Конформизм это в психологии

Конформность

Конформность – это изменение модели поведения или взглядов человека под влиянием суждений со стороны других людей. Конформность синоним слова «конформизм», но конформизм понимается чаще, как приспособленчество, чем приобретает отрицательный оттенок, хотя в политической сфере конформизм значит соглашательство и примирение. Поэтому эти два понятия разделяются.

В социологии конформность это характеристика позиции личности по отношению к позиции группы, принятие или отрицание определенного стандарта, который свойствен данной группе, мера подчинения групповому давлению. Психологическое давление может исходить как от одного человека, так и от целого общества.

Конформность личности впервые открыл психолог Соломон Аш в своих исследованиях. Эти исследования продемонстрировали силу социального компонента в системе личности и послужили базой для возникновения других исследований. По С. Ашу конформностью считается сознательное устранение личностью любых разногласий с группой, в которую она входит и установление фактического согласия с ней.

На основании результатов исследования в области психологии конформистского поведения индивида в группе было установлено, что у тридцати процентов населения отмечается конформизм. Это означает, что тридцать процентов людей склонно подчинить свое поведение и менять свои взгляды в группе.

Поведение индивида зависит от нескольких факторов воздействия группы: её размера (конформность увеличивается, если группа состоит из трех людей), согласованность (если в группе есть один человек, который не согласен с мнением группы, то степень воздействия уменьшается).

На склонность индивида к конформизму влияет возраст (с возрастом склонность снижается) и половая принадлежность (в среднем женщины более конформны).

Противоположным понятием к конформизму является нонконформизм. Термин походит от латинского «non», что значит – нет или не и «conformis» — сообразный или подобный. Под нонконформизмом понимается неприятие преобладающего порядка вещей, ценностей, норм, законов или традиций. Часто нонконформизм проявляется, как острая готовность отстаивать свою точку зрения, когда все другие имеют противоположную.

В определенных нормах нонконформизм – это проявление внутреннего протеста внешним условиям, так например, человек намерено не закрывает дверь, на которой висит табличка с просьбой закрывать за собой, или, когда все одеваются тепло, он раздевается. Человек пытается упорно протестовать всем писанным и не писаным законам. Чаще всего нонконформистское поведение встречается у молодежи, которая любит формироваться в неформальные субкультуры. У взрослых людей такое поведение выражается в их принадлежности к политическим партиям оппонента.

Конформность в психологии

Конформность личности это качество, которое определяет её чувство единства с социальной средой (семья, класс, группа, знакомые, коллеги, нация и так далее). Именно направление этой среды и будет определять убеждения, представления, ценности и нормы человека, причастного к определенному социальному кругу. Традиции также являются проявлением конформности, поскольку каждые последующие поколения повторяют определенные действия, какие делали предыдущие.

Конформность синоним конформизма, между понятиями есть отличие, которое важно объяснить. Конформность являет собой исключительно психологическое качество личности, а конформизм определяет особый паттерн поведения. Конформизм существует наряду с иными социальными проявлениями единообразия во мнениях и суждениях, также изменение взглядов после наведения фактов – эти вещи необходимо отличать друг от друга. Конформизмом является принятие определенного мнения, которое насаждается другими людьми или группой, практически под нажимом. Человек принимает это мнение под угрозой быть отброшенным от группы и не принятым ею вновь.

Конформные личности имеются в каждом кругу общения: в высшем обществе, между недалекими людьми, между богатыми и бедными. Они полагают, что должны быть как все, и быть требовательными и к себе и к другим. Такая категоричность приводит к излишней строгости человека и требовательности к остальным. Часто в ряду таких личностей можно встретить очень дерзких личностей, гомофобов или заядлых расистов.

Есть ряд факторов, влияющих на конформность личности, среди них выделяют:

— характер межличностных отношений;

— возможность принимать решения самостоятельно;

— статус человека в данной группе и в целом (чем этот статус выше, тем уровень конформности ниже);

— возраст (конформность увеличивается, если человек находится в старческом возрасте или в юном);

— физическое и психическое состояние (человек в плохом самочувствии более склонен к конформности);

— различные ситуативные факторы.

Проявление конформности обуславливается некоторыми факторами, часть из которых экспериментально исследовал психолог Соломон Аш. Среди этих факторов выделяют:

— индивидуально-психологические характеристики человека (уровень внушаемости, самоуважение, стабильность самооценки, уровень интеллекта, потребность во внешнем одобрении и другие);

— микросоциальные особенности (статус и роль в группе, значимость индивида для группы, авторитет);

— ситуационные характеристики (значимость вопроса для самого индивида, степень компетентности индивида и участников, влияние внешних условий, количество окружающих людей и так далее);

— культурные характеристики (в западной культуре конформность понимается, как покорность и уступчивость, имеет негативный оттенок; восточные культуры рассматривают конформность, как тактичность, является положительным и желательным явлением).

Конформность увеличивается, если социальная группа для индивида является привлекательной. Когда человеку нравятся люди, составляющие большинство, он становится практически обреченным на высокую конформность, потому что желает им понравиться и не хочет быть изолированным от них.

В социологии конформность это аспект поведения, которому невозможно дать однозначную негативную или позитивную оценку, поскольку это явление в определенной мере необходимо для личности в процессе её социализации, с условием сохранения адекватной самооценки и оценки происходящего снаружи.

Обычно выделяют два вида конформности: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя конформность предусматривает пересмотр человеком своих позиций и суждений.

Внешняя конформность выражает желание человека сравнивать себя с сообществом на поведенческом уровне и избегания противопоставлений себя группе, при этом внутреннее принятие мнения и позиции не осуществляется.

Кроме вышеописанных двух видов конформности, существуют классификации с другими видами. Так в одной из них выделяются три отличающихся между собой уровня конформности – это подчинение, идентификация и интернализация.

Подчинение – это внешнее принятие оказывающего влияния, длительность которого ограничивается ситуацией воздействия источника, но при этом мнение остается личным.

Идентификация разделяется на классическую и идентификацию реципрокно-ролевого отношения.

Классическая идентификация предусматривает стремление индивида стать подобным к агенту влияния через видимую к нему симпатию и наличия желательных для приобретения черт.

Реципрокно-ролевое отношение предполагает, что каждый участник группы ожидает от другого определенной модели поведения и старается также оправдать ожидания своих партнеров.

Суждения, принятые посредством идентификации не интегрируются с системой ценностей человека, скорее изолируются от неё. Интеграция свойственна третьему уровню принятия социального воздействия – интернализации.

Интернализация предусматривает частичное или полное совпадение мнений отдельных лиц или группы с ценностной системой конкретной личности. Благодаря процессу интернализации поведение участника группы становится независимым (относительно) от внешних условий.

Существует еще одна классификация видов конформности, за которой она выделяется, как рациональная и иррациональная.

Рациональная конформность определяет такое поведение человека, в котором он руководствуется определенными рассуждениями и мнениями. Выражается она в результате воздействия, оказываемого через действия или отношения другого индивида и состоит из соответствия, согласия и послушания.

Иррациональная конформность (стадное поведение) предусматривает поведение индивида, который находится под влиянием инстинктивных и интуитивных процессов в результате воздействия чужого поведения или отношения.

Социальная конформность – это установки и модель поведения индивида, соответствующие ожиданиям его социальной группы, склонность индивида к усвоению норм, привычек, ценностей и изменению своих первоначальных взглядов под влиянием взглядов других.

Социальная конформность личности имеет несколько уровней. На первом уровне осуществляется подчинение, оно предусматривает изменение восприятия человека под воздействием на него группы. На втором уровне происходит подчинение на основе оценки – признание индивидом своей оценки, как ошибочной и присоединение к мнению и оценке группы, которые считаются эталонными. На третьем уровне подчинение происходит на уровне действия, когда индивидом осознается неправота группы, но он все равно с ней соглашается, поскольку не желает вступать в конфликт.

Социальная конформность индивида, относительно группы, возрастает по мере возрастания его нормативной и информационной зависимости от группы, что подразумевает относительную власть группы над личностью. Также социальная конформность предусматривает способность индивида воздействовать на группу (быть в ней лидером), что возрастает по мере возрастания зависимости группы от индивида, здесь речь идет об относительной власти индивида над группой.

Анализ данного феномена указывает на существование трех факторов, обусловливающих конформность индивида относительно группы: факторы, имеющие влияние на отношение индивида к группе, отношение самой группы к определенной ситуации, отношение индивида к ситуации.

Самый простой пример конформности – переход людьми улицы через светофор. Все люди, даже маленькие дети прекрасно знают, что нельзя переходить дорогу на красный свет, по правилам необходимо дождаться зеленого. Но не все придерживаются данного правила. Ожидание иногда очень томительно и еще больше накаляет ситуацию иногда то, когда машин в это время не бывает, но свет все равно горит красным. И вот один человек, не дождавшись, перебегает через дорогу, за ним еще два, и так кто-то раньше, кто-то чуть позже переходят дорогу на красный свет. Даже когда, кажется, что на тротуаре есть люди, которые специально ждут зеленый свет и отсутствие машин их не смущает, то вскоре они также поддаются массовому порыву и переходят на запретный свет.

Точно также на рынке или в магазине, когда люди видят длинную очередь к одному продавцу и встают в нее за покупками, хотя у других продавцов могут быть такие же цены и качество продуктов.

Пример конформности можно обнаружить в классическом экспериментальном исследовании Соломона Аша . В комнату завели семь испытуемых, которым дали задание: сравнить длину двух одинаковых отрезков. Между этими испытуемыми шесть человек являются подсадными, они намерено дают неправильный ответ, а седьмой является настоящим испытуемым. В результате 77% испытуемых давали неправильный ответ минимум один раз, а оставшиеся 33% постоянно соглашались с неверным ответом группы.

Примеры конформности можно наблюдать в жизни все время:

— люди в определенных ситуациях больше доверяют человеку в форме, считая его честным и справедливым, хотя это не всегда так;

— соблюдение людьми моды;

— разбрасывание мусора на улицах;

— уход студентов с последних пар, оправдывая действия так: «все идут, и я пойду».

Часто, когда в коллективе появляется новый сотрудник, он замечает, что коллеги соблюдают определенные привычки, например, выйти всем вместе покурить или ходить на обед в одно и то же кафе. Так, тот, кто никогда не курил, может стать курильщиком, а те, кому надоели обеды в одном и том же кафе никогда об этом не скажут, поскольку боятся вызвать недоумение и стать изолированным от коллектива.

Конформность является частью социальной жизнедеятельности, но важно понимать границы своего мнения и группы.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Некоторые социально-психологические механизмы формирования конформизма

Размещено на http://www.allbest.ru/

УДК 159.923:316.6

Общественные науки

Некоторые социально-психологические механизмы формирования конформизма

А.В. Холодовская

Рассмотрены социально-психологические механизмы — пассивность, «социальная маска», комплекс неполноценности — формирования личности — конформиста.

Ключевые слова: конформизм; пассивность; социальная лень; социальная роль; «социальная маска»; комплекс неполноценности.

Понимание природы конформизма как специфической формы социальной адаптации не может быть достаточно полным и целостным без исследования механизмов формирования данного феномена. Существенной характеристикой конформизма, также проявляющей себя и как социально-психологический механизм его формирования, является пассивность. Конформизм определяют как пассивное принятие человеком (группой) требований, норм, ценностей, навязываемых извне. Ч. Кули также включает данную характеристику в понятие конформизма, определяя его как пассивное подражание. «Конформизм, — отмечает он, — это добровольное копирование общепринятых способов деятельности, отличающееся от соперничества и иных агрессивных форм подражания своей относительной пассивностью, нацеленное на то, чтобы быть как все, а не выделяться, и придающее основное значение всему внешнему и формальному».

Пассивность — явление многогранное. Оно выражает и личностную особенность человека, и его социальную позицию, отношение к ценностям и нормам сосуществования индивидов. Пассивность характеризует отсутствие у человека инициативы, созерцательность, бездеятельность, невмешательство, леность, равнодушие. Психологическую основу внутренней детерминации данного феномена составляют невыраженность индивидуального источника активности, ограниченность внутренних ресурсов, низкий уровень волевой саморегуляции. В исследованиях К. Левина, Д. Аткинсона, А.Н. Леонтьева и других установлено, что проявления пассивности связаны с неразвитостью мотивации и слабой включенностью индивида в деятельность. Пассивный созерцатель жизни довольствуется, как правило, немногим, круг его интересов достаточно узок и неприхотлив. Ограниченность внутренних ресурсов, таких, как физические, интеллектуальные и иные способности, знания, умения, навыки, не позволяет индивиду превращать мотивацию в реальное поведение. Пассивность часто сочетается с покорностью, поскольку и то и другое обусловлено слабым уровнем волевой саморегуляции и контроля.

Феномен пассивности как проявление определенной жизненной позиции людей связан с проблемой социального вмешательства и невмешательства. С. Милграм, рассматривая вопрос о возможности группы своим бездействием индуцировать пассивное поведение и безразличие у отдельных индивидов, показал, что «уровень нашей взаимной ответственности и сострадательности — вещь ненадежная, зависящая от состояния тех социальных макроструктур и компонентов окружающей среды, на которых зиждется … жизненный уклад». Он отмечает неизбежное ограничение моральной и социальной вовлеченности индивидов в жизнь группы по мере увеличения ее численности. Иными словами, люди в условиях массового окружения склонны проявлять преступную пассивность по отношению к другим. Наглядным подтверждением тому может служить трагический эпизод из жизни современного Санкт-Петербурга, произошедший в марте 2008 года . Девушке при выходе из вагона метро стало плохо, и она провалилась между вагонами. Идущие следом за ней подружки смотрели 6 секунд вслед упавшей девушке. Но вместо того, чтобы позвать на помощь, они отходят в сторону (решили «не заморачиваться»). Люди в метро равнодушно ждали 15 секунд, пока девушку переедет поезд, и никто на платформе даже не подумал броситься к ней на помощь.

Эмпирические исследования С. Милграма, Гарнера, Б. Латане и других по проблеме мотивации вмешательства позволили им сделать следующие выводы: вмешательство или невмешательство — это не только показатель нравственности или безнравственности личности, но и следствие определенного расклада многочисленных ситуационных переменных; по мере того как увеличивается общее количество информации, ограничивается возможность ее переработки, растет дефицит социальной ответственности; многочисленность и разнородность членов группы, с одной стороны, порождают значительно большую терпимость к поведению, одежде и этическим принципам, но с другой — способствуют тому, что люди воздерживаются от оказания помощи; «в больших городах не просто нарушаются традиционные правила учтивости, скорее, в них формируются новые нормы, предписывающие невмешательство, стремление остаться в стороне; предельным случаем адаптации к перегруженной социальной среде является полное пренебрежение к нуждам, интересам и требованиям тех людей, которых человек не считает непосредственно связанными с удовлетворением его личных потребностей». Социальная анонимность, равнодушное невмешательство выглядят как пассивность, подчинение, бездеятельность ради личных целей.

Как личностная характеристика пассивность в значительной мере является результатом социализации и влияния культуры, задающих соответствующий тип поведения человека. Как известно, М. Вебер выделял четыре типа социального поведения: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Последний тип поведения, с его точки зрения, является максимально деиндивидуализированным, социально типичным, с минимальной дозой активного личностного начала. Человек, подчиненный обычаям и традициям, лишает себя возможности выбора, не задумывается о целях и средствах достижения цели, становится запрограммированным конформистом.

Многие социологи рассматривают пассивность как массовый феномен, противопоставляя его активному индивидуальному творческому началу отдельных личностей (герой, лидер, вождь). Так, Н. Михайловский в своей известной работе «Герой и толпа» говорит о пассивности как готовности массы увлечься идеями и примером героя, способного повести ее на общее дело. Х. Ортега-и-Гассет противопоставил элиту, творящую культуру, массе людей, которые довольствуются бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями. В типологии политической культуры, предложенной С. Вербой и Г. Алмондом, пассивность выступает как массовый социальный феномен, характеризующий традиционную и подданническую культуры, которым присущи покорность власти, ожидание от нее благодеяний, отсутствие суждений и знаний о государстве, отстраненность и равнодушие к общественной жизни.

Пассивность — антипод инициативы и самостоятельности. Г. Гегель связывал данный феномен с уровнем осознания человеком свободы. Он отмечал, что «возможность пассивно придерживаться ложной точки зрения и сознательно или преднамеренно отстаивать ее связана с наличием у субъекта свободы» . В этой связи пассивность представляет собой акт ухода от свободы, права выбора, а следовательно, и от ответственности.

Ряд социологов (К. Маркс, Э. Фромм, Г. Маркузе) связывают феномен пассивности людей с состоянием общественной системы, порождающей отчуждение человека от человека, от условий и обстоятельств его жизнедеятельности. Характеризуя отчуждение, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что оно проявляет себя как внешняя для субъекта сила, подавляющая его волю и регламентирующая его поведение и деятельность. В этом аспекте пассивность представляется следствием отсутствия возможностей влияния человека из массы на систему производства и распределения, на власть, другие политические институты. В исследованиях Э. Фромма, Т. Адорно, Г. Маркузе пассивность, как проявление конформизма, рассматривается как явление, порожденное, с одной стороны, неудовлетворенностью существующим уровнем и возможностями реализации потребностей, а с другой — насаждаемым обществом культом потребления. Согласно Э. Фромму, пассивность обывателя-конформиста как «бегство от свободы» является следствием товарного фетишизма, трансформирующего личностное начало в бездуховное, одномерное существование.

В условиях политических режимов социальной несвободы складываются жесткие ограничения проявления общественной активности людей. Репрессивная бюрократическая система значительно затрудняет осознание человеком себя как личности, собственных интересов и потребностей. Высокая мера подчиненности, неразвитая личностная автономия в условиях предоставления гарантий удовлетворения стандартного комплекса индивидуальных потребностей способствует формированию особого типа социальной пассивности — иждивенчества. Социальное иждивенчество, как выражение смиренной выжидательной позиции людей по отношению к властям, является показателем негибкости сознания и определенного интеллектуального консерватизма. Оно стало естественным продуктом длительного периода социальных ограничений и угроз, в условиях которого у людей атрофируется активная социальная позиция, инициатива и индивидуальная ответственность.

Пассивность находит свое специфическое выражение в феномене социальной лености. Ее слагаемые — отсутствие цели, нравственное рабство, бездействие, слабая воля. Социальная лень, как и пассивность, связана с низким уровнем волевой саморегуляции и неразвитостью мотивационной сферы индивида. Ленивый человек испытывает отвращение ко всякому делу. Он не видит достойной цели в жизни и хочет удовлетворять свои желания не собственными усилиями, а за счет других. Такие люди составляют особый слой общества. Л. Гумилев определял их как «супассионариев» — «социальных трутней», альтернативу которым он видел в «пассионариях» — гиперактивных людях, обладающих сверхэнергией и определяющих ход истории.

Социальная лень — явление, в значительной мере обусловленное дефектами социализации, теми «тепличными» условиями, созданными окружающими растущего человека людьми, которые стали тормозом в проявлении его активности и самостоятельности. В той или иной мере лень присуща каждому человеку, вопрос заключается в том, какой характер она носит: эпизодический или постоянный. Исследования Б. Латане показали, что проявления данного феномена, а также степень его выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных факторов. Так, тенденция прилагать меньше усилий проявлялась в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля над индивидуальным вкладом каждого участника в ней. Эффект социальной лени наблюдался в тех случаях, когда у индивида или группы отсутствовали серьезные стимулы для выполнения задачи, когда сама задача не соответствовала интересам и потребностям человека. При высокой сплоченности группы проявления социальной лени значительно снижались и наоборот. Лень мешает самореализации человека, раскрытию его внутреннего потенциала. Как отмечал Ф. Ницше, «леность, лежащая в глубине души деятельного человека, препятствует ему черпать воду из своего собственного колодца» . Она мешает карьерному росту индивида, не позволяет ему ощутить полноту жизни и в конце концов превращает его в «социальный балласт». В русской действительности данный феномен получил название «обломовщина». Таким образом, конформистская пассивность и леность при определенных условиях могут приобретать деструктивный характер и оказывать негативное воздействие на состояние социума, а потому общество должно способствовать их минимизации.

Другим важным механизмом конформизации личности является механизм, который определяется как «социальная маска». Это феномен, выражающий способность человека исполнять заранее заданные им самим функции и модели поведения. Данное понятие отражает две важные и взаимосвязанные стороны социальной адаптации: усвоение индивидом социальных ролей и его способность к самопрезентации. Если первый аспект социальной адаптации характеризует естественный и необходимый способ включения человека в социум и становления его как личности, то второй выражает степень ее эффективности.

Осваивая соответствующие принятым нормам способы поведения людей, растущий человек учится жить в обществе, быть социальным существом. Р. Мертон, Дж. Мид, А. Халлер и другие сторонники ролевой теории личности придают процессу освоения человеком разнообразных социальных ролей (половых, семейных, гражданских, профессиональных и т.д.) определяющее значение в его формировании как личности. С другой стороны, в воспроизведении ролевых функций проявляется сущность человека, раскрывается его индивидуальность, или «самость». Согласно концепции Дж. Мида , личностное самосознание формируется через процесс восприятия других личностей — «обобщенного другого», представляющего собой ценности и стандарты поведения некоторой группы. Индивид в процессе общения как бы встает на место окружающих его людей. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенным другим». Осознание «обобщенного другого» развивается через процессы принятия и исполнения роли.

Принятие роли — это попытка (претензия) принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Более высокая ступень — исполнение роли как реальное ролевое поведение. Дж. Мид различал три стадии освоения ребенком взрослых ролей: адаптация, игра, коллективные игры. Первая — подготовительная, связанная лишь с имитацией ребенком поведения взрослых без какого-либо понимания (адаптация). Вторая стадия, игра, характеризуется пониманием детьми поведения тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. На заключительной стадии ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, оно соотносится с ролями других людей (коллективные игры). Индивид способен видеть собственное поведение во взаимосвязи с другими людьми и ощущать их реакцию на себе. Недостаточная способность принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности. А. Халлер, развивая идеи Дж. Мида, в своей теории «значимого другого» показал, что индивид стремится принять, прежде всего, роли тех личностей («значимый другой»), одобрения которых он добивается и чьи указания он принимает. Таким образом, через освоение различных социальных ролей в процессе игры, общение, взаимодействие с другими личностями человек входит в общественную жизнь, становится ее равноправным членом. В то же время через исполнение ролей реализуется человеческая личность, раскрывается ее сущность, характер. То, что и как «играет» человек в реальной жизни, выражает разный уровень и формы его адаптации к изменяющимся социальным условиям: конформность, конформизм, нонконформизм. Если исполнение социальной роли в рамках конформного поведения предполагает некое внутреннее согласие человека с самим собой, соответствие принятой модели поведения его внутренним убеждениям, то в конформистском варианте такого соответствия не наблюдается. Именно в конформизме исполнение социальной роли индивидом трансформируется в феномен «социальной маски» в его негативном смысле.

«Социальная маска» как внешний способ жизни выражает сознательное конструирование индивидом своей модели поведения, более или менее удачной. Сторонники экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю) определяли внешнее бытие человека как неподлинную экзистенцию — фальшивую и конфликтную, в которой он теряет свою свободу и самостоятельность. Конформистский вариант феномена «социальной маски» наглядно проявляется в лицемерии. И. С. Кон рассматривает лицемерие как внешнее подчинение, при котором «индивид не меняет своих взглядов, но и не высказывает своих разногласий вслух, делая вид, что принимает позицию группы. В этом случае, как только давление прекращается или как только индивид выходит из-под контроля соответствующей группы, он снова действует в соответствии со своей личной установкой» . Такое поведение определяют как внешний конформизм или феномен «ложного согласия». Как показано в исследованиях С. Милграма , в иерархических группах, где участники наделены разными правами, наблюдается феномен «ложного согласия», состоящий в соглашательстве, часто противоречащем личным убеждениям и предпочтениям, и отсутствии аргументированной собственной позиции. Работы А. В. Петровского и его последователей в этой области свидетельствуют о том, что данный феномен не ограничен взаимодействиями в иерархических правовых группах, он может наблюдаться в отношениях любой группы, с которой индивид по тем или иным соображениям хочет интегрироваться. Более того, «ложное согласие» проявляется в отношении как к «обобщенному другому», так и к «значимому другому» — отдельному значимому лицу, чья позиция выгодна индивиду, хотя и противоречит его личным убеждениям. У К. Юнга понимание и оценка феномена «социальной маски» неоднозначны. С одной стороны, маска как способ освоения социальных ролей отражает необходимую ступень становления человеческой личности, ее приобщения к социуму, составляет базу социализации под воздействием «самости». Однако как характеристика взрослой личности данный феномен приобретает у него негативный оттенок. «Социальная маска», по мнению ученого, — это «вынужденная необходимость играть отведенную человеку в этом мире роль, маскировать ахиллесову пяту своего индивидуального Эго при столкновении с безжалостным внешним миром» .

В своей теории личности К. Юнг противопоставлял личность «собственную» (Я) — публичной (Персона). Я, в его концепции, — лишь субъект сознания, комплекс представлений, обеспечивающих адаптацию человека к окружающей среде. Персона есть комплекс функций, создавшихся на основе приспособления или необходимого удобства, феномен психики, никак не отражающий индивидуальность. Это внешний характер и установка. Стержень личности — «самость», субъект всей психики человека, включая ее бессознательные проявления. «Самость» удерживает все архетипы и системы психики вместе, обеспечивая ее равновесие и стабильность. Поведение человека раскрывается через соотношение Я и Персоны. Если Я тождественно Персоне (ослабление «самости»), то личность предстает в виде конформистского, отчуждаемого существа, играющего определенную социальную роль, навязанную обществом. Индивидуализация Персоны означает нормальное (конформное) приспособление личности к социальному окружению без утраты своего способа быть, когда наблюдается «процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемые особенности». Таким образом, конформизм связывается К. Юнгом с неспособностью человека в социальных условиях отчуждения людей сохранить свою «самость», целостность и индивидуальность. Человек — конформист растворяется в социальных ролях, навязанных ему обществом.

В соответствии с концепцией драматического ролевого исполнения И. Гофмана, феномен «социальной маски» заключается в проявлении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других (самопрезентация). Главное в «социальной маске» — «личный передний план», или «представительный фронт», включающий внешний вид, манеры, статусные символы, осанку, выражение лица, жесты. Сама жизнь похожа на драматическое представление, где «обыкновенное общение между людьми само организовано как театральная сцена, благодаря обмену драматически взвинченными действиями, контрдействиями и заключительными репликами» . Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения.

Согласно этому подходу, каждый человек является актером, имеющим свою аудиторию, и ведет себя, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, а потому по-разному преподносит себя. Самопрезентация — неотъемлемый элемент игры, т.е. исполнения роли. И неважно, какая она: искренняя или фальшивая, — важно, чтобы люди исполняли свои роли успешно. «Если исполнение удалось, — замечает И. Гофман, — то его свидетели, в общем, должны поверить, что исполнители были искренними» . В то же время «некоторые исполнения достигают успеха при полной бесчестности исполнителя, другие вполне честно, но вообще говоря, для исполнений ни одна из этих крайностей несущественна». Получается, что неважно, какой человек на самом деле, важно, как он исполняет роль, как представляется аудитории. «…Существует лишь жизненная игра бакалейщика, официанта, портного, аукционера». При этом И. Гофман считает, что «честное, искреннее, серьезное исполнение менее прочно связано с миром надежности и солидарности, чем можно было бы предположить с первого взгляда». Феномен «социальной маски» как самопрезентации приобретает у И. Гофмана характер исполнения определенной роли. Все люди играют, неважно — искренне или фальшиво, лишь бы это было успешно, т.е. создавало желаемое впечатление у других. В процессе самопрезентации человек активно приспосабливается к окружающим людям с тем, чтобы они восприняли его так, как это выгодно индивиду. Конформистское поведение становится средством влияния и манипуляции, которое оценивается И. Гофманом как нормальное состояние общества.

Таким образом, феномен «социальной маски» имеет неоднозначный смысл: позитивный — как усвоение человеком социальных ролей, что является необходимым условием становления его как личности и самореализации в обществе, и негативный — как конформистское поведение, проявляющееся в лицемерии, соглашательстве, стремлении через создание ложного представления о себе влиять на людей и манипулировать ими. Данный феномен становится механизмом конформизации личности в социальных условиях, насаждающих культ потребления, удобства, выгоды, поощряющих стремление людей «казаться, а не быть». В результате общественная жизнь теряет естественность, непосредственность, самобытность, становится более искусственной, фальшивой и стандартизированной.

Определенную роль в конформизации человека может сыграть так называемый комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности — это совокупность ощущений, чувств, представлений человека о себе, которые в сравнении с другими людьми оцениваются им как нечто менее успешное, достойное, значимое, привлекательное, как проигрышное. Данный феномен представляет собой форму уничижительного самосознания, порожденного неуверенностью в себе и низкой самооценкой. Психолог А. Адлер , который ввел в науку это понятие, полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся следствием их малых размеров и недостатка сил и возможностей. Однако и во взрослом состоянии людям может быть присуще данное ощущение вследствие целого ряда причин, связанных с жизненными неудачами и потерями — в любви, семье, работе, профессиональном росте. Чувство неполноценности усугубляется негативными оценками окружающих человека людей. Так, ребенок, которому постоянно напоминают о его недостатках, негативно оценивают его внешность и поведение, постепенно начинает осознавать себя хуже, чем другие. Недаром народная заповедь гласит: «Предположить порок — значит создать его». А. Адлер описывает следующие ситуации детства, которые могут породить данный комплекс. Во-первых, это ситуация органической неполноценности, частые болезни и слабость ребенка, которые могут привести к тому, что он станет избегать взаимодействия с другими людьми из-за чувства неспособности успешно сравниваться с ними. Во-вторых, это избалованность детей, которым из-за чрезмерной опеки не хватает уверенности в себе. У таких детей, считает А. Адлер, ослабевает социальный интерес, и они испытывают недостаток подлинных чувств. В-третьих, ситуация отверженности, когда ребенок не знает ни любви, ни заботы. Нежеланным детям чрезвычайно трудно развить в себе качества полноценности и самодостаточности. Они не уверены в своей способности быть полезными и получать уважение и любовь окружающих. Чувство неполноценности угнетает, тревожит человека, и он желает от него избавиться. А. Адлер говорит о феномене «сверхкомпенсации» как стремлении индивида восстановить (компенсировать) духовное равновесие с помощью интуитивного или сознательного анализа событий своей жизни или через утверждение личного превосходства.

Комплекс неполноценности может иметь неоднозначные последствия для человека. Сильное чувство неполноценности затрудняет позитивный рост и развитие индивида. Однако умеренно выраженный комплекс, наоборот, побуждает его расти, «стать сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию и превосходству над другими. Известно много примеров, когда люди с физическими недостатками (Аристотель, Наполеон, Толеран, Суворов и др.) добивались социальных высот в своей карьере. Однако цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то она развивается в конструктивном направлении. Но если стремление к превосходству ограничивается реализацией только узкоэгоистических устремлений и человек при этом не гнушается любых, включая насилие и агрессию, средств его достижения, то оно оборачивается трагедией для окружающих людей и общества в целом (Нерон, Гитлер, Сталин и др.). А. Адлер оценивал данное проявление комплекса неполноценности как невротическое извращение, связанное с глубинными нарушениями психики человека. Оно характерно для различных типов преступников, маньяков, извращенцев. Не находя иных способов компенсации своих недостатков, эти люди упиваются властью, добытой ими античеловечным способом. В других случаях сильное чувство неполноценности может привести человека к смирению и согласию с ним. У индивидов развивается защитный механизм социального выживания в форме конформизма — позиции приспособленчества и соглашательства с окружающими людьми. Осознавая (или не осознавая) свою ущербность и беспомощность в этом мире, такие люди стремятся найти покровительство более сильных и самодостаточных. Проявляя активный конформизм, индивиды также могут использовать свою позицию самоуничижения в качестве способа зарабатывания средств существования, занимаясь, например, бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией.

Таким образом, конформизм как сложный социально-психологический феномен обусловлен совокупностью механизмов, действующих перманентно и взаимосвязанно как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый из них имеет свои особенности и способствует конформизации личности при определенных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

конформизм социальный адаптация пассивность

1. Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок: / Ч. Кули. — М.: Идея-Пресс,2000. — С.210.

2. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. — СПб.:Питер, 2000. — C. 29, 39, 161.

3. Комсомольская правда от 8 апреля 2008 г.

4. Гегель, Г. Философия религии: в 2 т. / Г. Гегель.- М., 1976.- Т.1.- С. 208.

5. Маркс, К. Немецкая идеология: избр. пр.: в 3 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 1979. — Т.1. — С. 26.

6. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. — СПб.: Питер, 2003. — С. 66-67.

7. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше. — М.: Мысль,1990.- Т.1. — С. 391.

8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1967. — С. 84.

9. Петровский, А.В. Психология в России: 20 век / А.В. Петровский. — М.: УРАО, 2000. — С.65.

10. Юнг, К. Психология бессознательного: / К. Юнг. — М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. — С. 158-164.

11. 11.Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; пер. с англ. А.Д. Ковалева. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2004. — С. 45, 47.

12. 12. Адлер, А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства: / А. Адлер. — Киев.: Port-Royal, 1997. — С. 57-62.

Размещено на Allbest.ru

Конформизм: понятие и особенности

Данная статья поможет узнать о конформизме и нонконформизме, о том, что такое лабильность психики. Изучив данный материал, Вы сможете проанализировать формы конформизма, овладеть способами диагностики конформных форм сознания.

Определение 1

Под конформизмом понимается социально-психологическая направленность человека, проявляющаяся, не в самостоятельном, тщательно продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а в пассивной, приспособительной форме к привычному порядку вещей.

Конформным поведением считается некритическое, согласное поведение. Конформисты – это люди, способные вне критического разбора присоединиться к суждениям, которые господствуют в конкретных группах.

«Не будь бараном…» – это слоган одной из центральных газет, которая несколько лет назад вышла с таким слоганов в последние дни президентских выборов. Животное, которое выбрали, не является рефлектирующим сознанием, по этой причине его поступки имеют стадный характер. Не стоит выделяться, а там что будет, то будет.

Отклики на результаты голосования могут содержать ликования из-за общественного единодушия, а также недовольства, связанные с психологией рабской направленности, бездумным следованием и зависимостью от политтехнологи. Говорит ли это о том, что мы заложники стереотипного поведения, трафарета мысли?

Конформизм подразумевает приспособленчество, безмолвное принятие обычного порядка вещей, господствующего мнения и т.д. Следует различать морально-политический конформизм и конформность в виде психологического явления. Нет психопатий, имеющих комфортный тип. Данный вид в чистом виде можно встретить исключительно в виде акцентуации, по данной причине они не включены в клинические систематики. Комфортная акцентуация обозначалась постепенно в характерологических исследованиях. Т. Рибо во второй половине XIX в. писал об аморфном виде характера, который якобы не имел никаких конкретных черт, плывущем по течению, просто подчиняющемся своей среде. Рибо считает, что такие люди не способны сами думать и действовать, а совершенствование у них ограничено подражанием. В свое время П. Б. Ганнушкин смог четко обозначить ряд черт данного типа. Речь идет о постоянной готовности подчиняться большинству, о шаблонности, банальности, склонности к ходячей морали, консерватизму. Но связь этого типа с наличием низкого интеллекта ошибочка.

Замечание 1

На самом деле интеллект не связан с конформизмом. Конформист может хорошо учиться, получить высшее образование, быть успешным в работе.

Основной чертой данного типа является постоянный и чрезмерный комфорт по отношению к своему привычному окружению. Эту тему обширно изучали американские социальные психологи. Они обратили внимание на недоверие и настороженное отношение к незнакомым людям, свойственные для этих людей. Выше уже говорили, что конформность является подчинением личности, отсутствие независимости и самостоятельности. Стоит отметить, что все субъекты при определенных условиях испытывают конформность. Но если конформная акцентуация характера выводит это свойство в устойчивую черту.

Представители конформного типа – это люди своей среды. Главным их качеством, основным жизненным правилом является действовать, как все, пытаться не отличаться, иметь одежду, домашнюю обстановку, мировоззрение, суждения как у всех. Все, как правило, это непосредственное окружение конформистов. Для конформиста важно ни в чем не отставать от него. Но выделение тоже не приветствуется. Яркий пример этого – это отношение к модной одежде. При появлении новой необычной моды на что-либо, конформисты больше всех ее не одобряют. Но стоит только их среде освоить данное новшество, конформисты тоже одеваются согласно этой моде и забывают о своей прежней позиции. Для конформиста свойственно ориентироваться на сентенции и во время трудной ситуации искать в них утешение.

Так как для конформиста важно соответствовать своей среде, они не могут ей противостоять. Исходя из этого, личности такого типа являются полностью продуктом своей микросреды. Хорошее окружение делает из них неплохих людей и работников, а плохая среда формирует негативные качества личности. Важно отметить, что на первом этапе конформисты сложно адаптируются, но когда эта стадия пройдена, новая обстановка также формирует их поведение, как и прежняя. Так, конформный подросток может легко завести негативные привычки или втянут в групповые правонарушения.

Замечание 2

Еще один интересный факт – конформность тесно связана с абсолютным отсутствием критичности. Все, что сказано окружением, все, что они узнали в привычных для них местах информации, все это для них истина. Даже если они получают информацию, которая явно не соответствует действительности, конформист все равно считает ее единственно верной.

Также конформисты являются консерваторами. Им чуждо все новое, по причине того, что они трудно к нему приспосабливаются, со сложностями осваивают новые ситуации. Но в современном мире люди такого типа редко об этом открыто говорят, так как сегодня подавляющее большинство микроколлективов испытывают интерес ко всему новому, а новаторы пользуются успехом. У конформиста же положительная позиция относительно нового остается исключительно на словах. В реальности же для конформиста комфортным является стабильность окружения и окончательно установленный распорядок. Неприязнь относительно всего нового проявляется в необоснованной неприязни к чужакам. Речь идет как о новичках, появившихся в их коллективе, так и представителях другой среды, иной манеры поведения или даже национальности.

Профессиональный успех конформиста обусловлен еще одним качеством. Речь идет об их не инициативности. Высокий результат в работе может быть достигнут на всех уровнях социальной лестницы только при одном условии – позиция не должна требовать постоянной личной инициативы.

Замечание 3

Если же работа предполагает личную инициативу, то конформист перестает справляться даже с самой простой работой, хотя может обладать высокой квалификацией и уметь работать в напряженном режиме, но при четко регламентированных задачах.

Конформизм в подростковом возрасте

При опеке взрослыми в детстве конформист лишен чрезмерных нагрузок. Исходя из этого, можно предположить, что только в подростковом возрасте могут проявиться черты конформной акцентуации. Весь ряд особых подростковых реакций пройдет под знаком конформности.

Для конформного подростка большое значение имеет место в знакомой группе сверстников, стабильность данного коллектива, постоянство окружения. Для них совершенно не типично менять коллектив, к которому привыкли. Часто конформный подросток выбирает то учебное заведение, в которое идет большая часть его товарищей. Одна из самых сложных психических травм, которая может быть у такого типа подростков – это изгнание из привычной подростковой группы. Также тяжело переносится столкновение общепринятых суждений и обычаев их среды с их личностными мнениями и качествами. К примеру, опасные приключения не свойственны для конформиста, но часто встречаются в подростковый период. Поэтому лишенный собственной инициативы конморфный подросток, может быть втянут в совершение групповых правонарушений, состоять в алкогольных компаниях, подбит на побег из дома или драку.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Реакции эмансипации возможны только при тех обстоятельствах, когда взрослые, учителя, родители пытаются вырвать конформного подростка из привычной среды сверстников, в ситуациях, когда взрослые не позволяют ему «быть как все», следовать распространенным подростковым модам, увлечениям, манерам, намерениям. Среда и мода полностью определяют увлечения конформного подростка.

Замечание 4

В большинстве случаев конформная акцентуация в подростковом возрасте встречается у мальчиков.

Конформно-гипертимный вид – это специфическая форма конформного типа. Он отличается от других видов повышенной витальной самооценкой. Для подростков такого типа свойственно быть эйфоричными, подчеркивать свое бодрое состояние, здоровье, аппетит и хороший тон. Помимо этого зачастую они чрезмерно оптимистично оценивают свое будущее, убеждены в исполнении всех желаний. Но на этом их сходство с гипертимным типом завершается. Они не обладают большой активностью, живостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству. Для них свойственно быть дисциплинированными и соблюдать регламентированный режим, в особенности, если таким же образом поступают окружающие.

У конформных подростков редко случаются проблемы в области психиатрии, наблюдается только сочетание конформности и дебильности. Только 3% подростков на исследованном нами континенте, которые были госпитализированы, относились к этому типу. Но стоит отметить, что яркая конформная акцентуация – это крайний вариант нормы. Ганнушкин отмечал склонность конформистов к реактивным состояниям. Так, у некоторых наблюдалась ипохондрия после известия о страшном диагнозе, реактивная депрессия после утраты близких или имущества, реактивная параноида во время угрозы ареста и т.д. Их слабым звеном является излишняя податливость воздействию окружающего мира, а также большая привязанность ко всему, что привычно. При ломке стереотипов, лишении привычного для них коллектива могут наблюдаться реактивные состояния. А при дурном влиянии окружающего мира встречаются интенсивный алкоголизм и приобщение к наркотикам. Психопатическое развитие по неустойчивому типу может быть спровоцировано длительным неблагоприятным влиянием.

Замечание 5

Помимо этого следует обратить внимание на то, что подростковая конформность может являться временной стадией, которая в будущем приведет к формированию акцентуации по другим типам. Речь идет о паранойяльном или эпилептоидном типе.

Для социализации индивида принципиально важно усвоить определенные нормы, привычки и ценности. На психологические механизмы отбора и усвоения индивида социальных данных влияет совокупность различных факторов:

  • индивидуально-личностные факторы. Речь идет об уровне интеллекта, степени внушаемости, устойчивости самооценки и уровня самоуважения, потребности в одобрении других людей и др.;
  • микросоциальные факторы. Речь идет о положении личности в коллективе, ее значимости для него, степени сплоченности и структуре группы;
  • ситуационные факторы, которые подразумевают состав задачи и уровень заинтересованности в ней человека, уровень его компетентности, вопрос того, будет ли приниматься решение публично, в небольшой компании, либо в одиночестве и т.д.;
  • общесоциальные и общекультурные факторы. Речь идет об условиях, существующих в обществе для развития самостоятельности и ответственности индивида.

Отношение к конформизму в разное время

На сегодняшний день так и нет окончательной точки зрения по вопросам конформизма. Шопенгауэр первым выступил против безропотного послушания. В те времена еще не было понятия «конформист», поэтому использовали понятие «филистер». Размышляя о таком социальном типе, Шопенгауэр говорил, что кульминацией его существования являются устрицы и шампанское. Основная задача в жизни филистера – это получить все, способствующее телесному счастью. Именно по этой причине, по мнению ученого, данный тип людей склонен к чинам, богатству, власти. Это и обуславливает его сговорчивость по всем темам, которые касаются обычных общественных установок.

Также Маркс и Энгельс тоже относились к данному явлению не доброжелательно. С их стороны раздавалась критика в сторону тех, кто был зависим от своей жизненной среды, не могли следовать энтузиазму ради свободы. Они говорили даже о Гете, о котором классики писали, что он был одновременно колоссально велик и безмерно мелок. Учитывая его талант, он мог быть бунтарем, но, напротив, в жизни он был мещанином.

Во время большевистской идеологии на смену филистеру пришли такие понятия, как обыватель и мещанин. Люди, выращивающие хлеб, добывающие уголь, занимающиеся торговлей, воспитанием детей, приумножением собственного достатка, сразу же изобличались, по причине того, что не имели революционного энтузиазма. Для большевиков было важно, чтобы люди шли на баррикады, в то время как мещане всеми силами пытались остаться в собственной жизненной колее.

Для советской историографии свойственно прославление бунтовщика, повстанца, мятежника, головореза и ниспровергателя. Героями были те, кто проливал кровь, а злодеями – подчиняющиеся власти, обычаям и жизненным ситуациям.

Замечание 6

Но, так или иначе, в большевистской идеологии появилось неразрешимое противоречие. Так, фанатизм должен был сочетаться с верноподданичеством, идейным послушанием и вождизмом.

Конформизм в литературе претерпел большое переосмысление. До конца XX в. он имел критический и иронический характер. Фромм сопоставлял данный механизм с защитным окрасом ряд животных: когда животное меняет свой окрас, сливаясь с окружающей средой.

В середине XX в. были проведены психологические опыты, на основе различных методик. И тогда много психоаналитиков и социологов приняли мысль о том, что конформность – это имманентное свойство индивидуального сознания. Успех пропаганды связывали с податливостью сознания, а сама пропагандистская техника являлась искусством применения тайных пружин конформизма.

Для психоаналитиков были очевидны такие свойства человека, имеющего конформистскую направленность, как отсутствие индивидуальности, стандартность, высокий уровень подверженности манипуляциям, консерватизм. Под конформизмом понимали механизм «бегства от свободы». Человек утрачивает свою личность, а перенимает тип личности, который предлагают ему как общепринятый образ. Он превращается в тождественного другим человека, в такого, каким его хотят видеть. Больше нет различий между собственным Я и внешним миром. И это приводит к отсутствию страха одиночества и бессилия.

Исследованием псевдомышления занимался Э. Фромм. Данное явление изучено лучше, чем схожие явления в сфере желаний и чувств.

Пример 1

Если вы спросите рядового читателя газеты его мнение насчет определенной политической проблемы, то под своим мнением он выдаст вам относительно точный пересказ напечатанного в газете. Важно отметить, что он будет воспринимать переданную вам информацию, как действительно свое собственное мнение, к которому он пришел сам. В ситуациях, когда человек находится в небольших общинах, где любая политическая точка зрения передается от отца к сыну, человек может даже не понимать насколько его якобы личное мнение определено авторитетом строгого отца, который сформировался еще в детстве. Другой же читатель может иметь мнение, которое стало продуктом кратковременного замешательства, страха оказаться не разбирающимся в данном вопросе. Таким образом, его мнение будет лишь видимостью, а не синтезом опыта, знаний и политических взглядов. Аналогичное явление применимо и к эстетическим суждениям.

Отмечается, что в большинстве случаев критическое мышление подавляют в раннем детстве. К примеру, девочка в 5 лет может увидеть то, что мать не искренна. Она часто говорит о любви, но на деле является холодной и эгоистичной. Или, например, говорит о высоких моральных устоях, а на самом деле состоит в отношениях с посторонним мужчиной. Для девочки становится очевиден данный разрыв, который оскорбляет ее чувство правды и справедливости, но она зависима от матери, не допускающей ни малейшей критики. Помимо этого девочка не может найти помощи у слабохарактерного отца, и так, она подавляет свою критическую проницательность. В скором времени девочка больше не будет обращать внимания на неискренность или неверность своей матери и потеряет, по мнению Фромма, критическое мышление, так как поймет, что это опасно и ни к чему не приводит. Помимо этого у девочки закрепится шаблон мышления, который позволит ей поверить в то, что ее мать является искренним и достойным человеком, что семейный союз ее родителей – это счастливая семья. Для нее данная мысль будет восприниматься как ее собственная.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Эффект конформизма

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:

  • степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

  1. внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;
  2. внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;
  3. негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;
  4. нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, о становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Теории происхождения лидерства
  • Место социальной психологии в системе научного знания
  • Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по объему взаимодействия
  • Эффект конформизма
  • Эффект принадлежности к группе
  • Социальная психология малой группы
  • Новые подходы к развитию группы
  • Современные представления о предмете социальной психологии
  • Понятие социальной перцепции
  • Психологическая теория коллектива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *