Кинезиотерапевт

Кинезиотерапия — что это такое простыми словами

В этой статье я расскажу про кинезиотерапию – что это такое простыми словами. Если у Вас болит шея, спина или колени, потерпите совсем немного — скоро Вы узнаете, что и как нужно делать, чтобы навсегда забыть про свои мышечные и суставные боли.

Если Вы из тех, кому проще терпеть боль и неудобства, чем заставить себя делать какие-либо физические упражнения, то и для Вас найдется способ лечиться без особых усилий.

Кинезиотерапия – что это такое?

Движение – это жизнь. Это знают все. Кинезиотерапия – новое направление в медицине, основанное на восстановлении человеческой способности нормально двигаться и лечиться движениями.

Она и переводится с греческого как «лечение» + «движение». Термин «кинезиотерапия» относительно новый. Раньше обычно применялось понятие «лечебная физкультура».

В кинезиотерапии существуют комплексы упражнений, специально разработанные для всех участков нашего тела: для шеи, спины, поясницы, тазобедренной области, коленей и голеностопов. Для большего эффекта также примененяют кинезиотейпирование (откроется в новой вкладке).

Задачей двигательной физкультуры является: снятие болей, улучшение кровообращения, нормализация естественного процесса обновления клеток и тканей, восстановление спазмированных мышц, быстрое восстановление после операций.

Как лечиться, если лень?

Кинезиотерапия бывает активной – когда больной человек сам выполняет различные упражнения, и пассивной – человек подвергается внешнему воздействию специалиста.

К активным методам относятся:

  • лечебная физкультура (физические упражнения)
  • ходьба, бег и спортивные игры
  • дыхательные упражнения

Пассивная кинезиотерапия предполагает:

  • массаж и остеопатию (кинезионика)
  • вытягивание проблемных участков
  • движения с использованием специальных аппаратов (механотерапия)

Сюда же можно добавить тейпирование (откроется в новой вкладке).

Не можете решить свои проблемы движением? Возможно, они психосоматического свойства. Тогда перейдите сюда.

Методика лечения выбирается с учетом особенностей физических нарушений и предпочтений больного. Так что, если Вы не любите «насиловать» себя физкультурой, пассивный способ лечения принесет Вам облегчение и поможет восстановить здоровье.

В каких случаях поможет кинезиотерапия?

Прежде чем начать лечение с помощью кинезиотерапии, необходимо проконсультироваться с врачом. В некоторых случаях (тяжелые травмы, беременность, возраст) ее применение бывает противопоказано.

Кинезиотерапия эффективно применяется при нарушениях опорно-двигательного аппарата:

  • нарушение осанки, сколиоз и искривление позвоночника
  • остеохондроз
  • дистрофия мышц
  • межпозвонковая грыжа
  • парезы и параличи
  • нейропатия
  • артрозы суставов
  • травмы
  • нарушения в работе центральной нервной системы
  • устранение болей и функциональных нарушений в позвоночнике и суставах

Кинезиотерапия также может применяться для восстановления после перенесенных инсультов и инфарктов.

Особенности применения кинезиотерапии

При отсутствии противопоказаний кинезиотерапия может применяться при беременности. У женщины увеличивается вес, появляются боли в спине и суставах, могут развиться осложнения (плоскостопие, ослабление мышц живота, варикоз, геморрой, артриты и артрозы суставов).

В таких ситуациях кинезиотерапия помогает:

  • укрепить мышцы
  • разработать суставы, увеличить их подвижность
  • активизирует работу желудочно-кишечного тракта

Противопоказаниями кинезиотерапии в такой период могут быть:

  • наличие прерванных беременностей в прошлом
  • сильный токсикоз
  • предлежание плаценты
  • многоводие
  • прогрессирующий туберкулез
  • гнойные болячки (абсцесс, карбункулы, фурункулы)
  • почечные, сердечно-сосудистые и дыхательные недостаточности

Кинезиотерапия благотворно действует и на детей. Ее назначают детям, страдающим аутизмом, ДЦП, энцефалопатией, сколиозом, кифозом, лордозом и ожирением. Существуют свои особенности лечения при каждом таком заболевании.

Противопоказания для кинезиотерапии

Кинезиотерапию не рекомендуется применять, если у вас:

  • инфекционное заболевание в острой форме
  • разрыв связок или мышц
  • тромбоз (тромбофлебит)
  • эпилепсия
  • нарушение мозгового кровообращения
  • злокачественная опухоль
  • камни в почках
  • тяжелая форма диабета
  • тяжелое психическое расстройство
  • сердечная недостаточность

Как лечиться дома?

Если Вы еще можете двигаться самостоятельно, и не ленивы, то вполне сможете заниматься лечебной физкультурой у себя дома. Большинство упражнений, не требующих специальных аппаратов, легки и доступны.

С помощью кинезиотерапии я вылечил и поддерживаю в форме свои колени. У меня на обеих ногах, поочередно, были порваны передние крестообразные связки. Это я так неаккуратно играл в футбол. Плюс, еще до этого, у меня был диагностирован артрит и артроз коленных суставов.

Даже после хирургических операций я не мог нормально бегать и играть в свои любимые спортивные игры, не думая о ногах. Каждый раз, после более или менее интенсивной нагрузки мои колени начинали болеть. Всего после пары месяцев регулярного выполнения простых упражнений о боли в ногах я практически забыл.

Итак, для коленей, в домашних условиях, Вы можете делать такие упражнения:

— Лечь на спину, вытянув ноги. Поочередно сгибать ноги в коленях, стараясь пятками коснуться ягодиц.

— Выполнять приседания, сгибая ноги до прямого угла (90 градусов). Начинайте делать сколько сможете, не загружая сильно ноги, а затем увеличивайте количество повторений.

— Растягивайте мышцы под коленями. Лежа на животе, возьми руками ступни ног и тяните их вверх.

Упражнения для голеностопа:

— Встаньте носочками на брусок, толщиной до 10 сантиметров. Поднимайте и опускайте пятки, держась руками за какую-нибудь опору. Выполняйте максимальное количество повторений, постепенно увеличивая нагрузку.

— Лягте на спину, немного поднимите ноги вверх, делайте вращательные движения ступнями в одну и другую стороны. Можно при этом сжимать и разжимать пальцы ног.

Эти упражнения помогают не только при болезнях стопы, но и для тренировки икроножных мышц и профилактики простудных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Упражнения для спины:

— Встаньте на четвереньки и выгибайте спину вверх и вниз.

— Присядьте ягодицами на пятки, а телом ложитесь на пол, вытягивая позвоночник.

— Лягте на спину, приподнимайте и опускайте таз, вытянув руки вдоль туловища.

Упражнения для тазобедренного сустава:

— Сядьте на пол, вытянув ноги вперед. Согните ноги в коленях, прижимая пятки к ягодицам.

— Сядьте на стул, соединив колени и стопы. Разведите пятки максимально в стороны и соедините их опять.

— Сделайте приседания, прижав пятки к полу и сгибая колени до прямого угла (90 градусов). Спину надо держать прямой.

Регулярное выполнение упражнений – залог здоровья и хорошего самочувствия мышц и суставов.

Если Вам трудно заниматься дома, можно ходить в специализированный центр.

Кто такой кинезиолог?

Кинезиология, как и кинезиотерапия, — довольно новое направление в медицине. Кинезиология изучает мышцы человека и их влияние на работу внутренних органов и суставов.

Кинезиолог – это специалист, работающий с мышцами человека. Воздействуя (массируя или надавливая) своими руками или пальцами на мышцы, он снимает или повышает тонус, восстанавливая их нормальную работу. Это приводит и к налаживанию работы больного органа, который поддерживает мышца.

Обращаться к кинезиологу можно практически с любым заболеванием. Наше тело в большой части состоит из мышц, которые поддерживают, защищают, двигают, качают кровь – выполняют множество жизненно-важных функций организма. От работы мышц во многом зависит наше здоровье.

У кинезиологии также есть некоторые противопоказания, о которых Вам расскажет специалист, к которому Вы обратитесь.

Заключение

Помните поговорку «движение — жизнь»? В полной мере это относится и к лечению ДЦП, в чем и помогает метод кинезитерапии. О кинезитерапии читайте в нашем материале.

Кинезитерапия (или кинезиотерапия, по английски kinesiotherapy, от греческого kinesis — движение) — это в прямом смысле лечение движением, одно из направлений лечебной физкультуры, которое уже давно и успешно применяется для профилактики и лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата (и не только). Кинезитерапия ориентирована на восстановление двигательной активности и оздоровление организма при помощи специальных активных и пассивных движений, выполняемых пациентом, а также дыхательной гимнастики.

Кинезитерапия для детей с ДЦП

Одно из проявлений детского церебрального паралича — поражение двигательных функций организма. И для восстановления этих функций у детей (и взрослых) с ДЦП кинезитерапия подходит очень хорошо. К тому же, упражнения подходят и детям с задержками при перинатальном развитии, с перинатальной энцефалопатией.

Методик лечения ДЦП кинезитерапией очень много. Например, воздействие на спазмированные мышцы, их растяжка и расслабление очень положительно влияют на двигательную активность детей. К тому же у детей улучшается настроение, потому как спазмы в мышцах неразрывно связаны с эмоциональным состоянием ребенка.

Главной задачей кинезитерапии — приобретение детьми двигательных навыков, которые были затруднены или даже невозможны вследствие церебрального паралича. При этом для каждого пациента требуется индивидуальный подход. Далеко не всегда методы в кинезитерапии, подходящие одному ребенку, подойдут другому. Поэтому всегда консультируйтесь с терапевтом и именно терапевт составляет индивидуальную программу лечения и реабилитации.

Считается, что есть два основных вида кинезитерапии: активная и пассивная. При активной кинезитерапии ребенок самостоятельно выполняет те или иные упражнения на тренажерах, гимнастических мячах и иных приспособлениях. К активным видам кинезитерапии относятся лечебная физкультура, различные упражнения с животными (дельфинотерапия, иппотерапия), различные подвижные игры для детей.

При пассивной кинезитерапии ребенок самостоятельно никаких действий не выполняет, а за него это делает какой-либо прибор или сторонний человек. К пассивным видам кинезитерапии относят массаж, физические упражнения с помощью различных приборов и аппаратов.

Показания к кинезитерапии:

Кроме лечения последствий ДЦП кинезитерапия рекомендована при таких заболеваниях, как:

  • сколиоз, кифоз, лардоз;
  • коксартроз, гонартроз;
  • остеохондроз;
  • дорсалгия (боли в спине);
  • грыжи и протрузии межпозвоночных дисков;
  • нестабильность сегментов позвоночника;
  • плоскостопие;
  • последствия компрессионных переломов позвоночника;
  • профилактика заболеваний сердечно — сосудистой системы и многих других.

Противопоказания кинезитерапии:

Есть у кинезитерапии и определенные противопоказания, такие как:

  • онкологические заболевания;
  • кpoвoизлияния и нарушения свертываемости крови
  • острый инфаркт или инсульт;
  • переломы костей;
  • разрывы и надрывы связок;
  • послеоперационный период.

Кинезитерапия в домашних условиях

Лечить ДЦП (и другие заболевания) с помощью кинезитерапии можно и в домашних условиях. При этом необходимо, чтобы не было противопоказаний, а также предварительно проконсультироваться с терапевтом и тренером, чтобы они составили программу тренировок. Также настоятельно рекомендуется некоторое время (полгода минимум) заниматься под руководством тренера.

Упражнения кинезитерапии просты: бег, ходьба, сгибание и разгибание конечностей, движения (махи) в стороны и т.д. Со временем организм привыкает к нагрузкам и упражнения даются очень легко. И вполне возможно постепенное увеличение нагрузки, как за счет увеличения количества упражнений (количества подходов или повторений этих упражнений), так и посредством дополнительной физической нагрузки через отягощения.

Для занятий могут потребоваться дополнительный инвентарь, например, гимнастические шары, утяжелители, скакалки, различные гантели (разборные для регулировки весов). Список подобного инвентаря очень большой и приобрести его можно в магазинах спортивных товаров.

Довольно часто желание победить ДЦП настолько велико, что люди переходят от более простых упражнений и кинезитерапии к полноценным тренировкам. Например, Андрея Крылкова часто называют бодибилдером с ДЦП. Некогда инвалид 1 группы, сейчас Андрей является неоднократным чемпионом по бодибилдингу, женат и воспитывает детей.

Лечится ли детский церебральный паралич? Да! И кинезитерапия — один из эффективных способов лечения и реабилитации. Всегда помните: ДЦП — не приговор.

Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста

Марина Фадеева
Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста

«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»

«Мозг хорошо устроенный

стоит больше, чем мозг

хорошо наполненный»

М. Монтель

Введение

Актуальность

Компьютеризация общества (это мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, способствует снижению двигательной активности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка? Так же, как и на здоровье взрослого человека. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому,моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием.

На какую работу нас ориентирует ФГОС ДО? ФГОС ДО ориентирует педагогов на психолого-педагогическую поддержку детей. Мы призваны создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В свете ориентиров ФГОС ДО и выше описанных проблем в обществе, метод кинезиологии стал очень актуален.

Значимость технологии.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.В основу опыта легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А. Р., Бехтерева Н. П., Семенович А. В, Сиротюк А. Л., Семенова О. А., Хомская Е. Д, Леонтьева А. Н., Лейтеса А. Р., Анохина П. Н., Сеченова И. М., Смит Кр., и программа Шейфер Дж. Пол Деннисон «Гимнастика мозга».

Вся работастроится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

Развитие речи.

Формирование произвольности высших психических процессов.

Снятие эмоциональной напряженности.

Создание положительного эмоционального настроя.

Методы и приёмы:

Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус).

Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание).

Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний).

Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).

Упражнение для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).

Массаж ушных раковин, лица (воздействует на биологически активные точки).

Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).

(см. Приложение 1)

Форма проведения:

Используются фронтально, в подгруппе, индивидуально в образовательной деятельности, в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности ребенка.

Условия организации деятельности:

Упражнения проводятся регулярно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, коррекционно — развивающей деятельности.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение — двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Диагностика показателей развития межполушарного взаимодействия.

Проба Н. И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро—ладонь».

Методика проведения:

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов, но и к модально неспецифическому дефициту сукцессионных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок.В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движении или пропускают некоторые из них. Предположительно, затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Степень сохранности премоторной зоны.

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — повторение на истощении;

1 балл — выраженные застреваемость на отдельных позах.

Проба на пальцевой гнозис и праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором,воспроизводить различные позы пальцев:

Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;

2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

поза не выполнена — 1 балл,

поза воспроизведена неточно — 0,5 балла,

замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл,

поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с —2 балла,

поиск нужных движений продолжается более 30 с —3балла.

Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (Лурия А. Р.)- Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.

Исследование орального праксиса.

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться;

2) надуть щеки;

3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»);

4) сделать губы как при звуке «О»;

5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);

6) высунуть язык лопаткой (широким);

7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;

8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;

9) поместить кончик языка в правый угол рта;

10) то же — в левый угол рта;

11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению.

невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл.

неточно выполненное движение — 0,25 балла.

наличие сопутствующих движений губами, челюстью — 0,5 балла за каждую пробу.

асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

Наглядный вариант пробы Хеда.

Ребенку предлагается воспроизвести движения,выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности по «лобному» типу.

Речевой вариант пробы Хеда.

Простая ориентировка.Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Результаты диагностики (см. Приложение 3)

Заключение

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей дошкольного возраста легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для ребенка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологическихупражнений для детского физического и психического здоровья:

Оптимизация деятельности мозга.

Гармоничное развитие двухполушарного мышления.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Развитие способностей к обучению и усвоению информации.

Восстановление работоспособности и продуктивности.

Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Список литературы:

1. http://zodorov.ru/dvijenie-mojet-zamenite-lekarstvo—no-ni-odno-iz-lekarstv-ne-z.html?page

3. https://studfiles.net/preview/5800121/page:18/

5. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

6. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

Приложение 1

Комплекс упражнений

Растяжка:

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

«Поворот». Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

«Внимание». Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой руки.

Дыхательные упражнения:

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Надуй шарик»

Исходное положение — лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее. Пауза — вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

«Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 — как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

«Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки – непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А – а – а». (У – у – у)

«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем медленно выдыхая, опустить руки ладонями вниз.

«Массаж ушных раковин». Цель – энергетизация мозга. Уши сильно разотрем и погладим и помнем. Расправить и растянуть внешний край каждого уха, одновременно рукой в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

Глазодвигательные упражнения

«Глазки» (по 6 раз)

— Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать (ращать глазами по кругу по 2-3 сек.).

— Зорче глазки чтоб глядели. Разотрем их еле – еле (течении минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

— Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг (глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

— Чтоб зоркими нам стать. Нужно на глазки нажать (тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды).

— Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать (широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд).

— Глазки влево, глазки в право, вверх и вниз и все сначала (опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую)

— Быстро, быстро поморгай – отдых глазкам потом дай (быстро моргать в течении 1 – 2 минут).

— Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд (нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелке).

— Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.

«Глаз-путешественник»

Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

«Глаза и язык»

Язычок вы покажите, на него вы посмотрите (6 раз).

Телесные упражнения

«Качание головой». Покачаем головой — неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

«Кивки». Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед, медленно раскачивать.

«Шея – подбородок». Опусти и головой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

«Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой руки.

«Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.

«Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Колено-локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Упражнения на развитие мелкой моторики

«Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Пальчик –зайчик-кулачок»

Движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками.

«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Колечко».

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Релаксация

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – то чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

«Ковер-самолет»

Исходное положение — лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

«Дыхательные упражнения»

1 вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление, т. е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют»воздух.

2 вариант. Дыхание только через левую, а потом и правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец левой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.

Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

«Позевай».

Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.

Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом

Библиографическое описание:



Детский церебральный паралич развивается, по разным данным, в 2–3,6 случаях на 1000 живых новорожденных и является основной причиной детской неврологической инвалидности в мире. Хотя термин «детский церебральный паралич» и не отражает полностью имеющихся при этом заболевании нарушений, его широко используют в мировой практике, другого понятия, которое бы всесторонне характеризовало эти патологические состояния, до настоящего времени предложено не было

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением центральной нервной системы (ЦНС), произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются интеллектуально–мнестическими, речевыми, пароксизмальными расстройствами . Детский церебральный паралич (ДЦП) приводит к глубокому нарушению двигательных функций. Для детей с ДЦП характерна мышечная слабость и аномально высокая спастичность мышц в пораженных конечностях, которые приводят к задержке моторного развития .

ДЦП изменяет жизнь ребенка, создает ограничение и дезадаптацию, в большей степени к условиям жизни, к окружающей среде. Возникают барьеры для движения, перемещения . В основе клинической картины ДЦП лежат двигательные расстройства, формирующиеся по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов, атаксии, а так же различные нарушения речи и психики .

Реабилитация больных с детским церебральным параличом является одной из актуальных и социально значимых проблем не только в нашей стране, но и за рубежом . Цель реабилитации пациентов с ДЦП — минимизировать развитие вторичных проблем путем уменьшения или нормализации тонуса мышц, облегчением адекватного растяжения мышц, увеличением активного объема движений, укреплением слабых мышц и, наконец, воспитанием нового стереотипа стояния и ходьбы, достигаемого длительными тренировками, в процессе которых происходит автоматизация двигательного навыка. . Один из множества методов реабилитации детей с ДЦП, одним из таких методов является кинезотерапия. Кинезотерапия — форма лечебной физической культуры, в которой произвольные осознанные активные движения пациента исправляют нарушения моторных функций . Метод кинезотерапии (KT) — сравнительно новая методика, применяемая в реабилитационных программах КП. Большинство последовательных выводов показало, что метод КТ как часть программы мультимодальной терапии может быть эффективным в реабилитации детей с ДЦП для улучшения двигательной функции и динамической активности, особенно на более высоких стадиях развития и двигателя. .

Существует большое количество методик кинезотерапии, самыми распространенными среди них являются Войта, Боата и Кабата. Несмотря на эффективность всех методик наиболее часто применяемой является Войт-терапия . После проведенных исследований к концу курса практически у всех пациентов основной группы отмечено существенное улучшение клинических показателей. Подростки самостоятельно правильно выполняли упражнения, что свидетельствует в пользу положительного изменения поддержания осанки. . Влияние данной методики на стабилизацию мышц туловища и диафрагмы показали положительные результаты у детей раннего возраста. . Были найдены доказательства уровня II для эффективности функционального обучения по полной двигательной функции. Целенаправленная терапия и функциональное обучение были эффективными с точки зрения достижения функциональных целей и участия .

В ходе проведенного исследования с применение ботулинического токсина после его применения необходимо проводить адекватное и интенсивное физическое лечение с регулярным мониторингом эффектов. Были использованы две методики кинезотерапии Войта и Боата. После реабилитации с использованием данных методик и проведения определенных физических процедур ботулинический токсин вводится в мышцы нижних конечностей, и кинезотерапия усиливается. Отмечается значительное функциональное улучшение после введения ботулинического токсина совместно с кинезотерапией . С использованием принципа Шеррингтона о взаимной иннервации и постепенной индукции был разработан метод Кабата (США). В методе применяется механизм: чем сильнее активное движение агонистов, тем сильнее последующее движение антагонистов Два клинических испытания показали положительные тенденции в терапии с использованием ограничения, в качестве лечения детей с гемиплегическим церебральным параличом . Сочетание техники Кабата, массаж соединительной ткани и кинезотерапии с домашними упражнениями эффективно в восстановительном лечении функций лицевого отдела. Это комбинированное лечение может привести к частичному восстановлению открытия рта, является более эффективным, чем простая домашней программа упражнений. Необходимы дальнейшие исследования для оценки долгосрочных последствий этой комбинированной программы .

Зарекомендовали себя занятия ЛФК с применением декомпрессионных тренажеров (Гросса, Бубновского), но они достаточно дороги и не каждый зал ЛФК располагает ими. Данная методика позволяет поддерживать вертикальную позу у больных ДЦП со спастической диплегией, формированию естественных статокинетических рефлексов и развитие движений ребенка на самых ранних стадиях развития . Кинезотерапия является методом применяющимся в комплексе с другими видами восстановления двигательных нарушений. Исследования показали, что значительно влияет на функционирование икроножной мышцы у детей со спастичностью оказывает кинезотерапия совместно с иглоукалыванием. Чтобы избежать гипермиотонии икроножной мышцы после иглоукалывания должна применяться кинезитерапия .

Исследования у детей спастическим гемиплегическим церебральным параличом по поводу сгибательных и разгибательных движений в локтевом суставе показало положительный результат . Рекомендовано исследование воздействия физических упражнений конкретным потребностям физических лиц. . Выяснили, что вмешательство на беговой дорожке может привести к более раннему началу самостоятельной ходьбы по сравнению с отсутствием беговой дорожки . Элементы повседневного движения, упражнения могли иметь положительный эффект. . Однако показали эффективность только при принудительном лечении . Необходимо тщательно планировать подход и технику реабилитации .

Воздействие дыхательных упражнений на жизненную емкость и форсированный выдох объем у детей с церебральным параличом показывают положительные результаты. . Лечебный результат зависел от выраженности ограничений, возраста, адаптации к проводимым процедурам . Несмотря на разнообразие применяемых в Реабилитационном центре коррекционных методик и методов по социально — бытовой адаптации детей с диагнозом ДЦП, необходимо признать, что эффективность реабилитации недостаточна, что обусловлено тяжестью неврологической патологии . Педагогический эксперимент показал, что эффективность обеспечения развития двигательных функций у детей трех-пяти лет с ДЦП была достигнута при создании совокупности педагогических условий . Таким образом исходя из проведенного обзора следует сделать вывод, что данный вид лечения детского церебрального паралича требует дальнейшего исследования и разработки новых подходов в реабилитации.

Литература:

  1. Cахарова Е. В., Конова О. М, Поляков С. Д. и др. Применение интерактивной кинезотерапии в комплексной реабилитации подростков с дефектами осанки. Москва 2012.
  2. Jung M. W., Landenberger M., Jung T. и др. Войта-терапия и нейроиндустриальное лечение у детей с инфантильной постуральной асимметрией: рандомизированное контролируемое исследование.Pub Med 2017.
  3. Ha S. Y., Sung Y. H. Влияние метода Войта на стабильность туловища у здоровых людей. 2016.
  4. Franki I., Desloovere K., De Cat J. и др. Доказательная база концептуальных подходов и дополнительных методов лечения нижних конечностей у детей с церебральным параличом. 2012.
  5. Meholjić-Fetahović A., Bosn J. Лечение спастичности у детей с церебральным параличом. 2007.
  6. Солопова И. А., Мошонкина Т. Р., Умнов В. В. Нейрореабилитация пациентов с детским церебральным параличом. 2015 г.
  7. Kabat H., Mcleod M., Holt G. Влияние техники «Кинезио» на ленту для детей с церебральным параличом. (2010).
  8. Shamsoddini A., Rasti Z., Kalantari M. и др. Влияние техники «Кинезио» на ленту для детей с церебральным параличом 2016.
  9. Союза педиатров России на XVII Съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» 15 февраля 2013г.
  10. Батышева Т. Т., Виноградов А. В. Регулярные выпуски «РМЖ» № 8 от 10.04.2012 ст.
  11. Brian J. Hoare, Jason Wasiak, Christine Imms. Ограниченная двигательная терапия при лечении верхней конечности у детей с гемиплегическим церебральным параличом. 18 April 2007.
  12. Maddali-бонги С., Ланди G., Галлуксио F. и др. Восстановление участия лица в системном склерозе: эффективность комбинации массажа соединительной ткани, техники Кабата и кинезотерапии: рандомизированное контролируемое исследование. 18 марта 2010.
  13. Gage J. R. Междисциплинарный подход и адаптивные методы физической реабилитации детей с ДЦП.2007.
  14. Малыгина В. И., Страшко Е. В. Физическая реабилитация детей 2-4 лет, больных гиперкинетической формой ДЦП, в условиях санатория 27.11.2008 г.
  15. Рогов А. В., Барабаш Р. З., Коршунов С. Д. Результаты комплексной реабилитации больных ДЦП в виде спастической диплегии. Забайкальский медицинский вестник № 2/2015.
  16. Чжунго Чжэнь Цзю. Воздействие на кинезотерапии на икроножную мышцы у детей с ДЦП.2012.
  17. Clin Biomech (Бристоль, Эйвон). Сенсомоторная функция шейного отдела позвоночника у здоровых добровольцев. 2015.
  18. Волкова Е. А., Уханова Т. А., Поддубнова Е. В. ДЦП. Применение новой медицинской технологии и ацетиламиноянтарной кислоты для восстановления речи. Новосибирск: Сибак, 2012.
  19. Парк E. Y., Ким W. H. Мета-анализ влияния усиления вмешательства у лиц с церебральным параличом. Исследования в области пороков развития. 2014.
  20. В. Н. Кривобоков, Л. М. Бабина. Восстановительное лечение детей, оперированных по поводу детского церебрального паралича, с применением курортных факторов. 2009.
  21. Булекбаева Ш. А., Байдарбекова А. К., Хамадиева А. Ф. Внедрение методики по улучшению акта жевания и глотания у детей с ДЦП. 2013.
  22. Valentin-Gudiol M., Mattern-Baxter K., Girabent-Farrés M. Беговые дорожки с частичной поддержкой массы тела у детей в возрасте до шести лет с риском задержки нейромотора. Cochrane Database of Systematic Reviews 2011.
  23. Рогов А. В. Тренажёры в реабилитации больных с ДЦП. 2013.
  24. Ryan J. M., Cassidy E. E., Noorduyn S. G., O’Connell N. E. Упражнения для взрослых и детей с церебральным параличом. Cochrane Database of Systematic Reviews 2015.
  25. Байдарбекова М. Ж., Артыкбаева А. К., Кенжебекова Н. С. Роботизированная кинезотерапия в условиях специализированного реабилитационного центра. 2011.
  26. Скурлатова И. С. Развитие двигательных функций у детей 3–5 лет с диагнозом ДЦП. 2007.
  27. Shin J. W., Song G. B. Эффекты упражнений на шею и туловище на верхней конечности у детей с церебральным параличом. 2016.
  28. Реабилитация. Обучение функциональной силе при церебральном параличе: экспериментальное исследование групповой схемы. 2008.
  29. Pediatr Rehabil Med. Влияние ортопедии голеностопного сустава на междоузлий туловища и нижней конечности. 2012.
  30. Физическая теория. Воздействие дыхательных упражнений на жизненную емкость и форсированный выдох. Объем у детей с церебральным параличом. 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): детский церебральный паралич, церебральный паралич, беговая дорожка, икроножная мышца, методика, ребенок, упражнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *