Иллюзии восприятия в психологии

Текст книги «Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты»

20. Основные свойства и виды восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза начиная с первого года жизни ребенка.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания – в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до сознания человека структуру предмета или явления, с которым он столкнулся в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься человеком по-прежнему как большой объект, несмотря на то что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда он стоит возле него.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если человеку предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия он постарается найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, человек тем не менее безошибочно разбирает родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичная картина характерна и для эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Восприятие как психический познавательный процесс обладает и таким свойством, как активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании наблюдателя.

Таким образом, можно полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой человеческого сознания.

Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Рис. 8. Классификация основных видов восприятия

Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

21. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на человека, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, то можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются не замеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия – детализирующим, или аналитическим, – наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направлено их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность заключается в умении подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-то мало заметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Существуют также различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии человек не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение – это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важны его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2–4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К 5–6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Весьма интересен вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком. Прежде всего ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

22. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый предмет человек видит не один раз, и каждый раз у него формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда он вызывает в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения и в этом отношении они сходны с понятиями. Следовательно, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Следующая функция представлений – настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды и обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.

Иллюзия

Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.

Что такое иллюзия

В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.

Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.

В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.

В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.

Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.

При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.

Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.

Виды иллюзий

Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.

Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.

Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.

Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».

И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.

Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.

Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.

Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

bp21

(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)

(Продолжение. Начало , и )

«Мир не такой, каким кажется.»
(Духовная мудрость)

Эта тема совсем простая. Она о том, что наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется иллюзии восприятия. Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.

В контексте вышесказанного, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий — те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.

Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся. Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты…

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Оптические иллюзии — это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Ниже указаны некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками.

1. Иллюзии восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.

А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.

Б). Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее? Кажется, что правая. Нет, они одной длины.

В). Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

2. Искажения геометрии фигур. Они связаны с тем, что параллельные прямые кажутся не параллельными, а ровные геометрические фигуры выглядят кривыми.

А). Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. На самом деле они параллельны.

Б). Иллюзия изогнутых квадратов. Узор как бы изгибается во внутрь. На самом деле квадраты ровные.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

3. Иллюзии цвета и контраста. Они связаны с тем, что на разном фоне и при разном контрасте происходит искажение правильности восприятия цветов.

А). Иллюзия множества цветовых оттенков. Сколько на картинке ниже цветовых оттенков, не считая белого? Кажется, что четыре. На самом деле, всего два — розовый и зеленый. Темно зеленые и темно розовые таковыми только кажутся.

Сколько цветов на картинке? Видите три цвета — розовый, салатовый и серый? На самом деле их тут только два. Никакого серого цвета здесь нет.

Б). Иллюзия бегающих цветных пятен. Необходимо смотреть не отрываясь на крестик. И вскоре увидите как минимум бегающее зелёное пятно. На самом деле ничего зелёного тут нет.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

4. Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.

А). Иллюзия вращения кругов. Если смотреть на картинку, то складывается ощущение, что круги вращаются, хотя на самом деле изображение статично, это не анимация. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то вращение останавливается.

Б). Иллюзия волн. На самом деле элементы узора статичны. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то «волны» останавливаются.

В). Иллюзия движения по коридору. На самом деле элементы узора статичны. Если сосредоточить взгляд в центр картинки, то через некоторое время движение останавливается.

Г). Иллюзия кручения кругов. Нужно смотреть на черную точку в центре и удалять или приближать глаза к рисунку. Тогда видно, что круги вращаются, причем в разные стороны.

Д). Иллюзия волны из центра. Если сосредоточить взгляд в центре картинки, то заметны движении волн. Эффект усиливается при удалении и приближении глаз к рисунку.

Е). Иллюзия расширения кругов. Если сосредоточить взгляд в центре картинки и двигать головой взад-вперед, то заметны расширения и сужения кругов, а также изменение цветовых вариаций.

Ж). Фрактальная пульсирующая иллюзия. Если рассматривать картинку, то заметны пульсирующие изменения в ее форме.

З). Иллюзия движения в разные стороны. Если смотреть на картинку, то видно, как центральная фигура движется влево, а нижняя вправо.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

5. Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.

А). Иллюзия Ястрова. Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Можно увидеть и то, и другое.

Б). Иллюзия молодой девушки или грустной старухи. Вы видите кого?

В). Иллюзия книга или женская грудь, прикрытая платьем. Вы видите кого?

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

6. Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот. Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

7. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Они связаны с тем, что на фоне разных объектов и фигур создается впечатление наличия несуществующих фигур. Классический пример — треугольник Каниша. Равностороннего белого треугольника на самом деле нет. Он только кажется.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

8. Иллюзии восприятия глубины. Они связаны с тем, что при разной фокусировке взгляда поверхность выглядит то выпуклой, то вогнутой. Например, на картинке ниже рабочие выглядят на фоне неба как работающие на крыше, а на фоне земли как работающие на полу. На самом деле поверхность одна и та же на всем протяжении.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

9. Иллюзии невозможной фигуры. Связаны с расположением линий, которые не создают геометрическую фигуру или рисунок объекта, но мозг воспринимает их именно такими. Речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но при детальном рассмотрении делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия. При этом трудно уловим признак, который позволил бы определить, что является фоном, а что – фигурой.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

10. Иллюзии перевёрнутой картинки. Связаны с распознаванием различных образов в зависимости от пространственной проекции объекта. Внизу голова французского солдата и, при переворачивании, лошади.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

11. Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

12. Парейдолические иллюзии. Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. В частности, в дыме, идущем из горящего здания Центра международной торговли (США, 2001), некоторые журналисты увидели лицо дьявола. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

13. Иллюзия следящего взгляда. Есть картины лиц, с какой бы стороны человек не рассматривал их, нарисованные персонажи будут смотреть ему прямо в глаза.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

14. Иллюзии распознания образов. Возникают при условии, если есть подсказка или известно, что нарисовано. Тогда распознать образ относительно легко. Если не знать, что изображено, то увидеть рисунок образа практически невозможно. Например, ниже на картине берега озера можно просмотреть огромных размеров младенца.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

15. Эффект последействия. Связан с запечатлением на сетчатке глаза определенного образа и переноса его при взгляде на иной объект, либо связанное с этим изменение восприятия другого объекта. Картинки на эту тему можно посмотреть

Что интересно, такого рода ошибочные зрительные впечатления характерны для большинства людей, что говорит об одинаковости механизма восприятия у человека. Тот факт, что огромное число людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о том, что в системе координат человеческого восприятия мира наше зрение в целом дает относительно точные сведения о предметах нашего мира. Хотя, конечно, об абсолютной точности здесь речь не идет. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, свидетельствует о субъективности многих наших зрительных ощущений и об их относительности.

Говоря о причинах зрительных иллюзий, следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе, к примеру сетчатка глаза или рефлексы нервов. («Иллюзии зрения»)

Прочие иллюзии и эффекты..

Существуют и другие виды иллюзий, не только зрительные (оптические).

Примером иллюзии восприятия пространства может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Сидя в вагоне поезда, всем знакомо ощущение начала движения стоящего соседнего железнодорожного состава, в то время как в действительности это поехал поезд, в котором сидит сам наблюдатель. Лишь перевод взгляда на землю или другие окружающие предметы приводит к осознанию того, кто на самом деле движется.

Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например, приписывание голоса кукле, а не артисту. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Вкусовые иллюзии основаны на эффекте контраста, когда вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Контрастная температурная иллюзия: после холодного теплое воспринимается как горячее. Иллюзия веса : из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший предмет кажется тяжелее. Также холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Описание некоторых других иллюзий приводится .

Ниже видеоролик научно-популярного фильма «Большой скачок. Иллюзии» (26 мин.). В нем популярно рассказывается об иллюзиях восприятия, механизмах их проявления и научном изучении.

Еще один видеоролик — «Иллюзия вращения» (2 мин.). В нем вращается силуэт женщины и кошки. В какую сторону? По часовой стрелке или против? Каждый будет видеть по своему. Более того, даже у одного и того же человека восприятие направления вращения через некоторое время может поменяться.

Много ценной и интересной информации на озвученную тему содержится в научно-популярном фильме BBC «Испытайте свой мозг. Вы не поверите» (его можно скачать в интернете). (Это видео дается по наводке жж-френда spartak_gomel, за что спасибо ему!)

Таким образом, даже в границах чувствительных для человека диапазонов восприятия об объективности картины мира, строящейся в нашем мозгу, говорить не приходится. Слишком много субъективного и иллюзорного.

PS. Кстати, забегая вперед, вернитесь к картинкам иллюзии вращения кругов. Сосредоточьте взгляд в центре и попытайтесь охватить зрением всю картинку сразу, а не ее отдельную точку или фрагмент. Задержитесь на этом сосредоточении. Вы скоро заметите, что вращение прекратилось. При этом попытайтесь войти в состояние безмыслия, так называемой прострации. Это и есть состояние медитации. Такого рода картинки являются прекрасным тренажером для развития навыком удержания медитативного состояния и пребывания в нем.

(Продолжение следует)

Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

Ниже для любознательных даны ссылки на страницы с картинками и более подробной информацией об иллюзиях восприятия:

  • Зрительные иллюзии и феномены
  • Иллюзии восприятия
  • Иллюзия восприятия
  • Обман зрения — 44 картинки с пояснением (+ видео)
  • Самые интересные оптические иллюзии
  • Фото иллюзии или обман зрения
  • Эффект перцептивной готовности
  • Оптическая иллюзия — Википедия
  • Иллюзия Луны — Википедия

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/103607.html)

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Слуховые обманы

Продолжаем тему слуховых иллюзий. Приводим отрывки из «библии начинающего физика» — книги «Занимательная физика» Я.И.Перельмана

Несмотря на то, что книга вышла в свет в прошлом столетии (лично я познакомился с ней, когда мне было 15 лет.), и, что многие вещи вам уже известны из школы («Медведы интернета» назовут это «баяном»), тем не менее, надеюсь, будет интересно почитать.

Если мы почему-либо вообразили, что источник легкого шума находится не вблизи нас, а значительно дальше, то звук покажется нам гораздо громче. Подобные иллюзии слуха случаются с памп довольно часто; мы только не всегда обращаем на них внимание.

Вот любопытный случай, который описал в своей «Психологии» американский ученый Вильям Джемс:

«Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился.

Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу!… При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию».

«Чудеса чревовещания»

«Если кто-нибудь ходит по гребню крыши,— пишет проф. Гампсон,— то голос его внутри дома производит впечатление слабого шепота. По море того как он удаляется к краю здания, шепот все слабеет. Если мы сидим в какой-нибудь комнате дома, то наше ухо ничего не может нам сказать относительно направления звука и расстояния говорящего лица. Но по изменению голоса наш разум выведет заключение, что говорящее лицо удаляется от нас. Если же самый голос скажет нам, что обладатель его движется по крыше, то мы легко поверим этому заявлению. Если бы, наконец, кто-либо стал разговаривать с этим лицом, будто бы находящимся снаружи, и получал осмысленные ответы, то иллюзия получалась бы полная.

Таковы условия, при которых действует чревовещатель. Когда очередь говорить доходит до человека на крыше, чревовещатель слабо бормочет; когда же очередь доходит до него, он говорит полным, чистым голосом, чтобы оттенить контраст с другим голосом. Содержание его замечаний и ответов его мнимого собеседника усиливает иллюзию. Единственным слабым пунктом в этом обмане могло бы оказаться то обстоятельство, что мнимый голос лица, находящегося снаружи, фактически исходит от человека на сцене, т. е. имеет ложное направление.

Следует еще заметить, что название чревовещатель является неподходящим. Чревовещатель должен скрывать от своих слушателей тот факт, что, когда очередь доходит до мнимого партнера, он в действительности говорит сам. Для этой цепи он пользуется различными уловками. При помощи всякого рода жестов он старается отвлечь внимание слушателей от себя. Склоняясь набок и держа руку у уха, как будто прислушиваясь, он стремится по возможности спрятать свои губы. Когда он не может спрятать своего лица, то старается делать лишь самые необходимые движения губами. Этому помогает то обстоятельство, что часто требуется лишь неясный, слабый шепот. Движения губ скрываются так хорошо, что некоторые люди думают, будто голос артиста выходит откуда-то из глубины его тела,— отсюда название: чревовещатель».

Итак, мнимые чудеса чревовещания всецело основаны лишь на том, что мы не в состоянии в точности определять ни направление звука, ни расстояние до звучащего тела. В обычной обстановке мы достигаем этого лишь приблизительно; но достаточно поставить нас в не совсем обычные условия восприятия звука — и мы уже поддаемся самым грубым ошибкам в определении источника звука. Наблюдая сам чревовещателя, я не мог преодолеть иллюзии, хотя хорошо понимал, в чем здесь дело.

Курьезы слуха

Когда мы грызем твердый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного» шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?

Дело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей. Кости черепа, как и вообще твердые, упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как легкий шум; но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твердые кости черепа Вот еще опыт из той же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары — так усилится тиканье часов.

Бетховен, оглохнув, слушал, говорят, игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец который он держал у зубов. Точно так же те глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.

Где стрекочет кузнечик?

Очень часто мы ошибочно определяем не расстояние, а направление, в каком находится звучащий предмет.

Уши наши довольно хорошо различают, раздался ли звук выстрела справа или слева от нас.

Но они зачастую бессильны определить положение источника звука, если он находится прямо впереди или позади нас: выстрел, произведенный впереди, нередко слышится как донесшийся сзади.

Мы способны в таких случаях отличать лишь — по силе звука — отдаленный выстрел от близкого.

Вот опыт, который может нас многому научить. Посадите кого-нибудь посреди комнаты с завязанными глазами и попросите его сидеть спокойно, не поворачивая головы, Затем,, взяв в руки две монеты, ударяйте ими одну о другую, оставаясь все время в той отвесной плоскости, которая рассекает голову вашего гостя пополам, между его глазами. Пусть испытуемый попробует угадать место, где щелкнули монеты. Результат получается прямо невероятный: звук произведен в одном углу комнаты, а испытуемый указывает на совершенно противоположную точку!

Если вы отойдете от упомянутой плоскости симметрии головы в сторону, ошибки будут уже не так грубы. Это и понятно: теперь звук в ближайшем ухе вашего гостя слышен немного раньше и громче; благодаря этому испытуемый может определить, откуда исходит звук.

Этот опыт объ ясняет, между прочим, почему так трудно заметить стрекочущего в траве кузнечика. Резкий звук раздается в двух шагах от вас, справа от дорожки. Вы смотрите туда, но ничего не видите; звук доносится уже слева. Поворачиваете голову туд а, но звук уже до носится из какого-нибудь третьего места. Чем быстрее поворачиваетесь вы в сторону стрекочущего звука, тем проворнее совершаются эти прыжки невидимого музыканта. На самом деле, однако, насекомое сидит на одном месте; его изумительные прыжки — плод вашего воображения, следствие обм ана слуха. Ошибка ваша в том, что вы поворачиваете голову, по мещ ая ее при этом как раз так, что кузнечик находится в плоскости симметрии вашей го ловы. При этом условии, как мы зн аем, легко ошибиться в направлении звука: стрекотание кузнечика раздается впереди вас, но вы по ошибке относите его в противоположную сторону.

Отсюда практический вывод: если хотите определить, откуда доносится звук кузнечика, пение кукушки и тому подобные отдаленные звуки, не поворачивайте лица на звук, а, напротив, отворачивайте его в сторону. Впрочем, мы это и делаем, когда, как говорится, «настораживаемся».

Жужжание насекомых

Почему насекомые часто издают жужжащие звуки? В большинстве случаев у них вовсе не имеется для этого никаких особых, органов; жужжание, слышимое только при полете, обусловлено просто тем, что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Крылышко — это колеблющаяся пластинка, а мы знаем, что всякая достаточно часто (чаще 16 раз в секунду) колеблющаяся пластинка порождает тон определенной высоты.

Теперь вы поймете, каким образом удалось узнать, сколько именно взмахов делает в секунду при полете то или иное насекомое. Для этого достаточно лишь определить по слуху высоту издаваемого насекомым тона, потому что каждому тону отвечает своя частота колебаний. С помощью «лупы времени» удалось установить, что частота взмахов крыльев у каждого насекомого почти неизменна; регулируя полет, насекомое изменяет лишь величину взмаха («амплитуду» колебаний) и наклон крыльев: число взмахов в секунду увеличивается лишь под влиянием холода. Вот почему и тон, издаваемый насекомым при полете, остается неизменным…

Найдено, например, что комнатная муха (издающая при полете тон F ) делает в секунду 352 взмаха крылышками. Шмель взмахивает 220 раз в секунду. Пчела, издающая тон А, взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз (тон В), когда летит нагруженная медом. Жуки, порождающие при полете более низкие тона, движут крыльями менее проворно. Напротив, комар делает крылышками 500—600 колебаний в секунду. Для сравнения заметим, что пропеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в секунду.

Эхо со дна моря

Долгое время человек не извлекал из эхо никакой пользы, пока не придуман был способ измерять с помощью его глубину морей и океанов. Изобретение это зародилось случайно. В 1912 г . затонул почти со всеми пассажирами огромный океанский пароход «Титаник»,— затонул от случайного столкновения с большой льдиной. Чтобы предупредить подобные катастрофы, пытались в туман или в ночное время пользоваться эхом для обнаружения присутствия ледяной преграды впереди судна. Способ на практике себя не оправдал, «зато натолкнул на другую мысль: измерять глубину морей с помощью отражения звука от морского дна. Мысль оказалась очень удачной.

На рис. вы видите схему установки. У одного борта корабля помещается в трюме, близ днища, патрон, порождающий при зажигании резкий звук. Звуковые волны несутся сквозь водную толщу, достигают дна моря, отражаются и бегут обратно, неся с собой эхо. Оно улавливается чувствительным прибором, установленным, как и патрон, у днища корабля. Точные часы измеряют промежуток времени между возникновением звука и приходом эхо. Зная скорость звука в воде, легко вычислить расстояние до отражающей преграды, т. о. определить глубину моря или океана.

Эхолот, как назвали эту установку, совершил настоящий переворот в практике измерения морских глубин. Пользование глубомерами прежних систем возможно было лишь с неподвижного судна и требовало много времени. Лотлинь приходится спускать с колеса, на котором он намотан, довольно медленно ( 150 м в минуту); почти так же медленно производится и обратный подъем. Измерение глубины в 3 км этим способом отнимает 3/4 часа. С помощью эхолота то же измерение можно произвести в несколько секунд, на полном ходу корабля, получая при этом результат, несравненно более надежный и точный. Ошибка в этих измерениях не превосходит четверти метра (для чего промежутки времени определяются с точностью до 3000-й доли секунды).

Если точное измерение больших глубин имеет важное значение для науки океанографии, то возможность быстро, надежно и точно определять глубину в мелких местах является существенным подспорьем в мореплавании, обеспечивая его безопасность: благодаря эхолоту судно может смело и быстрым ходом приближаться к берегу.

В современных эхолотах применяются не обычные звуки, а чрезвычайно интенсивные «ультразвуки», неслышимые человеческим ухом, с частотой порядка нескольких миллионов колебаний в секунду. Такие звуки создаются колебаниями кварцевой пластинки (пьезокварца), помещенной в быстропеременное электрическое поле.

Звуки в театральном зале

Кто много раз посещал различные театры и концертные залы, тому хорошо известно, что в смысле слышимости залы бывают с хорошей акустикой и с плохой акустикой; в одних помещениях голоса артистов и звуки музыкальных инструментов внятно слышны на далеком расстоянии, в других — звуки даже вблизи воспринимаются неотчетливо. Причина этого явления очень хорошо изложена в книге американского физика Вуда: «Звуковые волны и их применения»).

«Любой звук, произведенный в здании, довольно долго раздается по окончании звучания источника; вследствие многократных отражений он несколько раз обходит кругом здания,— а тем временем раздаются другие звуки, и слушатель часто не в состоянии уловить их в надлежащем порядке, и в них разобраться. Так, например, если звук длится 3 секунды и оратор говорит со скоростью трех слогов в секунду, то звуковые волны, соответствующие 9 слогам, будут двигаться по комнате все вместе и создадут полную неразбериху и шум, из-за которого слушатель не сможет понимать оратора.

Оказавшемуся в таких условиях оратору остается говорить очень разборчиво и не слишком громко. Но обычно ораторы, как раз наоборот, стараются говорить громко и этим только усиливают шум».

Еще не так давно сооружение театра с хорошей акустикой считалось делом счастливой случайности. В настоящее время найдены приемы успешной борьбы с нежелательной длительностью звука (называемой «реверберацией»), которая портит слышимость. В этой книге не место входить в подробности, интересные только для архитекторов. Отмечу лишь, что борьба с плохой акустикой состоит в создании поверхностей, поглощающих излишние звуки. Самым лучшим поглотителем звука является открытое окно (как лучшим поглотителем света служит отверстие); квадратный метр открытого окна принят даже за единицу, которой измеряется поглощение звука. Очень хорошо — хотя и вдвое хуже, нежели открытое окно,— поглощают звуки сами посетители театра: каждый человек равнозначен в этом отношении примерно половине квадратного метра открытого окна. И если правильно замечание одного физика, что «аудитория поглощает речь оратора в самом прямом смысле слова», то не менее верно, что пустой зал неприятен для оратора также в непосредственном смысле слова.

Если поглощение звука слишком велико, это также создает ухудшенную слышимость. Во-первых, чрезмерное поглощение приглушает звуки, во-вторых, уменьшает реверберацию до такой степени, что звуки слышатся как бы оборванными и производят впечатление некоторой сухости. Поэтому, если следует избегать слишком длительной реверберации, то и слишком короткая реверберация также нежелательна. Наилучшая величина реверберации для различных зал не одинакова и должна быть установлена при проектировании каждого зала.

В театре имеется и другой предмет, интересный с точки зрения физики: суфлерская будка. Обратили ли вы внимание на то, что во всех театрах она имеет одну и ту же форму? Это оттого, что суфлерская будка — своего рода физический прибор. Свод будки представляет собой вогнутое звуковое зеркало, имеющее двоякое назначение: задерживать звуковые волны, идущие из уст суфлера в сторону публики, а кроме того, отражать эти волны по направлению к сцене.

Звуковые зеркала

Стена леса, высокий забор, строение, гора — всякая вообще преграда, отражающая эхо, есть не что иное, как зеркало для звука; она отражает звук так же, как плоское зеркало отражает свет.

Звуковые зеркала бывают не только плоские, но и кривые. Вогнутое звуковое зеркало действует как рефлектор: сосредоточивает «звуковые лучи» в своем фокусе.

Две глубокие тарелки дают возможность проделать любопытный опыт этого рода. Поставьте одну тарелку на стол и в нескольких сантиметрах от ее дна держите карманные часы. Другую тарелку держите у головы, близ уха, как изображено на рис. 151, Если положение часов, уха и тарелок найдено правильно (это удается после ряда проб), вы услышите тиканье часов, словно исходящее от той тарелки, которую вы держите у головы. Иллюзия усиливается, если закрыть глаза: тогда положительно нельзя определить по слуху, в какой руке часы — в правой или в левой.

Строители средневековых замков нередко создавали такие звуковые курьезы, помещая бюсты либо в фокусе вогнутого звукового зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене. На рис. 152, заимствованном из старинной книги XVI века, можно видеть эти хитроумные приспособления: потолок в форме свода направляет к губам бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные говорные трубы, замурованные в здании, приносят разнообразные звуки со двора к каменным бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т. п. Посетителю такой галереи казалось, что мраморные бюсты шепчут, напевают и т. п.

Звук вместо мерной ленты

Знанием скорости распространения звука в воздухе можно иной раз пользоваться для измерения расстояния до недоступного предмета. Такой случай описан Жюлем Верном в романе «Путешествие к центру Земли». Во время подземных странствований два путешественника — профессор и его племянник — потеряли друг друга. Когда, наконец, им удалось издали обменяться голосами, между ними произошел такой разговор:

  • «Дядя!— крикнул я (рассказ ведет племянник).
  • Что, дитя мое? — услышал я спустя некоторое время.
  • Прежде всего, как далеко мы друг от друга?
  • Это не трудно узнать.
  • Ваш хронометр цел?
  • Да.
  • Возьмите его в руки. Произнесите мое имя и точно заметьте секунду, когда начнете говорить. Я повторю имя, как только звук дойдет до меня, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдет мой ответ.
  • Хорошо. Тогда половина времени, прошедшего между сигналами и ответом, покажет, сколько секунд употребляет звук, чтобы дойти до тебя. Ты готов?
  • Да.
  • Внимание! Я произношу твое имя. Я приложил ухо к стене. Как только слово «Аксель» (имя рассказчика) достигло моего слуха, я немедленно повторил его и стал ждать.
  • Сорок секунд,— сказал дядя,— следовательно, звук дошел до меня в 20 секунд. А так как звук проходит в секунду одну треть километра, то это отвечает расстоянию почти в семь километров».

Если вы хорошо поняли то, что рассказано в этом отрывке, вам легко будет самостоятельно решить такую задачу: я услышал свисток отдаленного паровоза спустя полторы секунды после того, как заметил белый дымок, которым был вызван этот звук; на каком расстоянии я находился от паровоза?

Как разыскивать эхо?

Никто его не видывал,
А слышать — всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка — кричит.
Некрасов

Среди рассказов американского юмориста Марка Твена есть смешная выдумка о злоключениях коллекционера, возымевшего мысль составить себе коллекцию… чего бы вы думали? Эхо! Чудак неутомимо скупал все те участки земли, где воспроизводились многократные или чем-либо иным замечательные эхо.

Прежде всего, он купил эхо в штате Георгия, которое повторяло четыре раза, потом шестикратное в Мериленде, затем 13-кратное в Мэне. Следующей покупкой было 9-кратное эхо в Канзасе, дальнейшей — 12-кратное в Тенесси, дешево приобретенное, потому что нуждалось в ремонте: часть утеса обвалилась. Он думал, что его можно починить достройкой; но архитектор, который взялся за это дело, никогда еще не страивал эхо и потому испортил его в конец,— после обработки оно могло годиться разве лишь для приюта глухонемых…»

Это, конечно, шутка; однако замечательные многократные эхо существуют в различных, преимущественно горных, местностях земного шара, и некоторые издавна приобрели всесветную известность.

Перечислим несколько знаменитых эхо. В замке Вудсток в Англии эхо отчетливо повторяет ,17 слогов.

Развалины замка Деренбург возле Гальберштадта давали 27-сложное эхо, которое, однако, умолкло с тех пор, как одна стена была взорвана. Скалы, раскинутые в форме круга возле Адерсбаха в Чехословакии, повторяют* в определенном месте, троекратно 7 слогов; нов нескольких шагах от этой точки даже звук выстрела не дает никакого эхо. Весьма многократное эхо наблюдалось в одном (ныне несуществующем) замке близ Милана: выстрел, произведенный из окна флигеля, повторялся эхом 40—50 раз, а громкое слово — раз 30.

Не так просто отыскать место, где эхо отчетливо слышно и один раз. У нас в Сощзе, впрочем, найти подобные места сравнительно легко. Есть много равнин, окруженных лесами, много полян в лесах; стоит громко крикнуть на такой поляне, чтобы от стены леса донеслось более или менее отчетливое эхо.

В горах эхо бывает разнообразнее, чем на равнинах, зато встречается гораздо реже. Услышать эхо в горной местности труднее, чем на окаймленной лесом равнине.

Вы сейчас поймете, почему это происходит. Эхо — не что иное, как возвращение звуковых волн, отразившихся от какого-либо препятствия; как и при отражении света, угол падения «звукового луча» равняется углу его отражения. (Звуковой луч — направление, но которому бегут звуковые волны).

Теперь вообразите, что вы находитесь у подножия горы, а препятствие, которое должно отразить звук, помещается выше вас, например в АВ. Легко видеть, что звуковые волны, распространяющиеся по линиям Са, СЬ, С c , отразившись, не достигнут вашего уха, а рассеются в пространстве по направлениям аа, bb, cc .

Другое дело, если вы поместитесь на уровне препятствия или даже чуть выше него. Звук, идущий вниз по направлениям Са, C b, возвратится к вам по ломаным линиям C ааС или С bb С, отразившись от почвы один или два раза. Углубление почвы между обоими пунктами еще более способствует отчетливости эхо, действуя как вогнутое зеркало. Напротив, если почва между точками С и В выпукла, эхо будет слабое и даже совсем не достигнет вашего уха: такая поверхность рассеивает лучи звука, как выпуклое зеркало.

Разыскивание эхо на неровной местности требует известной сноровки. Даже найдя благоприятное место, надо еще уметь эхо вызвать. Прежде всего, не следует помещаться чересчур близко к препятствию: надо, чтобы звук прошел достаточно длинный путь, иначе эхо вернется слишком рано и сольется с самим звуком. Зная, что звук проходит 340 м в секунду, легко понять, что, поместившись на расстоянии 85 м от препятствия, мы должны услышать эхо через полсекунды после звука.

Хотя эхо родит «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом», но не на все звуки откликается оно одинаково отчетливо. Эхо не одинаково, «ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмом». Чем резче, отрывистее звук, тем эхо отчетливее. Лучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. Звук человеческого голоса для этого менее пригоден, особенно голос мужчины; высокие тона женских и детских голосов дают более отчетливое эхо.

Искажения восприятия

При психосенсорных расстройствах больные правильно идентифицируют воспринимаемые объекты, узнают их, однако форма, размеры, вес, форма собственного тела и его частей, а также расположение в пространстве предметов искажены. Это приводит к нарушению сенсорного синтеза, зрительнопространственной ориентировки.

Нарушение зрительного восприятия, при котором искажается форма и размеры видимых предметов, называется метаморфопсией (греч. metamorphopsia: «meta» — здесь приставка, означающая превращение; «morphe» — форма, «opsis» — зрение) или дисморфопсией (греч. dysmorphopsia: «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «morphe» — форма, «opsis» — зрение).

Искажение зрительного восприятия формы, при котором измененными оказываются части предмета, в результате чего он кажется изломанным, перекрученным, имеет специальное название: дисмегалопсия (греч. dysmegalopsia: «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «megas» — большой, «opsis» — зрение). Такие нарушения характерны для нейроинфекций, некоторых делириев, например, при наркотическом опьянении циклодолом.

Неправомерно утверждение некоторых авторов, считающих метаморфопсии «органическими иллюзиями», так как последние, являясь обманом восприятия, сопровождаются нарушением идентификации воспринимаемого предмета. Также неудачным представляется расширительное понимание метаморфопсий. В литературе часто термином «метаморфопсия», помимо искажения формы предметов, обозначают и искажения их размеров. Для обозначения последних существуют специальные термины: микропсия (греч. micropsia: «mikros» — малый, «opsis» — зрение), характеризующаяся существенным уменьшением реального размера предмета, и макропсия (греч. macropsia: «makros» — большой, «opsis» — зрение), характеризующаяся увеличением действительного размера.

При искажении восприятия схемы тела нарушен синтез проприоцептивных ощущений. Больные замечают, что тело или отдельные его части становятся очень тяжелыми, или наоборот легкими, меняются их размеры. Какието части тела могут исчезать вообще, что создает фантастические формы. В 1925 г. С. А. Есенин в поэме «Черный человек» так передавал ощущения героя, находящегося в состоянии алкогольной интоксикации:
«Голова моя машет ушами, как крыльями птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь».

Ощущения распухания тела или отдельных его частей бывают у подростков при наркотическом опьянении мескалином или псилоцибином. Иногда расстройства схемы тела наблюдаются у детей с приступообразной шизофренией. По мнению Г. Е. Сухаревой (1955), расстройства схемы тела чаще встречаются у детей младшего возраста.

Искажение восприятия, при котором расположение в пространстве предмета представляется больному непомерно удаленным или, наоборот, приближенным по сравнению с реальным, называется порропсией (греч. porropsia: «рогго» — дальше, «opsis» — зрение).

При оптиковестибулярных расстройствах искаженно воспринимается местоположение окружающих предметов, их устойчивость. К ним относится: оптическая аллестезия (греч. allestesia: «alios» — иной, другой, «»aesthesis» — ощущение), при которой больному кажется, что предметы не на том месте, где они находятся в действительности. При оптической буре создается впечатление, что все вокруг приходит в движение, больные жалуются, что все вокруг движется, рушится. Эти расстройства могут входить в клиническую картину депрессивного варианта синдрома Котара (J. Cotard). Он встречается не только у взрослых, но и у детей старшего возраста и подростков. Этот синдром иногда называют еще синдромом «гибели мира», так как бредовая интерпретация оптической бури порождает соответствующие жалобы. Нарушения синтеза вестибулярных и проприоцептивных стимулов может проявляться в субъективных ощущениях проваливания, легкости в теле, полета или, наоборот, тяжести и проваливания, падения.

Полиопией (греч. polyopia: «polys» — многий, «opos» — глаз) или полиопсией (греч. polyopsia: «polys» — многий, «opsis» — зрение) называется искажение восприятия, при котором количество воспринимаемых предметов больше, чем на самом деле. Вместо одного, больной может видеть два и больше образов. К. Ясперс (К. Jaspers) приводит сведения о больном с «семикратным видением». Такие нарушения могут встречаться при нарушениях периферического отдела зрительного анализатора, а также при интоксикациях, нарушениях сознания, шизофрении.

Психосенсорные и оптиковестибулярные расстройства могут быть связаны с нарушениями работы как периферического отдела зрительного анализатора (аномалии рефракции глаза, спазм аккомодации, поражение желтого пятна сетчатки), так и центрального, связанные с интоксикацией, органическим поражением головного мозга, с психотическими состояниями.

При эпилепсии, эпилептиформном синдроме они носят пароксизмальный характер и могут быть как проявлением ауры, так и возникать в течение приступа. Также психосенсорные расстройства могут отмечаться при истерических неврозах, имея при этом функциональную природу.

У наблюдаемой нами больной эпилепсией Лены Щ. 7 лет впервые приступ возник после того, как мать без санкции врача прекратила давать противосудорожные препараты. Впервые внезапно возникло состояние, во время которого девочка жаловалась на то, что «потолок может упасть, так как стены двигаются».

В. В. Ковалев (1985) считает, что психосенсорные расстройства с видоизменением или трансформацией образов восприятия могут встречаться уже у детей первых лет жизни.

Как правило, и у детей, и у подростков, и у взрослых психосенсорные расстройства указывают на резидуальную церебральную недостаточность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *