Эмоция психология

5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.

  • •Экзаменационные вопросы к государственному выпускному экзамену по психологии.
  • •Социальная психология
  • •1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
  • •3. Конфликт: функции,виды,структура и динамика развития. Методы разрешения кофликтов.
  • •4. Малая группа: основные параметры, структура, групповая совместимость и сплоченность, эффективность групповой деятельности, принятие группового решения.
  • •5. Феномен межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Управление малой группой.
  • •6. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания.
  • •7. Психология массовых явлений.
  • •9. Тренинг как форма активного взаимодействия психолога с учащимися. Виды тренингов, этапы проведения.
  • •Общая психология
  • •2. Основные методолические принципы отечественной психологии.
  • •3. Основные этапы становления психологии как науки.
  • •4. Классификация методов психологического исследования.
  • •5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.
  • •6. Внимание, его основные функции, физиологические процессы внимания, свойства и виды внимания.
  • •8. Память, физиологические основы, виды, основные характеристики процессов памяти.
  • •9. Мышление, этапы процесса мышления, виды мышления, основные характеристики мыслительных операций; формы мышления.
  • •10. Понятие воображения, его основные характеристики. Механизм творческого воображения.
  • •11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды и функции речи.
  • •12. Понятие мотива и мотивации. Классификация мотивов. Основные теории мотивации.
  • •13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • •14. Основные подходы к изучению темперамента.
  • •15. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Способности и задатки.
  • •16. Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера.
  • •Типология характеров
  • •Педагогическая психология
  • •2. Структура педагогического процесса. Понятие об образовательных технологиях.
  • •3. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Психологические основы организации педагогической деятельности.
  • •4. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности.
  • •5. Психология педагогического воздействия. Приемы и техники управления учащимися на уроке.
  • •6. Концепции обучения и их психологические основания.
  • •7. Психология обучения и воспитания: соотношение и основная характеристика.
  • •Исследования р. Спица
  • •Вторая теория: обучение и развитие — тождественные процессы
  • •Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь
  • •Основные направления разработки проблемы обучения и развития
  • •Принципы занкова
  • •Теория п.Я. Гальперина.
  • •Леонид абрамович венгер
  • •Движущие силы и условия развития личности.
  • •Психологическая служба в образовании
  • •1. История психологической службы образования в нашей стране.
  • •2. История и современное состояние психологической службы за рубежом (сша, Франция).
  • •3. Общее понятие о психологической службе образования: цели, задачи, значение, структура.
  • •4. Психодиагностика в системе практической психологии образования. Этапы психодиагностического исследования. Психологический диагноз.
  • •5. Психологическое консультирование в системе деятельности практического психолога.
  • •7. Организация психологического просвещения в образовательном учреждении.
  • •8. Профилактическая работа в деятельности психолога образовательного учреждения.
  • •9. Психолого-педагогический консилиум. Условия проведения, порядок работы, участники. Этапы психолого-педагогического консилиума и их содержание.
  • •10. Права и обязанности психолога образовательного учреждения.
  • •I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
  • •II. Ответственность работника службы социально-психологической помощи:
  • •III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
  • •11. Планирование работы и формы отчетности психолога в образовательном учреждении.
  • •12. Этический кодекс практического психолога образования.
  • •13. Организация психологического кабинета.
  • •14. 0Сновные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста. Развивающе-коррекционная работа с дошкольниками.
  • •15. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
  • •16. Основные направления работы психолога с детьми подросткового возраста. Основные направления психодиагностики подростков.
  • •17. Основные направления работы психолога с учащимися юношеского возраста. Основные направления психодиагностики юношества.
  • •18.Методы профессиональной диагностики и просвещения: оказание помощи в конкретном выборе профессии.
  • •19 .Особенности работы психолога с детьми, входящими в «группу риска»
  • •20. Формы работы педагога-психолога в оу
  • •21.Нормативно-правовая база в деятельности педагога-психолога оу
  • •22. Характеристика моделей псо: рационалистическая и гуманистическая
  • •23.Специфика работы психолога в учреждениях интернатного типа
  • •24.Правила оформления и ведение документации практического психолога. Продолжительность различных видов работ практического психолога образования(ориентировочные нормы)
  • •25.Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности психолога оу
  • •26.Проблемы взаимодействия педагога-психолога с пед. Составом школы.

Все эмоциональные проявления по длительности протекания и интенсивности подразделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но ти­пичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопро­вождаются характерными для личности проявлениями.

Аффективное состояние и аффект.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние всегда имеет ка­кое-то завершение.

Аффект – интесивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. К аффектам относятся сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмо­циональная реакция полностью захватывает психику человека.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Аффект навязывает человеку необходимость выполнить какое-ли­бо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать то­го, что делает. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Эмоции. Эмоции – это более длительные состояния. Они также предс­тавляют собой реакцию не только на текущие события, но и на ве­роятные и вспоминаемые. Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

К фундаментальным эмоциям относят следующие:

Радость – эмоция, связанная с возможностью полного удовлетво­рения актуальной потребности.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обсто­ятельства.

Страдание – отрицательная эмоция, связанная с полученной ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникно­вением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключи­тельно важной потребности.

Отвращение – отрицательная эмоция, вызываемая предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Порождается рассогласованием жизненных пози ций, взглядов и поведения взаимодействующих людей.

Страх – отрицательная эмоция, появляющаяся при получении че­ловеком информации о реальной опасности.

Стыд – отрицательная эмоция. Возникает при осознании несоот­ветствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих, а также собственным представлениям о подобающем по­ведении и внешнем облике.

Настроение. Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмо­циональное состояние, окрашивающее все другие переживания и дея­тельность человека. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здо­ровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье.

Стресс. Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

Стресс имеет следующие стадии:

– фаза тревоги (мобилизация защитных сил организма, повыша­ющая его устойчивость);

– фаза стабилизации (при наступлении адаптации);

– фаза истощения

1) реакция тревоги;

2) сопротивление;

3) истощение.

По мнению Г. Селье (см.»Общий адаптационный синдром»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Фрустрация. Фрустрация – крах надежд. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек мо­жет вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности. В большей мере фрустрации подвер­жены эмоциональные натуры, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нерв­нопсихическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобление могут разрядиться на со­вершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

Психология эмоций

Эмоции – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия.

Эмоции – это переживание человеком своего личностного, субъективного отношения к окружающей действительности и к самому себе; они выражают степень удовлетворения или неудовлетворения тех или иных потребностей индивида. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Характеристики эмоций

1. Универсальность — независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Так, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления (хорошая книга, кинофильм, собеседник, воспоминание и др.).

2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

3. Суммация проявляется тем, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость, незаметность этого процесса, когда человек не отдает себе отчета в его причинах.

4. Адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений.

5. Пристрастность, или субъективность выступает как личностное свойство эмоциональных проявлений. В зависимости от особенностей личности (вкусы, интересы, установки, опыт) и темперамента, от ситуации, в которой находятся люди, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции, например опасность у одних вызывает страх, а у других — приподнятое настроение. 6. Заразительность проявляется в том, что человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, которые с ним контактируют. Именно из-за этого возникают такие явления, как всеобщее веселье, паника.

7. Пластичность, подвижность эмоциональных переживаний наблюдается, когда одна и та же по модальности эмоция переживается с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая “острые ощущения”.

8. Удержание в памяти эмоций связано с особым видом памяти — эмоциональной.

9. Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Счастливому все кажется приятным и радостным, тогда как обозленного человека все раздражает.

10. Перенос является свойством, близким к иррадиации, когда чувства переносятся на другие объекты. Например, влюбленный человек испытывает выраженные эмоциональные переживания не только при виде любимого человека, но и при восприятии предметов, связанных с ним (письмо, записка, вещи т.д.).

11. Амбивалентность — двойственность эмоций, которая проявляется в том, что человек в связи с каким-либо объектом может одновременно испытывать и положительные и отрицательные эмоциональные переживания (любовь и ненависть).

12. Переключаемость означает, что объектом одной эмоции становится другая эмоция (человек испытывает стыд от своей радости, упивается своей грустью и т. п.).

Основные свойства эмоций

1. Субъективный характер

Одно и то же событие может вызывать у человека эмоции разные по длительности, интенсивности, соответственно или несоответственно породившей её причине. Кроме того, человек способен сдерживать, не демонстрировать внешне свое состояние, и оно может быть не созвучно с истинным переживанием. Выявляются и такие эмоциональные состояния, которые трудно описать словами.

2. Полярность эмоций

По своей чувственной окраске эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные (приятного чувственного тона) – удовольствие, радость, удовлетворение, воодушевление, радость; отрицательные (неприятного чувственного тона) – неудовольствие, грусть, печаль, тревога, гнев, раздражение, огорчение.

Положительным или отрицательным эмоциям может предшествовать эмоциональное приориентировочное состояние, когда человек не сразу может выбрать тип реакции. Оно не бывает продолжительным и переходит в положительную или отрицательную сторону.

Следует также отметить, что в ряде случаев в эмоциональных переживаниях оба полюса эмоций могут быть не взаимоисключающими, а сосуществующими – амбивалентность. У практически здорового человека оно объясняется (П.И.Сидоров, 2008) несоответствием устойчивых эмоциональных отношений с ситуационными реакциями.

3. Фазность эмоций

Проявляется в том, что в пределах одинакового эмоционального состояния заметна фазность, колебание интенсивности: возбуждение – успокоение, эмоциональное возбуждение, напряжение – разрядка. С фазностью тесно связана энергетическая насыщенность эмоций.

Выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические протекают с повышением активности, направлены на достижение цели увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям (положительные: радость, восторг; отрицательные: гнев, злоба), астенические, напротив, сопровождаются снижением активности, отражают слабую мотивацию для достижения цели, неуверенность, отказ от борьбы (грусть, печаль).

Чрезмерное эмоциональное напряжение отрицательно сказывается на результате деятельности. Здесь действует закон Йеркса-Додсона, отражающий влияние энергетических характеристик на продуктивность: по мере нарастания эмоционального напряжения продуктивность деятельности сначала повышается, а затем наступает ее спад. С другой стороны, благодаря высокому энергетическому потенциалу эмоции могут стимулировать протекание других психических процессов, правильно оценивать значимость событий, объектов, ситуаций.

Функции эмоций

1.Регуляция гомеостаза и вегетативных функций

Наиболее филогенетически ранней является гомеостатическая функция эмоций, которая обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Выделяют витальные эмоции (голод, жажда, половое чувство), которые считаются низшими, элементарными, протопатическими, биологическими или таламическими. Они могут сопровождаться чувством удовольствия или неудовольствия. Кроме того, имеются корковые реактивные эмоции (реакция на осознание благополучия или неблагополучия) и корковые высшие, эпикритические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей (социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и пр.).

Индикаторами эмоционального состояния человека служат различные психофизиологические проявления, изменения частоты пульса, дыхания, температуры тела, артериального давления, выделения слюны и пота, перистальтики желудочного-кишечного тракта, а также нарушение сна и аппетита, изменения клеточного и биохимического состава крови. Эмоциональный тон находит отражение в мимике, пантомимике, изменениях вокализации голоса.

В процессе эволюции формировались и закреплялись те эмоции, которые позволяли выжить, адаптироваться к окружающей действительности.

2. Эмоциональная регуляция поведения

Осуществляется через оценку текущих событий на основании прошлого положительного или отрицательного опыта. На основании этой оценки возникает побуждение к деятельности или бездеятельности. Здесь также действует закон Йеркса-Додсона, который гласит, что деятельность наиболее успешна при умеренном уровне эмоционального фона. При чрезмерном эмоциональном возбуждении включается «аварийное поведение» (бегство, оцепенение, агрессия).

3. Коммуникативная функция эмоций

Обеспечивает невербальную коммуникацию, т.к. любое взаимодействие с другими людьми сопровождается определенной мимикой, пантомимикой, отражающей удовольствие или неудовольствие от общения, радость или горе, доброжелательность или недоброжелательность. Порой жест, выражение лица могут быть красноречивей любого высказывания. Многое могут сказать вегетативные реакции в виде побледнения, покраснения кожи, сухость слизистых рта, потливость. Легче узнаются собеседником отвращение, ужас, испуг, удивление. Коммуникативная функция эмоций у человека проявляется и в реакции того, кто является субъектом, воспринимающим эмоционально-выразительные движения.

4. Оценочная функция эмоций

Эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Именно в таких ситуациях возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и решить ряд жизненный задач (например, задача выбора спутника жизни), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды. Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

5. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Страх предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про-думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

6. Переключательная функция эмоций — ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

7. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

В целом, эмоции – сложный психический процесс, включающий три основных компонента: 1. физиологический (колебания АД, частота сердечных сокращений, частота дыхания, температура тела, потоотделение, цвет кожных покровов, сдвиги в биохимических показателях и пр.);

2. психический (переживание радости, горя, тревоги, страха и т.д.);

3. поведенческий (мимика, пантомимика, вокальная мимика, различные действия: бегство, ступор, борьба и пр.).

Виды эмоций

I. Классификация эмоций по качеству переживаний (фундаментальные эмоции (К.Изард, 1980):

1. Интерес – положительная эмоция, направленная на приобретение и совершенствование знаний, умений, навыков.

2. Радость – положительная эмоция, связанная с возможностью наиболее полно удовлетворить актуальную потребность, которая до этого была призрачна, неопределенна.

3. Удивление, изумление – эмоция нейтральная, без выраженного положительного или отрицательного тона. Она возникает на неожиданные события.

4. Страдание (горе) – отрицательная эмоция, связанная с достоверной или кажущейся достоверной информацией о неприятном событии или связанная с невозможностью удовлетворения своих стремлений, которые казались реальными, неосуществившаяся мечта.

5. Горе – тяжелая форма страдания, ассоциирующаяся с безвозвратной утратой.

6. Гнев – отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Протекает чаще в форме аффекта.

7. Отвращение – отрицательная эмоция, возникающая в результате резкого противоречия происходящего события с этическими, эстетическими, идеологическими принципами человека.

8. Презрение – отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

9. Страх – отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, ужас). Если страх достигает силы аффекта (ужас), то он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, агрессия).

10. Стыд – отрицательная эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, или иных индивидуальных проявлений, принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. Стыд переживается как неудовлетворенность собой и стремлением избежать подобных переживаний. Он является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний. Стыд участвует в регуляции общения, облегчая или затрудняя межличностные контакты, способствует развитию самоконтроля.

11. Вина – отрицательная эмоция, выражающаяся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла. Сопровождается раскаянием, сожалением.

II. По выраженности и продолжительности эмоций.

1. Эмоциональные реакции – временная реакция человека на внешнее или внутреннее событие, непосредственное переживание какой-то ситуации. Она обратима, может быть легкой, умеренной и сильной, положительной и отрицательной. Например, испуг при внезапно ярком свете, резком звуке, крике, угрожающей ситуации; радость при приятной встрече, успешно выполненной работе.

2. Эмоциональные состояния – более длительные и устойчивые, по сравнению с эмоциональными реакциями. Они проходят с изменением нервно-психического тонуса человека, согласовывают потребности и устремления с его возможностями, ресурсами в каждый конкретный период времени, обуславливают его поведение. Частный случай эмоционального состояния – настроение. Оно зависит от многих причин, которые могут осознаваться или не осознаваться человеком. Кроме того, настроение может быть устойчивым и неустойчивым. Вызываться настроение может различными событиями, физическим самочувствием.

3. Эмоциональный фон – это обобщающая характеристика эмоциональности, равнодействующая, учитывающая соотношение разных эмоций в течение длительного времени. Эмоциональный фон способствует возникновению преимущественно тех или иных реакций и состояний, и, наоборот, возникшие эмоциональные реакции могут изменить эмоциональное состояние и эмоциональный фон.

4. Чувства – сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к реальным сторонам действительности. Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

Чувства формируются на основе вторичных, духовных потребностей. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на интеллектуальные, эстетические, нравственные моральные), праксические.

Интеллектуальные чувства подразделяют на специфические и неспецифические. Специфические сопровождают умственную деятельность (чувство первооткрывателя, отчетливости и стройности формулировок решения, вдохновение). Неспецифические чувства бывают не только при умственной деятельности: любопытство, сомнение, удивление, чувство иронии, юмора.

Эстетические чувства отражают отношение человека к прекрасному (любовь к музыке, восхищение произведениям искусства, радость при созерцании природы.

Нравственные чувства – эмоциональное отношение человека к поведению других людей и к своему собственному. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сопереживание и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отметить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Праксические чувства сопровождают человека в его практической деятельности всю жизнь (эмоциональное отношение к труду, учебе, спорте, играм).

Существует множество устойчивых чувств, которые захватывают все мысли и стремления человека. Особое место занимает чувство любви. В широком значении – это любовь к Родине, к матери, детям; в более узком (видовом) – к женщине (мужчине). К высшим проявлениям чувств можно отнести страсть.

5. Страсть – длительное, значительно выраженное и напряженное эмоциональное отношение с направленностью, концентрированностью чувства на определенном объекте или виде деятельности. Причины возникновения страсти могут определяться идейными, религиозными убеждениями, телесными влечениями. Страсть может отвергаться личностью, принята как неизбежность или быть источником вдохновения, силой великих дел, открытий, подвигов. «Страсть – большая сила, поэтому так важно, на что она направляется… Страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти» (С.Л.Рубинштейн, 1984, с.161). Страсть – это всегда единство волевых и эмоциональных компонентов.

6. Аффект – интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка (примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние). Эта эмоция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

В состоянии аффекта человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов Например, изменяются показатели внимания, снижается его переключаемость, и в поле внимания попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

7.Стресс – особое эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия (стрессоры) и требующее мобилизации всех ресурсов индивидуума. Первоначально под стрессом понималась неспецифическая реакции организма («общий адаптационный синдром»), возникающая в ответ на любое негативное воздействие (Г.Селье). В настоящее время понятие стресса расширилось и применяется для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Выделяют физиологический и психологический. Физиологический стресс возникает при воздействии на организм человека физиологических стрессоров, которые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожают его гомеостазу. Психологический подразделяют на эмоциональный (в ситуациях угрозы, опасности, обиды) и информационный (в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе при высокой степени активности).

У стресса можно выделить две формы эустресс и дистресс. Эустресс – умеренный стресс, он полезен, поскольку мобилизует организм и способствует формированию приспособительный реакций. Дистресс оказывает отрицательное действие на организм, т.к. он возникает при чрезмерных эмоциональных, интеллектуальных и физиологических (боль) нагрузках, когда исчерпаны адаптационные резервы.

8.Эмоциональные свойства характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования человека в каких-то конкретных ситуациях (возбудимость, тревожность, мнительность, впечатлительность, ригидность, огрубение). К эмоциональным свойствам относят также отзывчивость, эмпатию, симпатию и антипатию. Отзывчивость – человек легко и быстро реагирует на изменения внешней среды. Эмпатия – способность человека легко входить в переживания другого, сопереживать ему. Симпатия – устойчивое, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, стремление оказать внимание, помощь. В своей динамике симпатия переходит в привязанность, влечение, а может – в антипатию, неприязнь. Симпатия способствует сохранению психического комфорта в коллективе. Антипатия – противоположное симпатии эмоциональное свойство.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Существенные различия между людьми отмечаются в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно.

Существенные различия между людьми наблюдаются и в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.

Глава 7 Эмоции

7.1. Эмоции и их функции

Довольно сложно представить себе жизнь без эмоций, чувств, настроений. Мы ежедневно переживаем значительное число эмоциональных состояний. С помощью эмоций человек выражает собственные внутренние состояния, а также коммуницирует с другими людьми.

Эмоции — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.

Выделяют пять основных функции эмоций.

– Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.

– Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина. Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.

– Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.

– Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.

– Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.

Эмоции обладают несколькими характеристиками, такими как возбуждение или сила, а также «заряженность» эмоции («положительные» и «отрицательные» эмоции).

– Эмоциональное возбуждение – повышение уровня активации центральной нервной системы, характеризующее силу эмоционального состояния. Эмоции характеризуются помимо психической активности еще и активностью двигательной. Наиболее сильные эмоции, как правило, наименее продолжительны. Примером сильного непродолжительного эмоционального состояния может служить аффект (речь о нем пойдет чуть позже). Слабо выраженные эмоции могут длиться достаточно долго (например, зависть или надежда).

– Знак эмоций. Эмоции могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эмоции возникают в случае невозможности реализовать свои цели или задачи, при воздействии на человека вредных внешних факторов. Положительные эмоции возникают при реализации своих задач, удовлетворении потребностей.

Стоит отметить, что в рамках изучения эмоций можно говорить об эмоциональных состояниях, т.е. некоторых устойчивых формах проявления эмоций. Эмоциональные состояния отличаются достаточно большой длительностью, плавностью протекания.

7.2. Эмоциональные состояния

Рассмотрим некоторые основные виды эмоциональных состояний.

– Настроение является отражением эмоционального состояния человека, его чувств. Настроение бывает плохим (характеризуемым усталостью, раздражительностью, пассивностью) или хорошим (при котором человек активен, весел, полон сил). При этом настроение человека может сохраняться в течение длительного периода времени или часто меняться.

– Тревога – эмоциональное состояние, характеризующееся чувством неопределенности, плохими предчувствиями, восприятием безопасных ситуаций как содержащих угрозу. В отличие от чувства страха тревога редко имеет конкретный стимул и зачастую беспочвенна. При этом она играет значительную защитную функцию, выраженную в том, что человек не станет реагировать на стимул, по отношению к которому испытывает чувство тревоги. Склонность часто испытывать тревогу может говорить о том, что человек не уверен в себе, у него низкая самооценка.

– Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении. Если не устранить причины фрустрации, то человек может впасть в депрессивное состояние, испытывать проблемы с памятью и мышлением. Негативный эффект фрустрации проявляется часто в агрессивном поведении, злости, утрате самоконтроля. Невозможность преодоления отрицательных факторов выливается в поиски компенсации, что проявляется в уходе от реальности, чувстве безысходности.

– Стресс (от англ. stress – напряжение) – реакция организма на экстремальное, сильное воздействие, физическое или психологическое, а также возникающее в ответ на данное воздействие состояние нервной системы или организма в целом. На человека ежедневно воздействует целый ряд сильных раздражителей, называемых стрессорами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Хьюго Бруно Селье (1907–1982) – врачом-эндокринологом. По мнению Селье, стресс представляет собой органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное некоторыми раздражающими факторами. Селье исследовал влияние стрессоров на крыс и других животных, подвергая их неприятным или болезненным стимулам. Он обнаружил, что все животные демонстрируют ряд схожих реакций на стрессоры, который он назвал «Общим адаптационным синдромом» и описал в работе «Синдром, вызванный различными повреждающими агентами» («A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents»), опубликованной в 1936 г. в журнале «Природа» («Nature»).

Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома.

1. Стадия тревоги. В случае восприятия угрозы от стрессора человек начинает испытывать чувство тревоги, а также дискомфорт от того, что не осознает причину тревоги. При усилении дискомфорта человек стремится снять напряжение (например, после тяжелого трудового дня человек может спать дольше обычного).

2. Стадия сопротивления. В случае увеличения работы стрессора организму необходимо бороться с его негативными эффектами, адаптироваться к неблагоприятным условиям. Для поддержания стабильного состояния и сопротивления стрессорам необходимо значительное усилие.

3. Стадия истощения. На данной стадии человек задействует все ресурсы для противостояния стрессогенным факторам, что приводит к невозможности поддержания нормального функционирования нервной системы и своевременного восстановления физических сил. Запас сил заканчивается, и результатом долговременной стадии истощения могут стать серьезные проблемы со здоровьем, потеря трудоспособности.

В 1974 г. американский психолог Ричард С. Лазарус (1922–2002), профессор Университета Калифорнии, предложил модель, разделяющую стресс на два вида: эустресс, или австресс (eustress), и дистресс.

Эустресс – здоровый, положительный стресс. Слово образовано от греческого эу (eu), что означает «хороший». Соединение этой приставки со словом «стресс» означает «хороший стресс». Впрочем, хорошим является скорее стрессор, так как даже эустресс может нанести вред здоровью человека. Как правило, такой вид стресса вызывается положительными эмоциями, способен мобилизовать человека к адаптации в той или иной среде. Примерами эустресса можно считать праздники или выходные, победу на соревнованиях, получение повышения по службе, романтические отношения и т.д.

Дистресс – негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.

Симптомами стресса могут являться головные боли, упадок сил, переменчивое настроение, вялость.

Стрессорами могут являться:

– сенсорные раздражители – боль, яркий свет, резкий звук, шум;

– жизненные события – смерть и рождение детей, свадьбы и разводы, ссоры в семье;

– факторы, связанные с трудовой деятельностью, – безработица, жесткие планы выполнения работы, конфликты с коллегами;

– жизненный стиль – пьянство, недостаточный сон.

Как правило, выделяют два основных вида стресса – физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула на организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом). Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения в требуемом темпе при высоком уровне ответственности за окончательный результат. Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Влияние стрессогенных факторов на здоровье человека можно оценить с помощью шкалы Холмса – Раге. Современная шкала содержит список из 41 стрессогенного события, каждое из которых способно привести к заболеванию человека.

В 1967 г. психологи Томас Холмс и Ричард Раге провели исследование более 5000 пациентов, предложив им список из 43 жизненных событий. В результате была установлена высокая корреляция между этими событиями и заболеваниями людей.

В 1970 г. было проведено исследование, целью которого была возможность предсказать возможное заболевание. Шкала была предложена 2500 морякам, которые должны были указать стрессогенные события, которые произошли с ними за последнее полугодие. Наблюдение за состоянием здоровья моряков в течение последующего полугодия позволило установить связь между количеством стрессогенных событий и продолжительностью и сложностью заболевания.

Для получения результата, отражающего влияние стресса на здоровье, необходимо выбрать все события, которые происходили с человеком за последний год. Сумма баллов и окажется необходимым отражением стресса.

Приведем пример некоторых жизненных событий и соответствующих им баллов.

При высоких показателях стресса вероятность заболевания в ближайшие два года достигает 80%. Большое количество баллов служит сигналом, предупреждающим об опасности. Подсчет суммы баллов дает возможность воссоздать картину стресса и определить, какие именно жизненные ситуации негативно влияют на здоровье.

Существует несколько основных способов борьбы со стрессом и управления им:

– изучение и применение методик релаксации;

– употребление успокоительных травяных сборов;

– изменение питания – потребление меньшего количества жирной пищи и большего – фруктов и овощей;

– прогулки на свежем воздухе;

– управление своей агрессией – не срываться на близких людей из-за стрессов на работе;

– уменьшение числа стрессоров и их интенсивности.

– Аффект (лат. affectus — страсть, душевное волнение) – кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, проявляющееся во временной дезорганизации сознания. Аффект является мощной эмоциональной реакцией, полностью захватывающей психику человека и вызывающей некоторые действия. Такие действия могут быть неосознанными, и в таком случае человек не может восстановить их в своей памяти. Во время аффекта способность мыслить рационально и контролировать свои поступки резко снижается. Поступки при аффекте свершаются не по четко обдуманной схеме, основанной на логике. Аффект может проявляться в форме ухода от тревожащей человека ситуации или в форме ступора, но чаще всего проявляется в немотивированной агрессии. Ход аффекта вызывает у человека потерю значительных сил, за счет того, что человек дает выход своим эмоциям.

В развитии аффекта выделяют три основных этапа.

1. Подготовительный этап. Человек становится напряженным, дезорганизуются основные психические процессы.

2. Этап взрыва. Человек теряет контроль над ситуацией и утрачивает самообладание. Эмоциональное перевозбуждение сопровождается плохо контролируемыми действиями. Нарушается ясность сознания.

3. Заключительный этап. Нервное напряжение спадает. Происходит истощение как психических, так и физических сил. Возникает состояние депрессии, слабости.

– Страх – неприятное ощущение, эмоциональный ответ на опасность – реальную или нет. Страх может проявляться в виде возбужденного или подавленного эмоционального состояния. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от степени выраженности.

– Отвращение – эмоциональное состояние, вызываемое объектами, прямое или опосредованное соприкосновение с которыми вступает в противоречие с эмоциями, желаниями, принципами и установками человека.

– Испуг – сильное эмоциональное потрясение, вызываемое прямым восприятием чего-либо неожиданного. Как правило, испуг является кратковременным состоянием.

– Ужас – крайняя форма страха, наиболее сильное и интенсивное душевное потрясение. Зачастую ужас выражает реакцию на уже свершившееся событие.

У многих возникают проблемы с определением разницы между паранойей и фобией. Например, человек может бояться летать на самолетах, в том числе из-за страха авиакатастрофы. Мы можем назвать это фобией. Однако, если человек объясняет свой страх без должных доказательств и оснований тем, что пилот самолета – алкоголик и самолет упадет по этой причине, мы можем считать такое расстройство именно паранойей.

Признаками паранойи является то, что человек уверен в том, что ему хотят причинить вред, причем умышленно. Наиболее распространенным проявлением паранойи является убежденность в том, что человека преследуют, пытаются отравить или любят люди с более высоким социальным статусом.

Последнее расстройство – «синдром де Клерамбо» (эротомания) – было впервые научно обосновано в 1921 г. В основе данного синдрома лежит убежденность больного человека в том, что в него тайно влюблена персона с более высоким социальным статусом (зачастую известные личности – актеры, политики, спортсмены и т.д.). Покушение на жизнь 40-го президента США Рональда Рейгана, совершенное Джоном Хинкли, было вызвано как раз «синдромом де Клерамбо» и убежденностью в том, что смерть президента «впечатлит» знаменитую актрису Джоди Фостер, заставив ее «признаться в своих чувствах», а также позволит самому Хинкли стать не менее знаменитым и равным ей по статусу. Еще одним известным параноидальным расстройством является «синдром Кандинского – Клерамбо», выражающийся в убежденности больного в том, что его рассудком управляет кто-то другой или «высшие силы».

– Фобия (от др.-греч. ????? — страх) – устойчивое проявление страха различных ситуаций, поступков, вещей, людей и т.д. Основным симптомом является желание любой ценой избежать источника страхов. Принято считать, что фобиями страдают порядка 10–20% жителей Земли.

Существует несколько разновидностей фобий.

• Авиафобия – боязнь полетов на самолете.

• Агорафобия – боязнь открытого пространства.

• Акрофобия – боязнь высоты.

• Алгофобия – боязнь боли.

• Арахнофобия – боязнь пауков.

• Аутофобия – боязнь одиночества.

• Афобофобия – боязнь отсутствия фобий.

• Бактериофобия – боязнь заразиться бактериями.

• Гемофобия – боязнь крови или ее вида.

• Гидрофобия – боязнь воды.

• Демофобия – боязнь толпы, большого скопления людей.

• Зоофобия – боязнь животных, чаще всего какого-либо определенного вида.

• Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

• Мезофобия – навязчивый страх заражения, попадания инфекции и последующего заболевания.

• Трипанофобия – страх перед уколами.

Помимо собственно психологических расстройств применительно к фобиям можно говорить и о существовании среди них ряда предубеждений, негативных или неприязненных отношений к каким-либо объектам или субъектам.

• Геронтофобия – страх старения или общения со стариками.

• Гомофобия – негативное отношение к гомосексуальности или гомосексуалистам.

• Психофобия – предубеждение против душевнобольных или дискриминация их.

• Ксенофобия – негативное отношение к иностранцам, приезжим.

• Христианофобия и исламофобия – негативное отношение к представителям христианства и ислама.

Число фобий велико, более того – в современном мире их число возрастает. Далеко не все они широко распространены, а некоторые могут показаться абсурдными. Примером составной фобии может являться «гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия» – боязнь числа 666 в конкретный день – пятницу, 13-го.

– Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на умышленное причинение вреда другим людям. Агрессия может быть физической, словесной или психологической. Диапазон агрессивных действий может начинаться от словесных угроз или оскорблений и заканчиваться международными военными конфликтами.

– Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную для человека потребность.

– Удивление – реакция на внезапно возникшие обстоятельства или какое-либо событие, которая может иметь как положительный заряд, так и отрицательный.

– Стыд – эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков или мыслей ожиданиям других людей, а также собственным представлениям о подобающем поведении.

Эмоциональные реакции (в отличие от устойчивых эмоциональных состояний) характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью.

Эмоциональная реакция возникает как ответ на какой-либо раздражитель (испуг от резкого звука, гнев или радость в случае гола в ворота одной из футбольных команд и т.д.). Интенсивность эмоциональных реакций может варьироваться от крайне слабой и зачастую не воспринимаемой самим человеком до чрезмерно яркой.

Эмоциональные отношения называют также чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом, имеющим значение для человека. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний прежде всего длительностью – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные (моральные) чувства – чувства, возникающие при соотнесении воспринимаемых явлений действительности с выработанными обществом нормами. Нравственные нормы складываются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относятся гуманность, любовь, доброжелательность и т.д. К аморальным – эгоизм, жадность. Хотя стоит заметить, что в современном мире с его представлениями о морали едва ли не все чувства, ранее считавшиеся отрицательными, ныне признаются многими как совершенно естественные.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе деятельности человека, формируются на основе его работы и ее успешности. К чувствам интеллектуального характера можно отнести любознательность, работоспособность, самокритичность и т.д.

Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к прекрасному. Данный вид чувств проявляется в отношении к природе, искусству.

Литература

1. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, 1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 1984.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 1987.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

8. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.

9. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

10. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

14. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 1988.

15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1978.

16. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эмоциональная реакция на коронавирус: как понять причины своих эмоций?

За последнюю неделю на фоне пандемии развернулась настоящая информационная война.

Люди разделились на 2 лагеря: одни призывают полностью самоизолироваться и не выходить из дома, другие — не поддаваться панике и жить обычной жизнью.

При этом мы все хоть и в разных лагерях, но в одинаковых обстоятельствах. И информация поступает к нам одна и та же. Но ее обработка и следующая за ней реакция зависит от нашего жизненного опыта и выработанных схем реагирования.

Речь в статье будет не о том, что фактически делать. Потому что я этого не знаю. Я могу только выбрать свою модель поведения и нести за нее ответственность.

Речь о том, как в сложившейся ситуации понять больше о своём внутреннем мире.

Сейчас снаружи — ситуация неопределённости. И эта неопределённость — лакмусовая бумажка для устоявшихся паттернов поведения, которые в обычной жизни мы не замечаем.

Самое первое, что можно отследить — как вы ведёте себя в ситуации неопределенности. Вы активно сопротивляетесь ей или принимаете эту ситуацию как есть (то есть как нечто, чем вы не можете управлять)?

Из тех общих способов реагирования, которые я заметила, выделю 2 большие группы: тревога и страх (доходящий до паники); гнев и раздражение, как реакция на «чрезмерную» панику окружающих. Ещё есть безразличие, но таких реакций меньше, как мне кажется.

Тревога и страх

Страх — нормальная эмоциональная реакция на обстоятельства и события, угрожающие нашему благополучию и существованию.

Тревога похожа на страх, но она возникает в ситуации неопределенности, когда просто есть ощущение, что должно произойти что-то плохое.

Если вы отмечаете у себя тревогу, страх, попробуйте ответить себе на вопросы:

  • Чего я именно я боюсь?
  • Какие негативные последствия могут произойти со мной ?

Например, я боюсь заразиться и умереть; боюсь заразиться и передать вирус другим людям, которые умрут от него; боюсь, что введут карантин и я не смогу ходить на работу и останусь без денег (умру от голода, окажусь на улице и т.д.).

Эти страхи могут быть совсем иррациональными, но это сейчас не важно. Просто отследите их у себя. Вспомните, когда возник этот страх? С какими конкретно событиями он связан?

Позвольте страху просто быть, не пытайтесь его заглушить, а дайте возможность этой эмоции состояться. Она же пытается защитить вас от негативных последствий. Осознавая свой страх, можно предпринять реальные действия, чтобы избежать потенциально негативных последствий. Или возможно, осознав свой страх и поняв его источник, никаких действий предпринимать не потребуется, потому что эта эмоция просто уйдёт (выступит с предупреждением и посчитает, что ее функция выполнена).

Если страх иррационален, значит он связан с какими-то установками и скорее всего он проявлялся и будет проявляться в других обстоятельствах. Возможно, сейчас самое время проанализировать свой прошлый опыт и вспомнить, были ли похожие страхи.

Гнев и раздражение

Тут немного сложнее.
Гнев, который возникает, когда вы приходите в магазин и понимаете, что не можете купить туалетную бумагу, потому что ее скупили паникующие — адекватен сложившейся ситуации (ситуации фрустрации).
Гнев, который возникает, когда вы видите в соц.сетях новости о панике или читаете пост кого-то из знакомых, переставших выходить из дома — про что-то другое.
Что с вами происходит, когда вы видите, что люди ведут себя не так, как хотелось бы вам? Считаете ли вы, что окружающие не должны себя так вести? А как должны? И про что это слово «должны»?
Может это быть про попытку контролировать все происходящее вокруг и попытку взять на себя ответственность за поведение окружающих и таким образом справиться с ситуацией неопределенности?
В обычной жизни у нас есть ощущение, что все под контролем, потому что обычно так и есть. Сейчас этого ощущения нет, и это показывает реальное положение вещей — мы не можем контролировать все, что происходит вокруг нас. Мы можем нести ответственность только за себя.
Остальное — попытка взять на себя слишком много, а именно ответственность за других.
Вообще сейчас вокруг уникальная ситуация, потому что в неё включены абсолютно все. И даже мы, психологи, обсуждая эту ситуацию с клиентами, чувствуем, что она откликается внутри.
Познавайте свой внутренний мир, не бойтесь собственных чувств и тщательно мойте руки с мылом:)

МОЙ ИНСТАГРАМ | МОЙ САЙТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *