Интроверсии экстраверсии, что это?

Описание шкал Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка. Пояснение к рисунку «круг Айзенка»:

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа:

сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный),

холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный),

флегматик (сильный, уравновешенный, инертный),

меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Для интерпретации полученных результатов используется схема, приведенная в таблице, где воображаемая горизонтальная ось представляет собой шкалу «интроверсии — экстраверсии», а вертикальная ось — «шкалу нейротизма — стабильности».
В результате такого сопоставления получается, например, что эмоционально нестабильный экстраверт, т.е. человек, имеющий выраженные показатели по шкалам нейротизма и экстраверсии, соответствует холерику. Стабильный экстраверт, т.е. человек с выраженными показателями по шкалам стабильности и экстраверсии соответствует сангвинику. Человек с выраженными показателями по шкалам нейротизма и интроверсии соответствует меланхолику и человек с выраженными показателями по шкалам стабильности и интроверсии — флегматику.
Следует специально отметить, что четкие типы характера (или темперамента) определяются только, если человек имеет выраженные значения по обеим шкалам, т.е. и по шкале абсцисс, и по шкале ординат. Иными словами, четкие типы характера человека определяются, если его показатели находятся вблизи диагоналей соответствующих квадрантов. Во всех других случаях выявляется менее четкая картина. Например, если человек имеет выраженные значения по шкале нейротизма и слабо выраженные значения по шкале интровертности — экстравертности, мы можем делать выводы только о том, что такой человек примерно одинаково склонен к меланхолическим или холерическим реакциям. Если человек имеет выраженные, высокие показатели по шкале интроверсии и низкие показатели по шкале нейротизм — стабильность, можно делать выводы только о том, что он примерно одинаково склонен к проявлениям флегматичности и меланхолии.
Таблица 1. Схема сопоставления основных типов темперамента человека

Можно также представить эти же данные в таком виде:
• Меланхолик(нестабильный, интровертированный): легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий.
• Холерик(нестабильный, экстравертированный): активный, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный.
• Флегматик(стабильный, интровертированный): пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, управляющий, внушающий доверие, надежный, ровный, спокойный.
• Сангвиник(стабильный, экстравертированный): общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, беззаботный, инициативный.
Исходя из данных статистики в ходе интерпретации ответов тестирования испытуемые должны проводить некоторые систематические поправки к результатам, полученным после суммирования ответов по каждой из шкал. Эти поправки отражают внутреннюю склонность всех людей считать себя более стабильными и менее склонными к крайним проявлениям экстраверсии и интроверсии. Для коррекции этих тенденций часто смещают ответы на один, максимум два пункта от центра по оси «экстраверсии — интроверсии» и на такое же расстояние вверх по шкале «нейротизма — стабильности».
Исследования показывают, что выраженные интроверты (меланхолики и флегматики) более осторожны в действиях и суждениях, педантичны, точны и аккуратны при исполнении любой работы и, как следствие, люди с такими типами характера лучше приспособлены к монотонной работе. При этом стабильные интроверты (флегматики) лучше справляются с ответственностью, имеющей место, например при работе диспетчера или оператора.
Выраженные экстраверты (холерики и сангвиники) имеют тенденцию быть хорошими организаторами производства, бизнесменами, имеют предпочтения в областях деятельности, связанных с принятием решений, контактами с другими людьми, например в областях рекламы, связи с прессой и т.д.
В ходе определения и анализа типа собственного характера у человека естественно возникает вопрос, насколько стабильным является его характер и насколько его черты подвержены изменению.
Во-первых, следует сказать, что процедура определения типа характера (или по другой терминологии типа темперамента) обладает в какой-то мере вероятностными свойствами. Это означает, что результаты тестирования человека в определенной степени зависят от внешней ситуации и от внутреннего состояния человека. Конечно, при этом статистически в среднем каждый человек будет оставаться в пределах своего типа характера. Однако результаты нескольких тестирований могут попадать не в одну точку. Это значит, что в принципе человек способен хотя бы временно и ненамного, но изменять параметры своего характера, как бы сдвигаясь по плоскости. В практической жизни это отчасти отражается в выражениях типа «сегодня я был в форме», «идет полоса везения» или «сегодня был удачный день».
Другим важным моментом является то, что параметры характера в принципе управляемы. Управление может осуществляться как извне (это является одной из функций воспитания), так и изнутри, т.е. человек в определенной степени может сам направленно изменять черты своего характера. В этом случае активное начало связано с волевыми качествами личности. Роль воспитания в процессах формирования характера, по-видимому, следует понимать достаточно широко. Это не только направленное воздействие одной личности, личности воспитателя на другую личность, но и не направленное воздействие среды воспитания на личность человека.

В качестве иллюстрации, чисто умозрительно, в рамках умственного эксперимента, можно представить, насколько разным будет влияние среды на двух детей с одинаковым типом характера, но разной внешностью. Ясно, что более доброжелательное отношение окружающей среды (детей, родителей, других людей) в принципе, при прочих равных условиях помогает раскрытию и развитию положительных черт характера. Естественно, что при этом следует учитывать опасность избаловать ребенка, сделать его раздражающе эгоистичным и самолюбивым. Коррекция такой опасности, как известно, связана с направленным воспитанием.

Методика «Формула темперамента» Белов

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Цель:определить тип темперамента ребенка. Ход работы: Инструкция: «ребята, отметьте знаком «+» те качества личности, которыми вы обладаете, знаком «-» — те, которыми не обладаете». Свои ответы учащиеся заносят в бланк.

Если вы:
Неустойчивы, суетливы.
Невыдержанны, вспыльчивы
Нетерпеливы.
Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
Решительны и инициативны.
Упрямы.
Находчивы в споре.
Работаете рывками.
Склонны к риску.
Незлопамятны и необидчивы.
Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью.
Неуравновешенны, склонны к горячности.
Агрессивный забияка.
Нетерпеливы к недостаткам.
Обладаете выразительной речью.
Способны быстро действовать и решать.
Неустанно стремитесь к новому.
Обладаете резкими, порывистыми движениями
Настойчивы в достижении поставленной цели
Склонны к резким сменам настроения,
То вы-холерик
Если вы:
Веселы и жизнерадостны.
Энергичны и деловиты
Часто не доводите начатое дело до конца.
Склонны переоценивать себя.
Способны быстро схватить новое.
Неустойчивы в интересах и склонностях.
Легко переживаете неудачи и неприятности
Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
С увлечением беретесь за любое дело.
Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
Тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой.
Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми.
Выносливы и работоспособны.
Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке
Обладаете всегда бодрым настроением.
Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.
Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.
То вы-сангвиник.
Если вы:
Спокойны и хладнокровны.
Последовательны, обстоятельны в делах.
Осторожны и рассудительны.
Умеете ждать.
Молчаливы и не любите попусту болтать.
Сдержанны и терпеливы.
Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций.
Доводите начатое дело до конца.
Не растрачиваете попусту сил.
Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
Легко сдерживаете порывы.
Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
Не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
Постоянны в своих интересах.
Ровны в отношениях со всеми.
Инертны, малоподвижны, вялы.
Любите аккуратность во всем, порядок во всем.
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
Обладаете выдержкой.
То вы-флегматик.
Если вы:
Стеснительны, застенчивы.
Теряетесь в новой обстановке.
Не верите в свои силы
Затрудняетесь установить контакт с чужими людьми
Легко переносите одиночество.
Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
Склонны уходить в себя.
Быстро утомляетесь.
Обладаете слабой тихой речью, иногда до шепота.
Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
Впечатлительны до слезливости.
Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
Склонны к подозрительности, мнительности
Болезненно чувствительности и легко ранимы
Чрезмерно обидчивы.
Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
Малоактивны и робки.
Безропотно покорны.
Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
То вы-меланхолик.

Обработка результатов:
Количественный анализ
Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Данные по каждому ребенку заносятся в протокол (см. Приложение). Если количество положительных ответов составит 16 – 20, это значит, что у школьника ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи ему в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени.
Качественный анализ
Человек-сангвиник характеризуется высокой работоспособностью, быстротой и живостью движений. Стремится к частой смене впечатлений, общителен. Легко и быстро переживает неудачи. Школьники-сангвиники обычно имеют широкий круг интересов и увлечений, много друзей.
Людям-холерикамсвойственен высокий уровень психической активности, энергичности действий. Однако, их активность циклична: периоды бурной активности могут сменяться периодами депрессии. В отношениях с людьми нередко проявляют вспыльчивость, прямолинейность. Школьники-холерики отличаются быстротой реакций, устойчивой увлеченностью каким-либо делом. На уроках проявляют особенную активность, говорят быстро и горячо.
Флегматики характеризуются низким уровнем психической активности, медлительностью движений, невыразительностью мимики. Флегматику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Начатое дело они методично доводят до конца. Школьники-флегматики выделяются в классе замедленностью реакций, спокойным тоном. На уроках они делают все не спеша, обдуманно, медленно входят в работу.
Меланхолики — это люди с низким уровнем психической активности, невысоким пределом работоспособности, замедленностью движений и быстрой утомляемостью. Чувства и эмоциональные переживания при слабом внешнем выражении отличаются у меланхоликов глубиной и устойчивостью. Это, обычно, очень впечатлительные дети, требующие бережного отношения к себе.

Источник: Пакет психодиагностических методик /под ред. В.г. Асеева.

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

Автор методики: Русалов В.М.

Цель: Предназначен для диагностики эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, темпа (скорости), эмоциональности, социальной эмоциональности.

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

Опросник ОСТ

Сложности характера при интроверсии

Интроверсия – это данная человеку с рождения особенность психических процессов, характеризующаяся их направленностью исключительно на внутренний мир. Это состояние не является патологией или нарушением, но подробное рассмотрение отдельных черт личности интроверта позволит не только ему самому разобраться в собственном внутреннем мире, но и приблизиться к пониманию последнего посторонними.

Появление термина

Современного человека уже не удивишь сложными терминами, в том числе и медицинскими. Но мало кто знает, что впервые понятие интроверсии, а также ее противоположности – экстраверсии, ввел известный специалист в области психологии Карл Юнг. Еще меньшему количеству читателей знакома точная характеристика этого понятия.

Школа швейцарского профессора Юнга, которая впоследствии получила название аналитической психологии, определяет интроверсию и экстраверсию как два способа организации взаимодействия человека с окружающей их действительностью. Это своеобразная шкала, на противоположных концах которой находятся рассматриваемые понятия.

Отличия психологических состояний

Чтобы лучше разобраться, чем отличается интроверсия от своей противоположности, приведем главные особенности упомянутых психических состояний. Для удобства изложения они сгруппированы в таблицу.

Интроверсия Экстраверсия
Интроверт по определению не может делиться своей внутренней энергией с окружающими. Его шкала ценностей опирается не на внешние факторы, а на их внутреннее отражение. Внутренние психические процессы экстраверта в подавляющем большинстве случаев направлены вовне, они воздействуют на внешние процессы.
Интроверсия – постоянное размышление. Школа психологии Юнга не исключает периодического влияния внешних факторов на мировоззрение интровертов, но все они проходят через внутреннее «сито» человека, приобретая субъективные черты. Экстраверсия характеризуется неуемной потребностью получения дополнительных внешних сведений. Именно на их основе они строят дальнейшую деятельность.
Люди с такой особенностью психики, прежде чем предпринять то или иное действие, тщательно обдумывают все варианты, а сделав что-либо – сомневаются в правильности своих действий. Люди-экстраверты постоянно находятся в движении, работе. Они отличаются практичностью и очень энергичны.

Обратите внимание! Основные постулаты, о которых говорит школа психологии Карла Юнга, описывающая интроверсию и экстраверсию, перекликаются с принципами восточной философии – Инь и Ян. Оба этих начала присутствуют в человеке, но преобладает либо то, либо другое.

Черты характера

Если вы уже знакомы с экстравертами, то для вас не секрет, что интроверсия – это состояние, противоположное первому. Человек-интроверт отличается такими чертами характера как необщительность, недоверчивость, неразговорчивость и отсутствие умения приспосабливаться. Нужно отметить, что такие особенности психики личности тяжелы не только для окружающих, но и для него самого.

В подавляющем большинстве случаев окружающим тяжело понять внутренний мир интроверта. Многим кажется, что такие люди высокомерны и чрезмерно холодны. Однако, школа аналитической психологии утверждает, что на самом деле эти личности обладают излишней уязвимостью и застенчивостью.

Иногда подобный конфликт приводит к серьезным внутренним проблемам. Тщательно скрываемые черты характера постепенно погружаются внутрь сознания, переходя в область бессознательного. А уже там они обретают невиданное влияние на поведение человека. Это состояние может перетечь в глубокую интроверсию – чрезмерное сосредоточение на внутренних проблемах, не предполагающее активной деятельности, направленной на тот или иной объект.

Плюсы и минусы

Интроверсия, как и любое другое естественное психологическое состояние личности, имеет как положительные, так и отрицательные качества.

К сильным сторонам личности интровертов справедливо можно отнести:

  • Способность медленно, но верно уловить суть любого проблемного вопроса;
  • Возможность сосредоточится на решении главной задачи, абстрагировавшись от несущественной и не несущей смысловой нагрузки информации;
  • Интроверт может найти нестандартный подход к решению нетривиальной проблемы;
  • Такие люди очень крепко привязываются к своим близким.

Но эти же черты характера вызывают и множеством проблем:

  • Интроверсия является препятствием для выражения приходящих на ум человеку мыслей, чувств и идей;
  • Эти люди, даже испытывая сильную привязанность, не могут ее адекватно выразить, что часто приводит к непониманию их даже близкими родственниками;
  • Так как интроверты часто действуют руководствуясь своими внутренними убеждениями, мотивы их поступков часто непонятны окружающим. Их шкала ценностей отличается от той, которой измеряют свои поступки и мысли экстраверты.

Школа психологии Карла Юнга, введя рассматриваемую здесь классификацию на экстравертов и интравертов, во время дальнейших исследований пришла к пониманию недостаточности такой терминологии и ввела дополнительно понятие психических функций. В зависимости от их преобладания в поведении человека, последний отдает предпочтение тем или иным видам занятий.

Методика определения

Интроверсия, как и ее антагонизм, экстраверсия – понятия биполярные. Но это не значит, что «измерительная шкала» содержит только две крайние отметки. Каждый человек находится в некотором промежутке между этими полюсами, склоняясь или к одному, или к другому.

Вопросом определения принадлежности личности к тому или иному типу психических процессов занялся британский психолог немецкого происхождения Ганс Юрген Айзенк. Его школа психологии – биологическая – разработала популярный тест, с помощью которого можно определить не только интровертные и экстравертные наклонности психики, но и понять, какой тип темперамента присущ тестируемому.

Особенностью опросника британского профессора является наличие сразу двух перечней вопросов: для определения экстра- и интроверсии. Их можно применять одновременно и раздельно (с некоторым промежутком времени). В последнем случае достоверность исследования повышается.

Помимо этого, ученым введены вопросы, позволяющие выявить ложь, то есть оценить искренность тестируемого и его желание казаться не таким, какой он есть на самом деле.

Определив результат по специальной таблице, его нужно занести в так называемый Круг Айзенка. Эта шкала позволяет определить не только тяготение человека к тому или иному полюсу, но и выяснить его принадлежность к сангвиникам, флегматикам, меланхоликам и холерикам.

Опытные психологи на основе результатов тестирования пишут собственные заключения. В них могут быть указаны индивидуальные особенности человека, прошедшего тест, тип его темперамента и другие параметры. Также даются рекомендации по самостоятельной психокоррекции.

Интроверсия – это особенность психологического состояния личности, своя шкала оценки внешних и внутренних ощущений. Такое состояние присуще около трети всех людей. Понимание внутренних процессов, происходящих в мозгу интровертов, позволит им не замыкаться полностью на своем внутреннем мире и более органично вписаться в социальные отношения.

Интроверсия

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике. Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт. Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное. Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку. Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.

Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность. У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют. Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире. Эти люди являются расточителями энергии. Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает. И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание. Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции. То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе. Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я». Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности. Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей. Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик. К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность личности развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами. И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку. Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь. Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость. Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы. Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Существует большое количество различных классификаций типов личности. Одну из самых первых и популярных типологий личности разработал видный исследователь типов личности психолог Ганс Айзенк.
Айзенк использовал для сбора данных о людях самые разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, психологические тесты. В 1952 году, в результате осмысления и обработки полученных данных, учитывая идеи Карла Юнга и других теоретиков личности, он предложил два основных полярных диапазонных измерений личности: интроверсия – экстраверсия и невротизм – стабильность.
Интроверсия – это один из экстремумов диапазона интроверсия — экстраверсия, характеризующийся сдержанностью, самоконтролем и склонностью к самоанализу. Это такой параметр личности, который говорит о ее погруженности в свой внутренний мир. Экстраверсия – это другой экстремум диапазона интроверсия — экстраверсия, отражающий общительность и направленность личности на окружающую среду. Стабильность является экстремумом диапазона невротизм – стабильность и подразумевает постоянство поведения личности, ее тенденцию к спокойствию и контролируемости. Невротизм – это другой экстремум этого диапазона, характеризующий изменчивость поведения личности, ее тенденции к тревоге и депрессии.
Комбинируя попарно эти независимые параметры личности, Айзенк получил следующие основные четыре типа личности:
• интроверт стабильный – личность, характеризующаяся спокойствием, уравновешенностью, надежностью, контролируемостью, миролюбивостью, внимательностью, заботливостью,
• интроверт невротичный – личность, имеющая качества тревожности, пессимизма, замкнутости,
• экстраверт стабильный – личность, отличающаяся отзывчивостью, дружелюбием, общительностью, веселостью, разговорчивостью,
• экстраверт невротичный – личность легко возбудимая, агрессивная, импульсивная, ранимая, беспокойная.
На основании предложенной Айзенком типологии личности им же сформулированы характеристики четырех типов темперамента: флегматика, меланхолика, сангвиника и холерика. Темпераментом обычно называются врожденные особенности человека, определяющие характер его психики – степень уравновешенности и эмоциональной подвижности, возможность приспособляемости к окружающему миру.
Флегматик (интроверт стабильный) – это невозмутимый и уверенный человек, которого очень сложно вывести из себя. Говорит по делу, не терпит пустословия. Предлагает новую идею после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Способен работать равномерно, долго и в неблагоприятных условиях.
Меланхолик (интроверт невротический) – этот тип темперамента присущ людям нерешительным и неуверенным. Меланхолик пассивен и обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Для эффективной работы меланхолика в организации ему необходимо создать определенные условия, заключающиеся в четкой регламентации деятельности в системе моральной и материальной поддержки.
Сангвиник (экстраверт стабильный) – такой тип темперамента склонен к лидерству. Он хорошо владеет собой, уравновешен и подвижен. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувства юмора. Наиболее эффективно может работать в том случае, когда задание для него является интересным вызовом.
Холерик (экстраверт невротический) – это темперамент вспыльчивого и безудержного человека. Он подвижен, инициативен, самоуверен. Столкнувшись с неудачей, он или лихорадочно действует, или впадает в апатию. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Исключив однообразие выполняемой холериком работы можно получить положительный эффект от его деятельности.

Психология — примеры тестов, вопросы из которых могут попадаться во время тестирования в Синергии с ответами

1.Ситуативные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску,- это…
1)воля
2)аффект
3)чувства
4)эмоции +
2. Вид памяти, сохраняющей информацию на время решения конкретной задачи (набора телефонного номера и пр.),- это…память
1)оперативная
2)кратковременная +
3)долговременная
4)коническая
3. …относится к психическим свойствам личности
1)Темперамент +
2)Направленность +
3)Воля
4)Характер +
5)Мышление
4. Тип темперамента, обнаруживающийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности,-…
1)флегматик
2)сангвиник +
3)холерик
4)меланхолик
5. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью,-…
1)флегматик
2)холерик
3)меланхолик
4)сангвиник +
6. Воля является…
1)психическим состоянием
2)неосознаваемым процессом
3)психическим свойством личности
4)психическим процессом +
7. Психические явления, обеспечивающие переработку поступающей из окружающего мира информации, -это…
1)познавательные процессы +
2)психические свойства личности
3)волевые процессы
4)эмоциональные процессы
8. Ощущения — это чувственное отражение…
1)объективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений +
2)объективной реальности в виде целостных образов
3)субъективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
4)объективной реальности в виде целостных образов
9. К функциям воображения относится…
1)образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека и формирование внутреннего плана действий +
2)регулирование эмоциональных состояний
3)произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
4)формирование внутреннего плана действий
5)образное представление действительности
10. Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется…
1)перцептивной
2)коммуникативной
3)интерактивной +
11. Период переосмысления основных жизненных ценностей, их присвоения и ранжирования в собственной системе, или второй этап рождения личности, протекает в возрасте…
1)от 12 до 18 лет, но может продолжаться в течении жизни +
2)от 7 до 18 лет
3)от 7 до 15 лет
4)от 18 до 50 лет
12. Акцентирование, типизация, агглютинация, аналогия-это приемы…
1)воображения +
2)памяти
3)мышления
4)внимания
13. К психическим процессам относится…
1)направленность
2)ощущения +
3)восприятие +
4)темперамент
14. Способность анализатора, помогающая подстраивать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя, -это…
1)синестезия
2)тренируемость
3)инерция
4)адаптация +
15. Группа, в которой выстраиваются эмоциональные отношения, но совместная деятельность направлена на удовлетворение личных интересов, называется…
1)корпорацией
2)командой +
3)ассоциацией
4)диффузной
16. Пределом функционирования группы как целого является группа численностью… +/-2 человека
1)14
2)7
3)21 +
4)38
17. Наилучшим образом запоминается фрагмент текста, расположенный…
1)в середине
2)вначале
3)рядом с иллюстрацией +
4)в конце
18. Человек как представитель биологического вида (как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности) называется…
1)индивидом +
2)личностью
3)индивидуальностью
4)субъектом деятельности
19. Способ выполнения действий, закрепившийся в процессе регулярного воспроизведения и в результате превратившийся в автоматизм, -это…
1)операция
2)инстинкт
3)навык +
4)умение
20. Речь развивается…
1)вслед за развитием мышления +
2)независимо от мышления
3)вместе с мышлением, стимулирую его развитие
21. Среди свойств личности… зависит от воспитания и условий социальной среды
1)темперамент
2)направленность +
3)характер +
4)способности +
22. Мыслительная операция, направленная на выделение элементов, составляющих целей предмет или явление, -это…
1)обобщение
2)синтез
3)анализ +
4)сравнение
23. Сплоченность группы -это…
1)нейтральное явление, само по себе не влияющее на продуктивность группы
2)неоднозначное явление, т.к. она положительно влияет на психологический климат и мотивацию членов группы, но нередко препятствует самовыражению неординарных личностей +
3)отрицательное явление, т.к. всегда препятствует самовыражению личности
4)во всех отношениях положительное явление
24. Свойство восприятия, объединяющее поступившие сигналы в единый образ, если они сопутствуют друг другу во времени и пространстве, называется…
1)целостностью +
2)константностью
3)категориальностью
4)осмысленностью
25. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь одного из партнеров без учета реакции адресата, называется…
1)манипулятивным
2)деловым
3)императивным +
4)игровым
26. Стремительные, бурно протекающие эмоциональные процессы –это…
1)фрустрация
2)чувства
3)стресс
4)аффект +
27. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий, – это
Влечение
Притязание
Направленность +
Потребность
28. Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется..
Перцептивной +
Коммуникативной
Интерактивной
29. Примером направленности внимая является
Оптимизм
Художественный образ +
Экстраверсия
Интроверсия
30. Период первичного усвоения системы основных социальных норм и жизненных ценностей, или первый этап рождения личности, протекает…
В среднем и старшем школьном возрасте
В возрасте от 2 до 5 лет
В возрасте от рождения до 7 лет +
В возрасте от 7 до 18 лет
31. Максимальная численность малой группы составляет…
25-40 человек +
7+/-2 человека
10-15 человек
50-60 человек
32. Наилучшим образом запоминается фрагмент текста, расположенный …
Вначале
В середине
В конце
Рядом с иллюстрацией +
33. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей, называется…
Направленностью
Чувствами +
Эмоциями
Волей
34. Психические явления, устойчиво отображающиеся в принятии решений и поведении, называются..
Психическими состояниями
Неосозноваемыми психическими процессами
Психическими свойствами личности +
Психическими процессами
35. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события – это
Меланхолик +
Холерик
Сангвиник
Флегматик
36. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются..
Способностями +
Характером
Темпераментом
Направленностью
37. Мыслительная операция, направленная на объединение частей или свойств в единое целое – это..
Сравнение
Анализ
Синтез +
Обобщение
38. Среди свойств внимания воспитанию и развитию труднее поддается
Распределение
Концентрация +
Устойчивость
Рассеянность
Переключаемость +
Объем
39. Направленная сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах – это
Представление
Ощущения
Воображение
Внимание +
40. Творческое воображение является основой … мышления
Аналитического
Репродуктивного
Продуктивного
Пространственного +
41. Процесс освоения социальных и культурных норм, ценностей, присущих человеческому обществу, в результате которого индивид становится личностью, называется…
Социализацией +
Интериоризацией
Адаптацией
Самоактулизацией
42. Психические явления, придающие своеобразие протеканию психических процессов – это …
Психические свойства личности
Психические процессы
Волевые процессы
Психические состояния +
43. Свойство восприятия, объединяющее поступившие сигналы в единый образ, если они сопутствуют друг другу во времени и пространстве, называется
Целостностью +
Категориальностью
Осмысленностью
Константностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *