшое количество случаев нежелательного действия препарата в виде увеличения импульсивности у детей с изначально высоким уровнем данного показателя.

Другой ноотропный препарат, Нооклерин® (деанола ацеглумат), обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза. Данный препарат можно использовать у детей начиная с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что этот препарат является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.

Проведенное нами исследование показало, что использование Нооклерина в лечении неврастении у подростков характеризуется высокой эффективностью. Подростки из исследуемой группы принимали препарат Нооклерин® в дозе 2 г в сутки (по 1 ч. л. 2 раза в день — утром и днем) в течение месяца. Другой терапии в этот период не проводилось. После лечения отмечается достоверное снижение показателей утомляемости, астении. Наибольшее улучшение получено по шкалам общей и психической астении. Необходимо отметить достаточно быстрое появление положительных изменений. Результаты повторных психофизиологических и нейрофизиологических исследований после курса Нооклерина подтверждают клинические данные об уменьшении степени истощаемости и улучшении функционального состояния головного мозга после лечения. Немаловажно то, что применение Нооклерина не сопровождается выраженными нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. В редких случаях отмечались жалобы на трудности при засыпании. Других побочных явлений отмечено не было.

Повторное психофизиологическое исследование после курса Нооклерина выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции. Данные электроэнцефалографического исследования после курса Нооклерина показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса Нооклерина регистрируется достоверное увеличение мощности альфа-ритма в затылочных областях. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, мы рекомендуем его сочетанное использование у детей с неврозами вместе с небензодиазепиновыми анксиолитиками.

Как лечить органическое расстройство личности

Органическое расстройство личности — это нарушение работы головного мозга вследствие морфологических изменений в его тканях, которое проявляется в изменении личностных и поведенческих характеристик человека. То есть повреждение клеток головного мозга вызывает проявление симптомов на уровне психики.

Описание и развитие органического расстройства личности

Основным и самым главным условием постановки диагноза органического расстройства личности является наличие в анамнезе каких-либо повреждений тканей головного мозга механического, инфекционного или иного генеза. Чем существеннее и шире повреждение, тем серьезней будут симптомы при органическом расстройстве личности.
Если область поражения небольшая, остальные клетки могут компенсировать её функцию, и человек не будет чувствовать трудностей в когнитивных процессах, мышлении, при разговоре. Но в случае сильного эмоционального перенапряжения, других стрессовых ситуаций такая болезнь может перейти в фазу декомпенсации с разворачиванием классической клинической картины органического расстройства личности.

Заболевание развивается на протяжении многих лет, и некоторые привыкают к личностным изменениям. На каком-то этапе расстройство достигает социальной дезадаптации, и помочь больному в таком случае гораздо сложнее. Поэтому назначение и прием соответствующего лечения подарит человеку драгоценное время на качественную жизнь.
Механизм развития органического расстройства скрыт на клеточном уровне. Поврежденные болезнью или травмой нейроны теряют способность выполнять свои функции в полном объеме, и происходит задержка сигналов. Естественно, другие клетки мозга попытаются взять на себя часть функции травмированного участка, но это не всегда удается, особенно если зона поражения довольно большая. В первую очередь страдают мыслительные процессы, когнитивная функция, интеллект.
Точные статистические данные нельзя подтвердить, так как органическое расстройство личности встречается как сопутствующее заболевание при многих других. Часто его даже не диагностируют из-за серьезности основного диагноза.

Основные причины органического расстройства личности

Разнообразие этиологических факторов создает некие трудности в диагностике и лечении органического расстройства личности. Среди них встречаются как механические травмы, инфекционные заболевания, так и онкологические патологии.
Чаще всего на практике выделяют следующие этиологические факторы:

  • Черепно-мозговые травмы тяжелой степени. Любого рода механическое воздействие влияет на состояние головного мозга и может вызывать развитие различных симптомов органического генеза. Для формирования устойчивого расстройства личности тяжесть такой травмы должна быть значительной. В легких случаях соседние клетки могут компенсировать повреждения, и человек не будет проявлять изменений в поведении, мышлении и других сферах деятельности.
  • Инфекция. Сюда следует отнести вирусные заболевания (в том числе СПИД), бактериальные болезни. Органическое расстройство личности часто вызывают грибковые нейроинфекции. Их специфика в прицельном поражении клеток головного мозга, вследствие чего теряется их функция. В зависимости от локализации патологического процесса, это могут быть энцефалиты, энцефаломенингиты и другие заболевания.
  • Опухоли. К сожалению, локализация патологического процесса в головном мозге даже доброкачественную дифференцированную опухоль обязывает считать злокачественной. Близость к основным центрам жизнедеятельности человека делает такую болезнь крайне опасной. Поэтому одной из причин развития органического расстройства личности следует считать онкологию. Даже самая маленькая опухоль нарушает работу локальной группы нейронов и вызывает сбои, которые могут сказываться на психике и поведении человека. Часто такое бывает даже после стойкой ремиссии или радикальной операции.
  • Сосудистые заболевания. Самые распространенные болезни на данный момент — атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет — целью своего первичного поражения часто выбирают сосуды головного мозга. Так как они обеспечивают кислородом и полезными веществами чувствительные нейронные клетки, нарушение мозгового кровотока спровоцирует приступ ишемии. В длительном варианте развития этих заболеваний хроническое недополучение кислорода клетками головного мозга ведет к нарушению их работы и передачи сигнала. Следственно, это может проявляться психической симптоматикой в виде органического расстройства личности.
  • Алкоголизм и наркозависимость. Систематическое употребление любых психостимулирующих средств сказывается на работе головного мозга. Галлюциногены искусственно вызывают раздражение тех зон коры, которые отвечают за восприятие. Соответственно, со временем клетки перестают справляться с положенной на них функцией и возникает участок органического повреждения. Сюда следует отнести любые психоактивные вещества, которые способны так или иначе влиять на состояние головного мозга и при длительном приеме вызывают необратимые морфологические изменения.
  • Аутоимунные болезни. Некоторые нозологии из этой группы характеризуются специфическим воздействием на нервную ткань. Например, при рассеянном склерозе миелиновая оболочка волокон нейроглии замещается на соединительную ткань. Точечные очаги такого процесса объясняют название данного заболевания. Чем больше нервной ткани замещено на соединительную, тем больше вероятность развития органического расстройства личности.
  • Судорожные припадки. Основной причиной самого распространенного заболевания этой группы, эпилепсии, является наличие постоянного очага, в котором нервный импульс постоянно возбуждает некий участок головного мозга. Это неминуемо ведет к нарушению функционирования таких зон и может проявляться изменениями в поведении и мышлении. Чем дольше у человека это заболевание, тем больше вероятность формирования органического расстройства личности.

Проявления органического расстройства личности

Симптоматика данного заболевания, независимо от причины его развития, довольно похожа. То есть все люди с органическим расстройством личности имеют некие общие черты характера, которые не сложно заметить при разговоре. Глубина проявления симптома уже зависит от степени поражения головного мозга.
Диагноз органического расстройства личности можно выставить, если у человека более полугода наблюдаются два и больше признака из нижеприведенных:

  1. Общее поведение. В первую очередь человек меняет свои привычки, эмоции, потребности. Он иначе подходит к выполнению простых задач, не планирует их и теряет способность думать на несколько шагов вперед. То есть стратегическое мышление теряется практически сразу. Все эти изменения следует отмечать, учитывая состояние того же человека до болезни. Например, если он и был легкомысленным, с чуть эйфорическим настроением и редко думал вперед, то при органическом расстройстве личности эти симптомы уже нельзя учитывать.
  2. Мотивация. Люди с данным заболеванием постепенно теряют интерес и мотивацию к выполнению сложных задач, где необходимо преодолеть некие препятствия, трудности, чтобы добиться цели. Со стороны это выглядит как апатическое нежелание что-либо менять в своей жизни. Вместе с этим теряется и твердость характера. Человек не способен отстаивать собственное мнение и даже формировать его по какому-то поводу. Его тип мышления значительно упрощается.
  3. Неустойчивость. Такие люди крайне эмоциональны, но часто их аффект не соответствует ситуации вокруг. То есть вспышки агрессии, немотивированного смеха, злобы или горечи абсолютно не связаны ни с какими факторами в жизни. Часто такие эмоции сменяют одна другую, и человека очень сложно убедить в беспочвенности подобных сцен. Кроме того, часто отмечаются приступы эйфории или стойкой апатии.
  4. Неспособность учиться. Человеку с органическим расстройством личности очень тяжело учиться. Если, например, это ребенок, который в детстве получил травму, то познавательная деятельность для него будет представлять собой значительную трудность. Обретение новых навыков и знаний — довольно сложный процесс, который требует активизации многих психических процессов и механизмов запоминания. При органическом повреждении познавательная деятельность является слишком сложной задачей для головного мозга.
  5. Вязкость мышления. Когнитивная функция страдает одной из первых при органическом расстройстве личности. Человек теряет способность мыслить быстро и эффективно. Даже самые простые задачи требуют от него максимальной концентрации и значительных усилий. Для принятия рядового решения требуется некоторое время. Вязкость мышления встречается практически у всех больных, что делает их похожими друг с другом.
  6. Изменение сексуального поведения. Этот аспект, в отличие от предыдущих, может проявляться по-разному. У одних это повышение либидо, у других — наоборот. Все зависит от конкретного типажа человека, который страдает органическим расстройством личности. Часто встречаются различные сексуальные отклонения.
  7. Бред. Человек, страдающий органическим расстройством личности, может выстраивать свои «логические» цепочки, которые будут отличаться от общепринятых. Пациент со временем становится более подозрительным, внимательно следит за реакцией людей, ищет в их словах подвох, скрытый смысл. Паралогичность суждений ведет к формированию бредовых идей, которые также могут наблюдаться в составе органического расстройства личности.

Способы борьбы с органическим расстройством личности

Разнообразие современных методик позволяет найти подход к лечению практически любой патологии психиатрического спектра. Сложность данного заболевания в том, что оно по своей сути вторичное и основная болезнь может осложнять и ограничивать лечение органического расстройства личности. Поэтому подбором оптимальной терапии должен заниматься врач. Лечить самостоятельно такую патологию категорически нельзя!

Медикаментозное лечение

Арсенал современных психотропных препаратов позволяет подобрать соответствующую терапию к каждому симптому органического расстройства личности. То есть подход индивидуальный для более специфического эффекта. Выбор конкретного препарата осуществляет врач с учетом особенностей каждого пациента.
Основные группы фармакологических психотропных средств:

  • Анксиолитики. У некоторых больных вязкость мышления и другие когнитивные нарушения вызывают ощущение тревоги и беспокойства. Они не могут усидеть на месте и терзают сами себя. В таком случае целесообразным будет назначение препаратов из группы анксиолитиков. Это довольно старые, успевшие зарекомендовать себя средства, что давно используются в психиатрии для коррекции тревожных расстройств. Чаще всего назначают Диазепам, Феназепам, Оксазепам.
  • Антидепрессанты. Состояние человека с когнитивной недостаточностью и эмоциональной нестойкостью крайне нестабильно. Депрессивные переживания присутствуют у большинства пациентов, но только некоторые нуждаются в назначении специальных фармакологических средств. Депрессия может значительно усугубить течение заболевания, поэтому необходимо своевременно её предупредить. Используют для этих целей преимущественно Амитриптилин.
  • Нейролептики. Эта довольно широкая группа препаратов применяется в случае эмоциональной нестабильности, приступов агрессии, социально-опасных действиях. Также её назначение целесообразно при наличии в клинической картине бредовых идей, параноидальных мыслей или психомоторного возбуждения. В зависимости от проявления следует выбрать тот или иной нейролептик. Чаще всего используют Эглонил, Трифтазин, Галоперидол.
  • Ноотропы. Эти препараты улучшают мозговое кровообращение, способствуют поступлению кислорода к клеткам. Их назначение необходимо для улучшения или поддержания когнитивных функций на том уровне, что обеспечивает социализацию и поддержание обычного способа жизни человека. Представители ноотропов — Фенибут, Аминалон.

Терапия основного заболевания

Обязательно при лечении органического расстройства личности следует учитывать наличие этиологического фактора его возникновения. То есть старую черепно-мозговую травму, опухоль, инфекцию или другое заболевание необходимо лечить. Если не устранить остроту проявлений основной болезни, симптомы органического расстройства личности будет крайне сложно купировать.
В первую очередь следует учитывать потенциально опасные для жизни человека состояния, которые могут быть вызваны основным заболеванием. Лечение органического расстройства личности в данном случае будет абсолютно нецелесообразным на таком этапе.
Начинать терапию психических изменений следует после устранения основных проявлений заболевания, в их ремиссии или компенсации. Например, если у человека тяжелый вирусный энцефалит, следует в первую очередь обратить внимание на эту патологию и только потом, в восстановительном периоде, заняться лечением органического расстройства личности.
Часто симптомы последнего могут устраняться под терапией основного заболевания. Например, сосудистые болезни будут вызывать гораздо меньше проявлений, если принимать постоянную соответствующую терапию. Кроме того, таким образом уменьшится вероятность проявления расстройства личности.

Психотерапия

Это направление в лечении органического расстройства личности занимает важную роль среди всего арсенала методов. Его эффективность может значительно отличаться у разных людей, поэтому выбор психотерапии является индивидуальным решением.
Прежде всего следует разобраться, на что направлена психотерапия при органическом расстройстве личности, а затем сравнить симптомы и принять решение о целесообразности такого метода в конкретном случае:

  1. Депрессия. Разговор с опытным психотерапевтом поможет вытащить наружу все внутренние страхи и предпосылки к депрессивному состоянию. С помощью психотерапии можно обозначить наличие конкретных психологических проблем, на которых человек застревает, обсудить их и разрешить. Таким образом, путем рационализации удается избавиться от депрессивного состояния.
  2. Интимные проблемы. Часто повышение или снижение либидо беспокоит человека с органическим расстройством личности. И в силу застенчивости, апатии или аутизации он не может поделиться с родными и близкими. С помощью психотерапии, психоанализа в частности, удастся определить подобные проблемы и найти их психологические корни.
  3. Социализация. Конечной целью любой психотерапевтической помощи является адаптация пациента к обычной нормальной жизни, где он сможет функционировать вместе с другими, не отличаясь или же не отставая. Задача психотерапевта — предупредить проблемы, которые могут возникнуть при социализации и выработать такие схемы поведения, что будут эффективно защищать человека от ощущения собственной неполноценности.

Как лечить органическое расстройство личности — смотрите на видео:
Органическое расстройство личности — довольно распространенное заболевание, которое на данный момент является неизлечимым. То есть вернуть человека в состояние, которое наблюдалось до болезни, практически невозможно. Единственная цель лечения — добиться стабилизации состояния и устранения остроты проявлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *