Логопедический массаж при дизартрии

Как делать логопедический массаж детям для развития речи

??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Массаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Логопедический массаж: зачем он нужен ребенку, и как его проводить

Что такое логопедический массаж, зачем его назначают детям с речевыми проблемами, и можно ли его делать ребенку самостоятельно или обязательно нужно обращаться к логопеду. Рассказывает логопед Алена Махова, автор сайта bilingual-talk.com.

Алена Махова
логопед

Многим мамам знакома ситуация: малыш говорит много и активно, но чистота звуков оставляет желать лучшего. Часто это выглядит забавно, умиляет. Но на самом деле это сигнал: ребенку нужна помощь. Мой совет — не надеяться на то, что речь выправится самостоятельно, а получить консультацию специалиста. Логопед установит причины звуковых нарушений, найдет способы их устранения.

Часто основой речевых недостатков становятся проблемы с развитием или функционированием мышечной системы. А одни из способов решения проблемы является логопедический массаж.

Процедура будет полезна детям с различными нарушениями: голоса, речи (заиканием), артикуляции и произношения (дизартрией).
Кроме того, логопедический массаж поможет справиться с постоянным слюноотделением, повысит тонус мышц, позволит быстрее добиться эффекта от занятий с логопедом.

Что такое логопедический массаж и зачем он нужен

Логопедический массаж — это эффективная технология, которая поможет ребенку правильно произносить все звуки. Логопедический массаж включает в себя комплекс специальных упражнений, в основе которых лежат определенные движения.

Систематически выполняя упражнения, специально составленные для конкретных мышц, ребенок учится управлять мышцами лица и ротовой полости, поочередно расслабляет и приводит их в тонус. В результате мышцы, отвечающие за произношение разных звуков, становятся активными, приходят в тонус, начинают продуктивно работать, обеспечивают необходимое качество звука.

ВИДЕО: Что представляет собой логопедический массаж ребенку

В практике работы логопедов сегодня используются различные виды логопедического массажа. Основными считаются 4 варианта.

  • Классический вариант предусматриваем использование традиционных массажных движений. Взрослые поглаживают, растирают, разминают или легко прихлопывают мышцы малыша.
  • При точечном логопедическом массаже активному воздействию подвергаются конкретные зоны, в которых расположены нужные нервные окончания.
  • В аппаратном логопедическом массаже на мышцы воздействуют специальными приборами, которые производят эффект вакуума или вибрации.
  • Использование специальных зондов стало отличием зондового логопедического массажа. Автором этой методики стала Е.В.Новикова. Она разработала комплекс массажных движений, при которых зондами разной формы (топорик, саночки, крестовина и др.) удается надавливать и стимулировать мышцы языка, нёба, губ ребенка.

Кроме основных, логопеды активно используют следующие методики:

  • Е. А. Дьяковой: основная технология, считающаяся самой эффективной, используемая для подготовки специалистов.
  • Е. Ф. Архиповой: составлена для детей с ДЦП;
  • Е. Е. Шевцовой и др.

Самомассаж также является одним из видов логомассажа. Старшие дошкольники успешно справляются с ним под присмотром взрослых.

ВИДЕО: Логопедический массаж мастер-класс Е. А. Дьяковой

Логопедический массаж дома

Полезную для ребенка процедуру можно проводить в домашних условиях.

Советы по выполнению логопедического массажа дома:

  • Для проведения процедуры взрослый должен получить консультацию логопеда. Желательно первый раз самостоятельно выполнить массаж в присутствии специалиста.
  • Подходящее время: через 2 часа после еды.
  • Подготовительный этап: проветривание помещения, выполнение гигиенических процедур (мытье рук, умывания ребенка, полоскание рта).
  • Поза ребенка: лежа или полусидя.
  • Чередование упражнений для разных частей тела: губы, нижняя челюсть, язык, нёбо.
  • Чередование движений: поглаживание, похлопывание, пощипывание, смыкание (для губ), движение по спирали, по зигзагу.
  • Массаж начинают и заканчивают поглаживанием. В течение каждого сеанса выполняют от 5 до 7 упражнений, повторяя каждое по 5-7 раз.
  • Продолжительность сеанса: от 5 минут (начальный этап), с постепенным увеличением до 15 — 20 мин. При проведении процедуры с младшими дошкольниками (около 2-х лет) массаж выполняют не более 2-3 минут.
  • Частота и график сеансов: по рекомендации врача, процедуру выполняют каждый день или через день. Длительность курса — 10 — 20 сеансов. После перерыва (не менее 3-х месяцев) курс можно повторить. В течение года разрешается выполнять массаж 2 — 3 раза, проводя обязательные систематические консультации с врачом.
  • Выполняя процедуру, внимательно следят за состоянием ребенка. Он не должен уставать, испытывать дискомфорт, неприятные или болезненные ощущения.

ВИДЕО: Как делать логопедический массаж ребенку самостоятельно

Логопедический массаж с предметами

Воздействовать на мышцы можно не только руками, но и предметами – простыми или специализированными.

  1. Можно делать логопедический массаж в домашних условиях с помощью подручных средств — ложками, зубной щеткой
    • Чайные ложки используют, чтобы их выпуклой поверхностью поглаживать (с легким надавливанием) на виски, вокруг глаз, на щеки, мышцы подбородка, губы. Каждое движение выполняют по 8 раз.
    • Новую зубную щетку с мягкой щетиной можно применить для массирования языка и нёба. Чтобы собирать выделяющуюся при массаже слюну, под язычок кладут ватные тампоны, которые своевременно меняют (каждые 2 минуты).
  2. В качестве специализированных средств по работе с логомассажем используют:
    • различные электрические силиконовые логопедические массажеры, которые воздействуют на органы артикуляции человека колебаниями высокой частотности. С помощью различных съемных насадок данные сенсомоторные инструменты влияют на расслабление или напряжение мускулатуры. Режим вибрации выполняет роль сенсорного стимулирования при нарушениях чувствительности.
    • для работы с детьми с аутическим спектром специально разработали жевательные логопедические насадки, которые сделаны из твердой пищевой резины и выглядят как игрушки, но выполняют важную сенсо-терапевтическую функцию: тренирует челюстные мышцы и оральные моторные навыки детей. Каждая насадка имеет разную форму, цвет, размер и степень твердости.

Для достижения наибольшего эффекта специалисты советуют использовать логопедический массаж в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Важно помнить! Несмотря на то, что логопедический массаж является полезной процедурой, его проводят только с учетом состояния здоровья малыша.

Не рекомендуется выполнять упражнения, если у ребенка

  • инфекционные заболевания,
  • кожные заболевания,
  • онкологические заболевания,
  • конъюнктивит,
  • воспаление лимфоузлов,
  • гингивит,
  • эпилепсия.

С осторожностью выполняются отдельные виды массажа при стоматитах или герпесе.

Теперь вы знаете, что такое логопедический массаж, зачем он нужен и как делать массаж ребенку самостоательно в домашних условиях.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: 10 советов родителям ребенка с задержкой речевого развития

При задержке речи и артикуляционных нарушениях у детей наряду с лекарственной терапией прибегают к технике логомассажа. В домашних условиях можно использовать простейшие упражнения, но для некоторых видов логопедического лечения массажисту не обойтись без окончания специальных курсов.

Логомассаж представляет собой комплекс эффективных техник, который помогает ребенку научиться правильному произношению звуков. Данный метод предполагает систематическое выполнение определенных упражнений на протяжении всего курса логопедического лечения, в результате чего мышцы, задействованные в речи, становятся активнее, работают более продуктивно.

Логомассаж для детей в домашних условиях или медицинском учреждении назначается специалистом в индивидуальном порядке. Для каждого пациента подбираются конкретные упражнения, нацеленные на воздействие той или иной группы лицевых мышц.

Виды логомассажа для детей

Цель логопедического массажа заключается в том, чтобы обучить ребенка навыкам управления мимической мускулатурой. В ходе занятий используемые в речи мышцы ротовой полости и лица поочередно то расслабляются, то приходят в тонус.

Массаж производит благоприятный физиологический эффект на весь организм, улучшая секреторные функции кожных покровов, активизируя отток крови и лимфы. Благодаря логомассажу стабилизируются обменные процессы и трофика тканей. Во время процедур кровеносные сосуды слегка расширяются, из-за чего кислород поступает к клеткам намного быстрее.

Помимо указанных преимуществ, стоит отметить и то, что логопедический массаж воздействует на мышечные ткани, делая их более эластичными и работоспособными. Это позитивно сказывается на их сократительной функции и темпах восстановления активности после нагрузок.

Показания

Физическое воздействие на мускулатуру лица и ротовой полости в виде логопедического массажа показано при отсутствии моторики артикуляции и слабой подвижности мимических мышц, языка, щек. Таким образом, упражнения рекомендуется делать не только детям, но и взрослым (например, после инсульта или черепно-мозговой травмы).

Основные показания к логомассажу в раннем возрасте:

  • дизартрия, при которой нарушается иннервация речевого аппарата;
  • ринолалия, обусловленная дефектами строения связок и мышц ротовой полости;
  • дислалия на фоне укороченной подъязычной связки;
  • родовые травмы;
  • врожденные дефекты ротовой полости, губ, языка;
  • заикание;
  • церебральный паралич.

Чаще всего логомассаж проводят детям с дизартрией. Трудности в проговаривании отдельных звуков нередко бывают вызваны поражением заднелобных и подкорковых мозговых структур.

При своевременной коррекции эта проблема легко устраняется. Чтобы поставить ребенку правильную артикуляцию при данном диагнозе, логопеды зачастую назначают лечебные программы по методам докторов Архиповой, Дьяковой, Новиковой.

Второе распространенное основание для прохождения курса логомассажа – детский церебральный паралич (ДЦП). При повышении общего мышечного тонуса у ребенка возникают сложности не только в плане физической активности, но и речевого общения.

Также логомассаж может быть использован в качестве элемента реабилитационной программы после хирургического лечения физиологических изъянов полости рта и челюстно-лицевой зоны (заячья губа, волчья пасть, короткая уздечка). Перед началом логопедического лечения ребенок должен получить консультацию невролога для получения заключения об отсутствии противопоказаний.

Ограничения и меры предосторожности

Несмотря на то, что логопедический массаж является эффективным и безопасным вспомогательным методом терапии при нарушениях речи, к его применению существуют противопоказания.

К ним врачи относят:

  • эпилепсия;
  • инфекционные заболевания (респираторные вирусные, дерматологические);
  • стоматит;
  • лимфаденит;
  • конъюнктивит.

Занятие прекращают, если у ребенка появляется тремор подбородка, начинает синеть носогубный «треугольник». Также не стоит делать массаж при повышенной температуре тела и общем недомогании.

Важные правила логомассажа и условия для проведения в домашних условиях

Сеансы массажа для ребенка допускается проводить самостоятельно при соблюдении целого ряда условий.

Самыми распространенными рекомендациями для проведения занятий дома являются:

  • Консультация логопеда. Желательно, чтобы первый раз массаж был совершен специалистом или самим родителем, но под присмотром врача.
  • Соблюдение режима. Процедура не проводят, если после последнего приема пищи прошло менее 2 ч.
  • Подготовка к сеансу. Перед массажем дома необходимо проветрить помещение, выполнить необходимые гигиенические процедуры.
  • Положение тела. Во время занятий ребенок может выбрать лежачее положение или позу полусидя.
  • Комбинация нескольких техник. Во время занятий следует сочетать упражнения сразу для нескольких частей артикуляционного аппарата (губ, неба, нижней челюсти, языка) поочередно меняя движения. Логопедический массаж предполагает совершение похлопываний, поглаживаний, пощипываний, зигзагообразных и спиралеобразных воздействий.
  • Разминка. Логомассаж всегда должен начинаться и заканчиваться одинаково – поглаживаниями.
  • Кратность упражнений. Каждое движение повторяют не менее 7-10 раз. За один сеанс совершают не менее 5-7 упражнений.
  • Длительность процедуры. На начальном этапе на сеанс отводится не менее 5 мин., постепенно увеличивая время до 15-20 мин.
  • График. Занятия следует проводить по предписанию логопеда-дефектолога ежедневно или через день на протяжении 20-30 дней. Курс можно неоднократно повторять, но каждый раз следует делать перерыв продолжительностью 2-3 месяца.
  • Контроль за состоянием ребенка. Во время сеанса нужно внимательно следить за тем, чтобы он не испытывал дискомфорта, усталости, болезненных ощущений.

Логомассаж для детей в домашних условиях может дать заметный прорыв в речевом развитии, однако не стоит пренебрегать систематическими посещениями врача, который должен отмечать динамику изменений и вносить коррективы в план лечения.

Виды массажа

За счет использования сразу нескольких разных массажных приемов, как правило, быстрее снижается тонус мускулатуры, устраняются спазмы. Логомассаж помогает мышцам адаптироваться к активным произвольным или координированным движениям.

При этом важно учитывать, что реакция организма на массаж имеет прямую зависимость с силой воздействия. Например, при поглаживаниях возбудимость массируемогоучастка минимизируется, а при поколачивании или щипании, наоборот, усиливается.

В практической деятельности современные логопеды используют несколько техник массажа для детей с проблемами в развитии речи.

Классический массаж

Исходя из названия, несложно догадаться, что здесь применяются традиционные массажные приемы.

Человек, который занимается с ребенком, использует:

  • растирания;
  • поглаживания;
  • разминания;
  • похлопывания, создающие вибрацию.

Эти 4 основных приема могут классифицироваться по силе воздействия и скорости движения. Так глубокие и медленныерасслабляют мускулатуру, а быстрые и поверхностные – повышают ее тонус. Чтобы купировать спастический синдром, применяется сильная вибрация и поглаживание.

Логомассаж такого типа для детей, как правило, в домашних условиях не проводится, поскольку требует использования специального оборудования. Аппаратный метод лечения речевых нарушений является одним из самых эффективных. Массажный прибор оснащают различными насадками для вибрационного и вакуумногостимулирования артикуляционного аппарата ребенка.

Такие приборы могут воздействовать на поверхности с разной силой, в зависимости от установленного режима. Перед каждым использованием следует обрабатывать насадки прибора дезинфицирующим раствором.

Эту методику правильнее относить к одной из разновидностей рефлексотерапии, которая заключаетсяв механической стимуляции биологически активных участков в соответствии с показаниями. Точечный логомассаж отличается возможностью разнохарактерного воздействия: расслабляя одну мышцу, в этот же момент можно возбуждать другой участок речевой мускулатуры.

Техника исполнения массажа подбирается в индивидуальном порядке. Иногда с целью достижения выраженного эффекта специалисты используют элементы криотерапии, что предполагает стимуляцию холодом отдельных зон.

Это особый вид логопедической процедуры, который показан для нормализации речевой моторики. Автором данной техники является известная логопед-дефектолог Е.В. Новикова Методика считается весьма эффективной, несмотря на свою простоту. Зондовый логомассаж позволяет работать исключительно с теми участками артикуляционных органов, которые нарушены и нуждаются в стимуляции.

Лечение ускоряет процесс восстановления или первичной постановки звукопроизношения.

Для такой процедуры используются логопедические инструменты – зонды, каждый из которых отличается не только внешне, но и имеет уникальный принцип действия:

  • вилочковый– применяется для обкалывания языка с целью пробуждения ритмичных сокращений мускулатуры, а затем совершения нескольких вращательных и колебательных движений в конкретной точке на протяжении 4-6 с;
  • зонд-«восьмерку» применяют для нажатия на язык;
  • зонд-«саночки» представляют собой систему из 3 приспособлений, воздействующих на мышечные волокна и нервные окончания;
  • зонд-«топорик» помогает совершать скольжение и вдавливание;
  • крестообразным зондом можно одновременно нажимать и отталкивать язык, вызывая сокращения мышц.

Логопедическое лечение можно проводить и с помощью подручных средств. В домашних условиях логомассаж ребенку можно сделать зубной щеткой.

В ходе процедуры используются такие виды движений:

  • продольное поперечное поглаживание;
  • растирание круговидное, спиралевидное;
  • ударное надавливание;
  • непрерывистая вибрация.

Вместо зубной щетки родителю можно использовать свой идеально вымытый палец. Если ребенок сопротивляется проведению массажа, нужно попробовать отвлечь его внимание чем-нибудь вкусным, обмакивая щетку или палец, например, в сметане или варенье.

Один из комплексов упражнений выглядит следующим образом:

  1. Наружной стороной щетки без щетинок медленно провести 10 раз от центра языка к периферии.
  2. Столько же движений, но теперь от кончика к середине, не возбуждая корень и не вызывая у ребенка рвотный рефлекс.
  3. По всей длине речевого органа проводить щеткой с легким надавливанием вдоль боковых краев, устремляясь к центру.
  4. Проводить щеткой горизонтальные линии от корня языка к периферии.
  5. Движения по зигзагообразной траектории совершить не менее 7-10 раз на поверхности языка и неба.

Данный метод воздействия на артикуляционный аппарат относится к видам лицевого массажа. Чтобы сделать своему ребенку логомассаж с ложками, необходимо подготовить приборы с гладкой поверхностью и повторять все упражнения не менее 7 раз. В возрасте от 3-4 лет дети могут сами делать упражнения с ложками под строгим контролем родителей.

Логомассаж для детей в домашних условиях начинается с того, что ребенку в каждую руку помещают по одному столовому прибору.

Если же ребенок пока не готов к самомассажу, взрослому необходимо:

  1. Выпуклыми частями совершить поглаживание линий лба.
  2. Аналогичные манипуляции проводятся на щеках круговыми движениями.
  3. Затем ребром ложки провести линию снизу−вверх по щекам.
  4. Поглаживающими движениями кончиками приборов растереть верхнюю губу.
  5. Совершить разминающие движения вдоль скул, по направлению от уголков рта к вискам.

Разминка перед массажем

Сразу приступать к занятию, минуя разминку, логопеды не рекомендуют. Этот этап помогает создать правильный эмоциональный настрой у ребенка, разогреть лицевые мышцы и подготовить речевой аппарат. Разминку нужно проводить на протяжении нескольких минут каждый день.

Состоять она должна из:

  • дыхательной гимнастики;
  • простых упражнений, активизирующих мимическую мускулатуру.

Среди способов проведения логопедической разминки самым эффективным считается игровой. Например, ребенку ставят задачу изобразить конкретного героя из сказки или мультфильма, пользуясь только мимикой своего лица.

Поскольку данная речевая патология в большинстве случаев бывает вызвана микроскопическими повреждениями тканей мозга, дети с этим диагнозом должны находится под постоянным наблюдением логопеда-дефектолога, заниматься в группе или индивидуально.

В домашних условиях логомассаж проводится по такому алгоритму:

  1. Поочередное разминание и поглаживание лба правой рукой с помощью зигзагообразных движений от линии роста волос к переносице, а левой – по тому же принципу, но стимулировать зону от центра к вискам.
  2. Разминание носа. Затылок ребенка должен упираться в руку массажиста, пока тот создает эффект вибрации за счет поступательных спиралеобразных движений от крыльев к основанию носа.
  3. Растирание скул. Данный этап выполняется двумя руками одновременно. Задача массажиста – проработать зоны от нижней челюсти до нижнего века, воздействуя на участки ушей и скул. Для этого задействуются только большой и указательный пальцы.
  4. Вибрация лицевых мышц. Массажист становится позади ребенка, расположив пальцы с обеих сторон нижней челюсти, и создает быстрыми пульсирующими движениями мягкую вибрацию.
  5. Простукивание носогубного «треугольника». Массаж делают согнутым указательным пальцем, двигаясь по часовой стрелке.

При гипотонусе мышц языка

Нарушение тонуса у детей нередко проявляется ухудшением функциональности мышц языка. Причем более распространенной проблемой в логопедии считается гипертонус. Низкая возбудимость волокон встречается, как правило, в локальных языковых мышцах (например, у корня или кончика языка, справа или слева).

Во время лечебного массажа, показанного при гипотонусе языка, следует обращать внимание на:

  • направление движений – они производятся от корня к периферии;
  • силу приема – упражнения должны носить стимулирующий характер, быть достаточно активными и интенсивными;
  • растирание и разминание – предпочтительные методики;
  • повышенное слюноотделение – перед массажем следует заранее позаботиться о мерах по устранению избыточной жидкости в ротовой полости, которая часто встречается при гипотонусе языка.

При заикании

Логомассаж для детей в домашних условиях при заикании проводится для снижения степени напряженности лицевой мускулатуры, активации речевых центров и общего улучшения состояния. В выборе подходящей методики логопеды чаще отдают предпочтение классической.

При заикании ребенку массируют определенные участки тела для их расслабления. Как правило, это напряженные шейные мышцы и плечевой пояс, которые способствуют повышению тонуса корня языка и мускулов мышц нижней челюсти.

Положительно сказывается на артикуляции разминание мышц черепа, грудной клетки, спины. Поскольку при логоневрозе (именно этим термином врачи именуют заикание) преследуется цель активизировать обменные процессы, расслабить мускулатуру и улучшить циркуляцию крови, важно комплексное воздействие на организм ребенка.

Помимо классических приемов, специалисты нередко прибегают к точечному массажу, который предполагает стимулирование конкретных участков речевого центра, снижение уровня возбудимости. Лечение логоневроза массажем обычно составляет 14-20 дней. С целью профилактики курс проводят не менее 2-3 раз за год.

При ЗРР

Логомассаж для детей с этим диагнозом предполагает использование традиционных техник. Воздействие на мускулатуру осуществляется путем поглаживания, разминаний и вибрации.

При задержке речевого развития массажировать нужно все части лица с повторением каждого движения 8-10 раз:

  • Лоб стимулируется ладонью, поглаживающими движениями, направленными от середины к вискам, или вибромассажером от бровей к верху.
  • Массирование щек должно представлять собой легкое потягивание тканей от уголков рта по мускулатуре, направленной к вискам. Затем поглаживают участки от линии скул до подбородка.
  • На область носа и носогубной складки воздействуют поглаживающими и легкими вибрационными движениями, переходя к уголкам рта.
  • Кожу на участке над верхней губой следует плавно растягивать и растирать большими пальцами рук.

При ДЦП

Массаж органов артикуляционной системы необходим для стимулирования периферического отдела речевого анализатора и лобной доли ЦНС. Основная задача, которую ставят перед собой логопеды, занимающиеся с такими детьми, заключается в улучшении подвижности языка и нижней челюсти, чувствительности неба, внутренней стороны щек, гортани.

При ДЦП рекомендован зондовый массаж с захватом жевательной мускулатуры и круговой мышцы рта. В случае невысокой подвижности языка, короткой или деформированной подъязычной связки производятся круговые движения с попеременными надавливанием на обе стороны нижней челюсти. Также полезно оттягивание губ для укрепления их тонуса, поколачивание снизу вверх по челюстно–подъязычным мышцам.

Массажу языка с помощью зонда должно предшествовать определение точек, воздействие на которые провоцирует рвотный рефлекс, спазмы или судороги.

Занятия с ребенком позволяют:

  • нормализовать работу челюстно-лицевых мышц;
  • снизить степень выраженности речевых дефектов в сложных случаях;
  • активизировать группы мускулов с недостаточной сократительной способностью, которые принимают участие в процессе артикулирования;
  • добиться лучшей координации движений ребенком и укрепить глоточный рефлекс.

Прохождение курса логомассажа для детей при учете всех рекомендаций специалиста, позволяет даже в домашних условиях добиться сдвига в работе артикуляционного аппарата и развитии речи.

Видео о логомассаже

Мастер-класс по логомассажу:

«Логопедический массаж при дизартрии»

Логопедический массаж при дизартрии

Что такое дизартрия?

  • Дизартрией называют речевое нарушение у детей. Это заболевание возникает в результате органичного поражения центральной нервной системы и проявляется расстройством артикуляции звуков, нарушением голосообразования, изменением темпа и ритма речи, а также ее интонации. При дизартрии у детей наблюдаются трудности не с произношением отдельных звуков, а речью (ее артикуляцией) в целом.

Что такое логопедический массаж

  • Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи .

Цель логопедического массажа при устранении дизартрии —

устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основные задачи

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

  • – нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • – устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
  • – стимуляция положительных кинестезии;
  • – улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • – увеличение силы мышечных сокращений;
  • – активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Структура индивидуального занятия включает 3 блока:

III. Домашнее задание

II. Основной

I. Подготовительный

  • Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений .
  • Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений .
  • Нормализация голоса и голосовых модуляций
  • Нормализация голоса и голосовых модуляций
  • Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох
  • Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох
  • Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи
  • Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи
  • Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. Нормализация тонуса мышц органов артикуляции
  • Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. Нормализация тонуса мышц органов артикуляции

I блок. Подготовительный.

  • Определение последовательности работы над звуками.
  • Определение последовательности работы над звуками.
  • Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
  • Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
  • Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
  • Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
  • Постановка звука традиционными в логопедии способами.
  • Постановка звука традиционными в логопедии способами.
  • Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
  • Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
  • Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.
  • Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.
  • Отработка слов сложной звуко-слоговой структуры.
  • Отработка слов сложной звуко-слоговой структуры.
  • Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.
  • Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

II блок. основной.

  • развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
  • развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
  • развитие конструктивного праксиса;
  • развитие конструктивного праксиса;
  • формирование пространственных представлений;
  • формирование пространственных представлений;
  • формирование графомоторных навыков и т. д.
  • формирование графомоторных навыков и т. д.

III блок. домашнее задание

направления расслабляющего массажа мышц лица

  • Расслабление мышц лица . Массаж проводится

в рефлекс запрещающей позиции – неполная

эмбриональная поза в положении на спине.

  • Движения начинаются от висков к середине лба .

(Движения должны быть легкими, поглаживающими,

равномерными, производятся в медленном темпе.

Эти движения должны вызывать у ребенка

приятные ощущения, так как простое тактильное

прикосновение может сопровождаться неприятным чувством и повышением мышечного тонуса. Следовательно, расслабляющий массаж лица должен проводиться очень нежно и вначале не распространяться на наиболее чувствительные области. Такая постепенная дозированная тактильная стимуляция является обязательной для детей с детским церебральным параличом).

  • Вторым направлением расслабляющего массажа мышц лица

является движение от бровей к волосистой части головы.

(Движения проводятся обеими руками равномерно с обеих сторон).

  • Третьим направлением расслабляющих движений являются

движения вниз от линии лба, по глазам, щекам к мышцам

шеи и плеча.

Расслабление губных мышц

  • Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль тела руками, ноги его слегка сгибаются в коленных суставах. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение осуществляется на нижней губе, а затем с обеими губами вместе.

Расслабление губных мышц

Расслабление губных мышц

Расслабление губных мышц

Расслабление мышц языка

Для расслабления мышц корня языка используется точечный массаж под обоими углами нижней челюсти. Массаж языка проводится с помощью стерильного бинта, которым нежно нажимают на язык, добиваясь его расслабления.

Инструменты, применяемые для логопедического массажа

Расслабление мышц языка

Расслабление мышц языка

Литература.

1 . Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. Для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. – М., 1997.

2. Блыскина И.В. Логопедический массаж. Методическое пособие. – СПб., 2004.

3. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб

— М.: «Просвещение», 1973. — с. 272 с ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *